"Эх, прокачу!", или Петербургский извозчик XVIII века.

Jun 29, 2015 14:34

Тащусь в прошлую пятницу по Невскому на троллейбусе, с бесчисленными остановками, светофорами, перекрёстками и прочими прелестями наземного транспорта. Смотрю себе в окно, никого не трогаю, представляю, как бы проделал весь этот путь, скажем, при государыне Анне, или «дщери Петровой» Елизавете. Карету цугом сразу отмёл - рылом не вышел. Как, впрочем, и коляску с «парой гнедых»…  Да что там «с парой»! Топал бы, верно, пешком, в лаптях, куда-нибудь на «Вшивую биржу» наниматься в работные…

Ну, а всё-таки? Как передвигались по городу его рядовые жители - обыватели, мелких чинов офицеры, заезжие купцы или, прости Господи, иностранцы? Предоставим слово одному из них - датскому путешественнику Педеру фон Хавену, побывавшему в Петербурге летом 1736 года:

«Люди знатные и богатые имеют свои экипажи и ездят в одну лошадь, парой и четвёркою с форейтором, смотря по чину и званию… Иностранцы же и другие смертные могут обращаться к извозчикам, которые наезжают в то время из деревень в большом числе и, стоя на каждом углу улицы, предлагают свои услуги. Сани у них короткие, низкие, не выше локтя от земли, и столь узки, что может поместиться только один седок. Запряжены они в одну лошадь, на которой сидит извозчик, для большей предосторожности потому, что в многолюдном Петербурге бубенчиков не употребляют во избежание большого шума. Если едущему известно положение места и несколько русских слов, а именно: «Stupai! Pramo! Napravo! Nalevo! Stoy!», то можно очень скоро приехать куда угодно. В обширном Петербурге это большое удобство. Извозчик обыкновенно гонит лошадь галопом, делая в час по 10 вёрст (!), и за это удовольствие платят 10 копеек. Здесь я должен заметить, что во всей России существует обычай едущих при встрече поворачивать направо. Поэтому даже при быстрой езде не происходит замешательства, и если кто забудет правило, то ему кричат встречные: «Держи правее!»

XVIII век, Санкт-Петербург, транспорт, мемуары, история

Previous post Next post
Up