Культура обществ в странах европейского мира к началу ХХ-го обратилась на людей которые не имели до того своего «представительства» в ней.
Начиная со средневековья и по конец XIX-го искусство как служебный образный процесс мышления пыталось примирить людей элитного сословья с тем миром который они способны были видеть и который им нужно было по необходимости менять. Отсюда необычайно энергичное движение в литературе и музыке с конца XVIII-го в Европе и затем в России.
Главное что присутствовало в этом искусстве - открытие человека существующего среди других людей - это то что беспокоило и тревожило по разным причинам. И это усиливалось тем более что через широкое вовлечение бывших ранее за окраиной сознания городской публики формировавшей общество государственного типа. Солдаты рабочие и другие пролетарии оказывались в городах со своим неостановимым вливанием в среду мира горожан всякого уровня общественных иерархий. . .
. . . . В отличие от европейского итало французского музыкального и литературного ренессанса который особенно в оперной музыке породил помпезную глупость когда на массы людей были передвинуты личностные свойства авторов и этих людей воспринимали как продолжение клубных доктрин элиты. Русская литература и музыка в лучшем своём следуя после европейской прочувствовала и исправила эти ошибки видя личности этих людей и обратившись к представлению их жизни.
Вот тут потребовалось совершенно новое - не мотивы одной личности (души) а звучание духа многих среди которых те же исследователи в литературе и музыке как и элиты находились где то сбоку но чувствовали за которым по новому тревожащую их души силу.
Старые музыкальные формы - оперы и симфоничность - отражавшие образы отдельной души оказались неспособны для созданию новых образов новой действительности. Вот почему с началом настоящего движения нарождающихся обществ европейского мира (а не полностью манипулироуемого восстания отребья и прочих химерических сообществ Европы в конце XVIII-го) закончился «век классики» и в музыке и в литературе Европы и России. То тихое сумасшествие «серебряного века» в России и декадентства в Европе - ещё одно подтверждение агонии.
То что пришло им на смену - кино и массовая культура с 20-х годов - никакими «происками» объяснять не стоит. Это были попытки организации собственного и общественного состояния в новом времени каких задач до того не существовало.