Идея. Идеология. Мечта. На них возлагаются те или иные надежды достигнуть обществом того что отдельным лицам из общества только может как то или менее отчётливо грезиться но недостижимо/недоступно достичь без самой среды - этого общества - где только есть/может существовать не только сегодняшняя но главное - будущая человеческая жизнь.
.
.
.
.
.
.
И происходит художественное оформление/создание мифа с его иррациональной/страстной балладо публицистикой которой люди скорее поверят чем любому длительному «убедительному» рассуждению. Миф - как будто литературно отстилизованная мечта а - на деле - её подменный муляж имеющий/могущий обладать однако значительной художественной/поэтической силою. Затмевающей банальную «правду» вяжущую как болото текущего «объективного» бытия. Являющегося самого однако тоже искусственным состоянием - часто нудной драмой. (как там хорошо сказано - «одно было счастье - по будням ненастье по будням ненастье а в праздники - дождь»)
Миф - костыль. ПОмочи. Иногда целые ходули будто превращающие наивного человека (только) в своих глазах и в глазах «соратников» - в мифологическое существо.
Из мифа - в первую очередь возможно рождение в так называемого субпассионария (статусно «победителя»). То есть субпассионария по Гумилёву который в отличие от пассионария не обладает собственным чувством причастности к жизни вне/за пределами себя. Чувством существовать ради ценности большей чем та в которую сам себя оценивает/может ощущать в себе. Точнее говоря в отличии от него пассионарий свою ценность просто теряет перед ценностью высшей.
Пассионарию не нужен миф. Он обладает прямым зрением ценности которую не может заслонить ему его собственная фигура. Поражение же следующего путём мифа субпассионария («таков путь!») приводит к драме его недомечты и смертному падению его псевдодуха когда на такого человека наступает серьёзная/не книжная беда. Примером этому может быть так сказать химия жизни воюющих наёмников ли фриков представленная в них в войне лишь дикостью определённой/немалой степени сумасшествия а не духом (существующим только в широкой человеческой общности недоступной ни наёмникам ни фрикам в среде их артельного типа).
Не все воюющие пассионарны как и не все - субпассионарии. А остальных - третьих - большинство которое инстинктивно тянется к духу общего. Который однако не совсем может воспроизвестись в них и потому для единства потребна/есть нужда хотя бы в заменителях таких как миф и его символы.
Почему. Миф - фактическая опора для деклариции нравственности в сообществе. Нравственная оценка - повод для действия. Нравственность относительна? То есть - да. Уничтожающие друг друга в войне нравственны каждый в своём существе/в себе/в своём сообществе.
И здесь главное практическое свойство мифа. Миф не служит лишь для какой то блаженной медитации. Миф определяет роли в сообществе в спектакле жития/бытия людей. И может иметь/нести в себе сильнодействующую иллюзию истинности.
И важно дело в том чтобы миф не затмевал интуивного духа общего защищая людей от падения в тьму непоправимого (лжи). Последнее может относиться ко всем участникам/сторонам в войне (участникам жизнью но не «игрокам»). То есть бывает что все участники падают туда («те кто ложится спать»). Либо находятся «те кто спасён» - кто не плутает в сказках того или иного мифа а живёт взаправду.
.
Click to view
.
---
Хотя и миф/его изложение бывает не настолько беззуб.
Взять известный мифологический сказ - сериал 17 мгновений весны. Можно по всякому относиться к персонажам (их изображению актёрами) и их убедительности и не превращать кино с его актёрами (по большому счёту высокохудожественными куклами в руках сценариста и режиссёра) в некоего идола. Однако есть нечто «цепляющее» временами зрителей. И когда после его просмотра страной появились «анекдоты про Штирлица/Мюллера/радистку Кэт» - очевидная намеренная пошлость их бросалась в глаза на фоне этого тихого чувства которое никто вслух не обсуждал но заставило страну просмотреть сериал без остановки и похоже даже внимательнее чем фантастические тогдашние чемпионаты мира по хоккею.
Хорошо бы не только жёстко бороться с фейками но и с гадливым - исторически безродными экземплярами - с ихним опошлением того тихого чувства которое и даёт силы людям объединяя их в страну.
.