Как будто бы правы говорящие что во сне (и в тонком) возникают фрагменты дня из за анархии нейронов лишившихся управления некоей доминанты.
Похоже и возможно такое объяснение но оно не включает ряд особенностей. К примеру водителю уже на самом ранем этапе тонкого сна который и сном ещё и не назвать вроде выскочат какие то фрагменты пути а рыболову - поплавок. И уже здесь происходят маленькие чудеса - простоявший неподвижным весь день поплавок без единой поклёвки тут ещё и клюёт. Однако отчего то мелькнут только эти краткие «эпизоды»/фрагменты а множества других прожитых вместе с ними этим днём - нет.
.
.
.
.
.
.
.
Эти «выскочившие» пред глаза фрагменты имеют особенность в том что особым образом «оживлены» были уже днём и содержали для человека внутреннюю тайну/пружину - в них будто переместился ещё тогда днём хотя бы на мгновение этот человек придав им (свою?) волю. Всегда настораживает/привлекает внимание чья то воля пересекающая путь человека.
Удерживающая доминанта? Да. Цель у водителя - рабочий путь. У рыболова - продолжительно и детально исполняемое дело/техника добычи рыбы начинающиеся дома от будильника рано утром. В то же время рутина обязательных действий вовсе не отменяет вспышек внимания по совершенно неизвестным и рыболову и шофёру причинам во время которых «он» насыщает некоторые фрагменты особой значимостью. Та же удочка забрасывалась в неклёвный день то здесь то там то сям а поплавок явившийся ко сну - только в одном месте. Выходит когда (рассудочная?) рутина «алгоритма» деятельности (доминанта?) больше не властна - нужен отдых соответствующим рабочим областям мозга и т.п. - то выскакивает вызвавшее жизненный интерес событие/фрагмент.
Ещё раз стоит вернуться к «доминанте». Она не имеет (прямого) общего с каким то реликтовым кнутом который легко может загнать в транс испуга или возбуждения и т.п. Реликтовое - накопленное в хранилищных недрах принципиально необозреваемой «нервной системы» человека нечто в виде шаблонов смеси вскриков/молчаний/бубнений разношёрстных семейств из составляющих человека «особей - внутренних органов» связываемых неким общим согласием в общем действии которое они пробуют навязать самому своему человеку. Реликт может быть необычайно глубок но отрабатывает только на над стратегическим уровнем (в тоне) либо на очень коротком «тактическом»/реактивном.
Доминанта для человека главным образом сообщественическое порождение (высшие животные так же и очевидно менее обширено). К примеру «товар-деньги-товар» когда трепыхающегося человека запихивают в схему человеческой жизни как исполнительный механизм срубая поползновения его развёртывать самостоятельность в его деятельности которая жёстко включается в более широкую «общую». Деятельность общая не шибко утончена и никак не напоминает по глубине увлечения человека реликт. Доминанта довольно хорошо представляема и представима в отличие от реликта и его порождений. Смотрим хотя бы соответственно К.Маркса и не пугаемся закручености Г.Гегеля больше напоминающего главу секты с изначально зауженным миросозерцанием из которого тот выводит обо всём что захочет. Корень любой «доминанты» в том что она по сообщественной людской сути пуста и паразитирует лишь на некоторых макровершках вершков реликта и немилосердно парализующа для воли которая её только запутывает («пытается») до головной боли.
В итоге. То что выскакивает в тонком сне да и в обычном может оказаться большим чем сама упорная многотрудная и нудная доминанта в процессе деятельности под влиянием/руководством которой То вроде бы только промелькнуло.
Кстати зримость окружающего очень угнетает доминанту и те же шоры для лошади - хороший пример для этого человеческого явления. Тут можно пример и посложнее.
Можно пробовать слушать музыку с закрытыми глазами и даже очень хорошую однако на удивление быстро прямое впечатление от прослушивания может завершиться отвлечением на другие мысли и сном. Музыкальное произведение само являясь доминантой да ещё и явно и сильно сообщественной и обрушивается когда атрибуты формальной сообщественности (прямо командующей всегда) типа зримого окружающего мира нарушаются или начинают исчезать вовсе. Давая выход тому что главного для отдельного человека из сообщества. Вроде сразу не очевидно с музыкой но так. С ней ещё и запутанней - от «театральной» (сообщественной коммуникативной) шелухи отделяются те самы поплавки пригрезившиеся автору и в процессе сна «слушателя» нырнувшие к нему в душу.
.