Традиционно, самыми важными предметами в школе всегда считались технические предметы: физика, химия, математика. То ли потому что они были сложны и требовали того, чтобы "варил котелок", то ли потому что это было прямое наследие СССР, который ковал будущих сотрудников НИИ день и ночь, при этом оставляя гуманитарным предметам вторые и третьи позиции, а может и потому, что со знанием физики/математики (то есть, с работающей головой) можно было претендовать на бюджетное место в престижном техническом вузе, что было хорошей лазейкой в учёный люд для тех малоимущих немажоров, у которых не было денег для поступления в какой-нибудь прикинутый гуманитарный ВУЗ.
Какие бы ни были причины того, что "5" по физике всегда котировалась выше, чем "5" по истории, или литературе, эта тенденция пока ещё сохраняется в образовательных заведениях Украины. Конечно, сегодня эту тенденцию во многом усиливает высокий рыночный спрос на технарей, в частности на программистов, но истоки этой традиции лежат на несколько десятилетий глубже, чем могло бы показаться на первый взгляд. Пожалуй, во все времена бытности СССР, а затем уже и после оного, почти все предметы, кроме физики и математики, считались второстепенными. Можно было прекрасно знать английский, или немецкий, но тебя бы всё равно уважали меньше, чем если бы ты стабильно получал "5" за контрольные по математике. Отличная оценка по истории, как правило, вызывает лишь ироничную, сочувственную улыбку на лице родителя, мол "глупенький, ничего ты ещё не понимаешь в этой жизни", в то время как хорошая оценка по математике - это наше всё - повод для гордости и зависти, повод для хвастовства перед другими родителями и, в конце концов, официальная причина, позволяющая родителю наконец выдохнуть, смахнуть со лба пару капель пота и сказать "ну слава Богу. Сынишка верными шагами идет. Будет из него человек". И не дай Бог ваше чадо будет отставать по математике. Это знают все - двойка вашего ребёнка за контрольную по алгебре - официальный повод напиться в хлам и начать искать репетитора по математике.
Ещё со школьной скамьи происходит классовое разделение детей на технарей и гуманитариев: на "умненьких и перспективных" против "глупеньких и несерьёзных". С появлением широкого доступа в интернет этот великотехнический шовинизм стал ещё более заметным - достаточно лишь взглянуть на множество МЕМов по запросу "МЕМ гуманитарий" и сравнить результаты выдачи с запросом "МЕМ технарь".
Конечно, в самих технических науках тоже наблюдалось некоторое межклассовое деление. Обычно, математика и физика делили первое место, тогда как химия, хоть и наука техническая, но в силу своей узконаправленности всегда занимала второстепенные места в школьном рейтинге технических наук. Математика же часто вырывалась в лидеры за счёт своей каноничности и универсальности - примерно как латынь для студента медвуза.
В то же время, среди гуманитарных наук тоже шло своё соревнование за первые места, потому что чем "дальше" был предмет от технического, тем меньше ты за него получал плюшек и уважения. Таким образом, биология, хоть и предмет гуманитарный, но за счёт наличия в ней задач по той же генетике был в числе лидеров гуманитариев - не каждому было дано решить задачку по биологии. И уж далеко не каждый мог писать реакции на уроках химии.
Разумеется, классовое деление людей по признаку технарь/гуманитарий основывается не только на личностных ярлыках-критериях умный/тупой, но также и на рынке труда, где технарь, в среднем, зарабатывает больше гуманитария. Победителей не судят, поэтому технари и позволяют себе свысока смотреть на гуманитариев, тогда как последние, в свою очередь, могут только огрызаться, или же игнорировать насмешки в своё адрес (что более разумно).
По большому счёту, в наших школах предметами считались физика и математика, а всё остальное было как бы в нагрузку, для расширения кругозора. При этом некоторые прекрасные предметы ушли из школьной программы слишком рано. Ну и что, что рисование и музыка развивают творческие начала в человеке, которые пригодятся ему во всей его жизни, чем бы он ни занимался. Подумаешь, что игра на музыкальных инструментах улучшает работу мозга и развивает образное и пространственное мышление. Стране нужны заводы и ракеты, а не нахлебники-художники!
И если биология, или, например, английский/украинский худо-бедно, но считались относительно важными нетехническими предметами, то те предметы, которые никак не влияли на поступление в ВУЗ, в глазах родителей теряли всякий смысл. Для многих старшеклассников стал почти святым долгом прогул "лёгкого" предмета типа физкультуры или труда - по ним ведь экзамены в ВУЗ не сдают! И если бы в старших классах была музыка и рисование, то, зуб даю, их бы прогуливали точно так же. На фоне, конечно, ничтожно-полезного, но маломальски оправданного урока труда, где мальчики учились мастерить поделки для дома, а девочки учились шить и готовить, что ещё могло хоть как-то пригодиться в жизни, такие предметы, как гражданская оборона и ДПЮ (допризывная подготовка юношей) считались вообще пережитком прошлого, если не прямым наследием холодной войны США и СССР. Только вспомните эти учебники с картинками, на которых маршировали бравые советские солдаты с автоматами, вспомните эти нелепые инструкции как нести караул, обязанности дневального, как рыть окоп, как укрываться от ядерного взрыва. Вспомните эти смешные бросания полукилограммовой металлической болванки в виде гранаты, и редкие (1-2 раза в год) пострелушки в тире ДПЮ из какой-нибудь воздушки типа ИЖ-38. Все эти предметы проходились "для галочки". Поэтому нередко вопрос хорошей оценки решался бутылкой чего-нибудь
крепкого и горького. Всем сторонам учебного процесса это было выгодно, потому что каждый понимал, что бегать стометровки в жизни вряд ли кому придётся, а воевать не с кем и незачем, да и кто сейчас воюет живой силой, когда вопросы решаются авиацией и ракетами. Так что неудивительно, что ДПЮ и гражданская оборона были самыми прогуливаемыми предметам наряду с физкультурой.
Теперь, в условиях войны, оказывается, что это были самые важные предметы в жизни. Уж всяко важнее физики и математики. Как правильно оказать первую медицинскую помощь при огнестрельном/осколочном ранении? Как эффективно вести огонь из АК? Что делать при артобстреле? Как себя вести в условиях оккупации твоего города противником? Какой необходимо сделать запас продовольствия и что должно быть в аптечке? Вопросы, над которыми никто раньше особо не задумывался, теперь приобретают совсем иной окрас.
Какая ирония! В извечном техническо-гуманитарном холиваре за пальму первенства на социальной лестнице, где по недоразвитости нашего общества традиционно выигрывали технари, вдруг оказался новый игрок, который вытеснил и первых и вторых - им оказался военный. Те ребята, над которыми многие подшучивали, что мол они из детства так и не вышли, всё бегают с игрушками по лесу и стреляют друг в друга пластмассовыми пульками, теперь стоят в первых рядах и спасают наши жизни. Многие сегодня бегут к ним советоваться и обучаться, и никто уже не говорит, что стайкбол (airsoft) - пустая мальчишеская забава. Ни у кого теперь не повернётся язык сказать что-то плохое про пейнтболиста или про охотника - только за то, что они, мол, любят
пострелять.
К истории, кстати, тоже всегда было такое отношение, что мол это гуманитарная лобуда, переливание из пустого в порожнее, и что мол хватит жить в прошлом, надо думать о настоящем. Вот так и проспали рождение огромной фашистской державы прямо под боком, хотя Ленин почти сто лет назад в своей работе "О национальной гордости великороссов" нас предупреждал:
"Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. «защитой отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам."
Человек, вооружённый знанием истории - опасный человек. Историков никто не любил - они могли случайно откопать что-то неудобное для коммуняк. Тех философов, кого не расстреляли - выслать на пароходах восвояси. Мыслители стране не нужны (нет времени думать. Надо строить коммунизм! Только вперёд!). Художников и музыкантов тоже никто не любил - они могли ненароком нарисовать что-нибудь со скрытым смыслом, или спеть случайно песню под диктовку ЦРУ (как это, оказывается,
делал Цой). Поэтому упор делался в первую очередь на технарях - на людях, которые будут строить танки и ракеты, и при этом не будут задавать лишних вопросов. Очень удобный класс людей, которые были бы достаточно умны, чтобы ставить на конвеер производство, но недостаточно умны, чтобы ставить правильные вопросы. Кроме того, на вопрос о том, почему СССР поощрял технарей, а не гуманитариев (кстати, слово "гуманитарий" до сих пор звучит как ругательство), ответ можно найти в определении самого слова "гуманитарный":
Гуманитарный
(французское humanitaire, от латинского humanitas - человеческая
природа, образованность), обращенный к человеческой личности, к правам
и интересам человека, например гуманитарные проблемы, гуманитарная
помощь, гуманитарные науки.
Здесь ключевым является словосочетание обращенный к человеческой личности. В советах не было никакой человеческой личности, был коллектив, была партия, был ЦК, но личности не было и быть не могло, так что неудивительно, что при СССР давали добро техническим специальностям, а вот человеческие (гуманитарные) специальности выставлялись на посмешище, что продолжается и до сих пор.
Именно поэтому у нас в стране так мало писателей, философов и музыкантов, и именно поэтому, спустя 23 года после распада СССР, в нас всё ещё есть эти остатки плановой экономики и плановых установок, которыми нас на протяжении десятилетий заботливо пичкало ЦК. Когда этих установок не станет, умрёт и совок в наших головах. А пока технари и гуманитарии дерутся за последнее место в пищевой цепочке, реалисты открывают запылившиеся учебники по гражданской обороне и изучают устройство автомата Калашникова. И кто знает, быть может теперь визит к отставному ДПЮшнику окажется поинтереснее визита в ночной клуб, а курсы программистов по популярности уступят курсам парамедиков, но так или иначе люди обретут уже новое сознание, которое поможет искать новые смыслы в это прекрасное время перемен.