По сюжету я америкос, солдат в отставке, который вышел на гражданку и рад, что нашел непыльную работку ночным сторожем в одном из музеев Вашингтона. В самом музее множество залов с экспонатами из разных стран и эпох - Китай, Египет, Европа и так далее. За неделю до съемок я начал просматривать военные фильмы и боевики, чтобы понять особенности солдат и полиции, как они держат оружие, ходят, бегают, стреляют.
В первый день - в воскресенье - на мне еще раз померяли костюм и определили режим бороды - сбритые щеки и нетронутая ослиная мордочка. Так что каждый день мне приходилось бриться.
За день до съемок выдается план - список эпизодов, которые планируется отснять на следующий день. Обычно это около 15-ти сцен. Кроме того, у меня был сценарий с картинками, репликами и примечаниями. Все это было возможным лишь потому, что черновая 4D версия фильма уже готова. Я даже видел ее в 4D кинотеатре. Так очень удобно, всегда можно на компе посмотреть как двигается охранник и что следует за чем. Разумеется, сцены снимались не строго по хронологии, хотя, в целом соблюдался некоторый порядок съемок от начала и до развязки фильма.
Я бы не сказал, что у меня много опыта, поэтому, конечно, где-то в глубине души было ссыкотно - я был главным героем, мою морду покажут на большом экране, и плохую игру было бы сразу видно. Вокруг собралось 20 человек и каждый что-то вкладывает в этот фильм. Результат, конечно же, будет зависеть от работы каждого человека - от гримеров и актеров, до операторов и режиссеров.
Особенности съемок 4D фильма:
1) Съемка одновременно на две камеры. Оборудование немецкое, цена камер порядка миллиона баксов.
2) Отсутствие других действующих лиц. Мумий, крыс, динозавров и терракотовых воинов, которые за мной гнались - приходилось представлять и соответственно играть так, как будто я с ними взаимодействую.
3) Минимум предметов. Настоящими были только пистолет, автомат, пулемет, базука, фонарик, факел. Летящий в меня бамбук или стрелы нужно было представлять и, соответственно, правильно выбирать линию взгляда. Стены и дверные проемы, а иногда и статические персонажи обозначались зелеными ящиками.
4) Все расстояния и высоты - от камеры до актера, или до предмета, угол камеры - все замеряется и записывается в специальную тетрадь. Эти данные будут использоваться во время прорисовки графики.
5) Создание фильма с нуля может занять около года, или даже больше. Над анимацией, прорисовкой текстур и прочих эффектов работает несколько отделов(несколько десятков человек). В нашем случае уже есть готовый "движок", поэтому фильм будет готов где-то года через пол - уже в октябре-ноябре.
6) Эффект замедленной съемки делался прямо на съемочной площадке. Я медленно подбрасывал в воздух пистолет, как будто это замедленная съемка, а потом ускорялся в нормальный режим и наоборот.
Персонал, обслуживающий съемочную площадку, собирался где-то в 7:40 - настаривался свет, камера, готовился реквизит. В 8:30 я приходил на студию, переодевался, мне накладывали грим и около 9:00 мы начинали съемки. Иногда удавалось обойтись двумя-тремя дублями, в редких случаях одним, а были и сложные сцены, которые мы снимали по 20-30 раз. В среднем съемка одной сцены занимала полчаса. Съемка сложных сцен могла занимать до 2-х часов. Много времени занимали замеры и выбор угла камеры. В 12 - 12:30 был часовой перерыв на обед. Мы шли в столовку, где в металлические подносы нам щедро наваливали иногда вкусной, иногда обычной еды типа риса, водорослей и мяса. В тяжелые дни, когда нужно было много бегать и прыгать, был зверский аппетит, вечером не было сил ни на что. Некоторые ключевые сцены по требованию высшего руководства необходимо было переснять, что мы и сделали, подняв, таким образом, качество будущего фильма.
К счастью, у меня практически не было слов, поэтому я мог сконцентрироваться на движениях. Перед непосредственно съемками мы с моим куратором прорабатывали движения, делали съемку, смотрели результат, корректировали и доводили до желаемого результата. Успех отснятой сцены зависел от работы как операторов, так и моей. Если кто-нибудь из нас лажал, нужно было снимать заново - а это время - камеру на исходную позицию, поправляние формы, еще какие-нибудь мелочи. Сложность работы для меня заключалась в том, что в повседневной жизни я не боюсь, не нервничаю, а в большинстве сцен я должен был именно нервничать, бояться, ужасаться, показывать боль. Стреляя из пулемета или автомата мне нужно было с азартом орать, чтобы все это выглядело правдоподобно.
Тренинг с Джин Хартман, который я прошел в декабре прошлого года сослужил мне хорошую службу - иногда я так входил в состояние, что сводило пальцы и голова кружилась от кислородного отравления. Фильм планировали снимать 4-4.5 дня, а уложились как раз в 5. Приятной оказалась похвала от разных людей о том, что у меня талант. Но я-то понимаю, как сложно быть тем самым актером, который улавливает все тонкости, движения, интонации и при этом вносит в роль немного своего характера. Бывало сложно сконцентрироваться, когда в уме нужно держать сразу несколько переменных: скорость бега, очередность поражения воображаемых целей пистолетом, длительность контакта со зрителем, степень расслабленности тела, наполненность взгляда и выражения лица - панического, или же уверенного в себе, или же и того и другого. Если бы ко всему этому добавить еще и реальные диалоги с другими персонажами на не родном языке, то получилась бы та еще каша.
С нами поехала переводчица. К счастью, ее помощь потребовалась лишь в первый день, когда приехал америкос, играющий заведующего музеем. Клевый мужик, который, однако, почти ни слова на китайском не говорит. "К счастью" потому, что если б я не говорил на китайском, то съемки бы затянулись.
Оператор, как ангел в небе.
Ах да, стол и кресло тоже были настоящими.
Перед съемками я тренировался с настоящими мячиками, а во время съемок играл воображаемыми.
Панды пригвоздили меня бамбуком к стене музея.
Все эти зеленые стенки очень легкие, на них невозможно облокотиться, поэтому сзади стоят товарищи и подпирают - для реализма.
Чувиха слева - актриса и танцовщица. Совсем без понтов.
Перед и после съемок эпизода производятся замеры.
Дерусь с зелеными человечками. Когда-то в детстве у нас с братом оказалась кассета "Space Jam" с Майклом Джорданом в главной роли. Сейчас я уже не помню почему, но мы этот фильм смотрели каждый день в течении месяца, так что выучили назубок все реплики. Мог ли бы я когда-нибудь подумать, что и самому через почти 15 лет придется сниматься с зелеными человечками?
Некоторые мои навыки очень помогли. Немного акробатики для красочных падений и танцы для большей расслабленности тела.
В съемках принимало участие 3 оператора и 2 режиссера. Во время каких-то непоняток один из режиссеров психанул и покинул съемочную площадку. На следующий день его уговорили вернуться и мы продолжили в обычном режиме. На фото видно два экрана - это и есть изображения двух камер.
В этой сцене по мне должны были забираться крысы. Факел настоящий, а огонь обозначен красными крестами, чтобы потом во время пост-обработки на его место можно было добавить пламя. Такими же красными крестами помечали стекло фонарика, чтобы знать в какую сторону направить нарисованный на компьютере луч.
От некоторого напряга все же не избавиться. Когда звучит "мотор!", клацает режиссерская дощечка, а потом звучит "начали", то времени на раздумья нет. Иногда для того, чтобы войти в состояние - есть всего несколько секунд.
После того как звучит "过!" (сняли!) я иду отдохнуть, хлебнуть воды и подготовиться к следующему эпизоду.
С одной стороны, в этих прыжках ничего технически сложного нет. Но когда несколько дублей с высоты плашмя прыгаешь на жесткий мат, то голова все-таки это чувствует.
Такой же тросс используется на съемках всяких драчек. Для того, чтобы сохранить позу, приходится держать напряженными пресс и спину, при этом ремни больно врезаются в ноги. Не знаю почему они не используют беседки, как у скалолазов.
В этом эпизоде меня обстреляли стрелами, я укрылся за креслом. Шляпу пригвоздило стрелой. Здесь тоже использовали зеленого человека, который резким движением руки сдергивал с меня шляпу. Никакими лесками и мини-блоками такого эффекта добиться не удалось.
На съемках все всегда сложнее - неудобная форма, пистолет в кобуре, режущий глаза белый свет прожекторов. В этом прыжке главной сложностью было то, что мне нельзя было быстро бежать чтобы набрать скорость для толчка, иначе камера за мной бы не угналась.
Если автомат и пистолет по весу походили на настоящие и отдачу было относительно легко имитировать, то с пулеметом и базукой дела обстояли иначе. Пулемет был сделан из пластика, он был легким и его было слишком легко трясти, а базука была из пенопласта, поэтому подбирая базуку мне нужно было делать вид будто она тяжелая. В одном из дублей я случайно оторвал рукоятку, которую тут же приштамповали обратно степлером.
Во время съемок меня щедро сдабривали укусами динозавра, порезами от стекла, раной от бамбукового копья и многочисленными царапинами. Рецепт крови оказался весьма простым: мед + пищевой краситель. По словам гримера, других ингредиентов нет. Мед используется плавленный, текучий, если кровь для плевания, то добавляют немного воды. Такая кровь довольно легко смывается и безопасна для употребления. Косметику для грима покупают в специальном магазине для киносъемок в Пекине, а на таобао такие вещи если и есть, то скорее всего липовые.
Для эффекта вспотевшего лба использовали не воду, которая быстро высыхала под теплым светом прожекторов, а прорачную гелеобразную субстанцию, которая выглядела как вода.
Стоили ли эти съемки увольнения с работы? На 300% да.
Я нашел с режиссерами взаимопонимание, они прониклись приложенными мной усилиями, а значит мне светит участие в других проектах.