May 10, 2010 16:36
Почему-то только что до меня дошло, что в том виде, в котором история существует, от нее только вред. Нам всегда промывали мозги тем, что "мы должны помнить", кормили нас цитатами в стиле "у человека, не помнящего прошлое, нет будущего" и все было довольно таки правдоподобно. Если к этому еще и прочитать "Книгу смеха и забвения", где Милан Кундера размышляет над тем, что лучше - помнить, или забывать, то создается стопроцентное алиби, оправдывающего уроки истории и уважительное отношение к профессии историка.
Миф о важности предмета Истории по своей величине стоит где-то рядом с Церковью. Но его сложнее разоблачить, потому что в Историю, в отличие от Церкви, можно верить как хочешь. Одни верят в одно, другие в другое, а в школе нам дают третье. И вот здесь и появляется возможность увидеть истинное лицо предмета Истории.
Оказывается, ее используют политики для промывки мозгов детей. Чтобы, опять же, выращивать винтиков для своей системы. Церковь является одним органом управления, завуалированным, медленным и неповоротным, потому и почти незаметным, в школе происходит обработка юных умов уже с другой стороны. И вот эта же обработка не кончается и после школы. Она продолжается в ВУЗах, а потом и просто в жизни, когда все начинают отмечать военные праздники. День Победы, День ввода войск в Афганистан, День вывода войск из афганистана, а в учебниках по Истории, тем временем, мы не знаем, что во времена Колиивщины, которая пришла после ухода Богдана Хмельницкого, были вырезаны тысячи поляков и евреев. А может быть и не были они вырезаны, а учебник был издан по эгидой Компартии. Никто не знает, и на этом спекулируют.
У россиян одна история об одних и тех же событиях, у украинцев другая, у поляков третья. О геройствах рассказывают смело, о гнусностях предпочитают молчать, или отделываться одним-двумя предложениями, из которых ничего не ясно.
Ни в коем случае нельзя учить историю по одному учебнику. Ученику должны выдавать десяток книг по всемирной истории. Эти книги должны быть изданы в разных государствах. Ученик прочитывает все книги, и по каждому пункту, сравнив все десять источников, записывает свое мнение. Потом это всё проверяется преподавателем, но оценка не ставится. Потому что как можно оценить мнение человека? Или оценить глубину его суждений. Это невозможно. Каждый человек - это маленькая вселенная со своими законами. Внешние вселенные не имеют возможности, не имеют аппарата, чтобы оценить другую вселенную, потому что каждая вселенная уникальна.
Это как моя идея о том, что практически невозможно посчитать затраченные усилия конкретного человека на конкретное дело. Мы не можем померять величину его лени, которую ему пришлось преодолеть, не можем померять душевную боль, которая вдохновляла, или наоборот мешала человеку творить свое дело. Когда едешь в транспорте, то откуда знаешь, кому тяжелее: парнише, держащем в руки тяжелый рюкзак, или старушке, даже не держащей в руке ничего, а просто борящейся с внутренними какими-нибудь болезнями. Этих критериев нет, поэтому и оценки, которые даются в школе - весьма и весьма грубы. Так, двоечнику, раз в год неплохо написавшему контрольную, нужно было бы поставить оценку выше, чем отличнику, который каждый раз пишет контрольные на пять.
Таким же образом меня умиляет то, как многие преподаватели задают рамки для размеров произведений. А потом, если ты, например, написал больше, снижают оценку. Или если на полстраницы меньше - тогда тоже оценка ниже. А если предложение в предложение, слово в слово, то ты герой. Ученики гонются не за более точным выражением своих мыслей, а за более точное попадание в рамки. Это не есть учение мышлению, и уж тем более не есть способ выразить свою уникальность. Когда все пишут по 2 страницы, то уже сложнее выделить яркую личность.
По моему глубокому убеждению, предмет истории не должен подразделяться на "Историю Украины" и "Всемирную Историю". История не может рассматриваться в отрыве от историй других государств. Это какой-то синтетический, высосанный из пальца продукт, с помощью готорого еще удобнее гнать всякую чушь и зомбировать детишек.
А главный аргумент, что, мол, - "мы должны помнить историю, или у нас не будет будущего" - это дешевая уловка, которой пользуются политики. Они организовывают войны, убивают нас, потом это всё действо героизируют и заставляют каждый год отмечать. Если кто-то усомнится в надобности отмечания государственного праздника, они тут как тут с суровым видом помашут указательным пальчиком, мол "мы же должны помнить историю", хотя при этом им-то наплевать на всё это, потому что они используют все эти штуки для того, чтобы отвлечь внимание от насущных проблем.
Вся страна погрязла в праздновании событий 65-летней давности, забыв о том, что сейчас ситуация не намного лучше. А чтобы вспомнить, потребуется время, а там, глядишь, и другой праздник. А потом будет еще и день Конституции Украины, День Учителя, Рождество, Новый Год, мы такие добрые, хорошие.
У нас на уроке украиской литературы в пятом классе достаточно было сказать: "i цi пани... гнiтили селян...", чтобы получить четверку, а иногда и пятерку. Мы, как жаба, которую положили в обычную воду и начинают подогревать, с детсва привыкаем к дерьмовости всей ситуации.
Если б на наше место, например, в Киев, на недельку тех же греков, уверен - была бы револющия.
А мы привыкли. Привыкаем с детства, продолжаем в университете, а освободившись уже и совсем обжились и научились жить в этом болоте.
И теперь, вместо того, чтобы сегодня что-то сделать, мы гордимся тем, что 65 лет назад сделали наши деды. Хоршая отмазка, ничего не скажешь.
И вообще, история - это настолько абстрактное понятие, настолько преувеличенное и канонизированное, что просто не перестаешь удивляться. Ее ведь нет. Нет истории. Того, что было вчера - сегодня уже не существует. Зачем тратить на это время, прикрываясь попсовыми цитатами о будущем, которое, кстати, тоже не существует?
история,
урок,
украина,
школа,
мысли