Feb 11, 2010 00:15
1. Тот, кто покоряется демонам, прежде пасует перед своим сердцем. Обуздай свое сердце, и все демоны твоей души рассеются.
Тот, кто увлечен соблазнами мира, прежде дает увлечь себя своим страстям.
Когда страсти подвластны человеку, соблазны мира не тронут его сердце.
2. Зрение и слух - внешние разбойники.
Желания и замыслы - разбойники внутренние.
Hужно, чтобы Хозяин не позволял себя усыпить и покойно восседал в главном зале дома.
Тогда разбойники превратятся в слуг.
3. Hавозные личинки утопают в нечистотах, но, превратившись в цикад, пьют росу под осенним ветром.
Гнилушка не испускает света, но, превратившись в "светляка", горит под осенней луной.
Hельзя не знать: чистое всегда выходит из грязи, светлое всякий раз рождается из тьмы.
4. Hекто спросил: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?" Учитель сказал: "А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром".
5. Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя.
Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.
6 . Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний.
Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться благородным мужем.
7. Ученик Цзы-Лу спросил о том, как чтить духов.
Учитель сказал: “Ты еще не умеешь служить людям, как же ты сможешь служить духам?”
Тогда ученик спросил о том, что такое смерть.
Учитель сказал: “Ты еще не знаешь, что такое жизнь,
как же ты сможешь знать, что такое смерть?”
8. Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей.
Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно свершаете торжественный обряд.
Не делайте другим того, чего себе не пожелаете.
Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства.
9. Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного.
А низкий человек поступает наоборот.
10. В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех.
Не ставь себя в унизительное положение.
11. Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.
12. Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.
13. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
14. Не поговорить с человеком, который достоин разговора, - значит потерять человека.
А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова.
Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
15. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
16. Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
17. Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества.
Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
18. Изощренные слова губят добродетель.
Несдержанность в мелочах погубит великое дело.
19. Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
20. Достаточно, чтобы слова выражали смысл.
21. Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей:
в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения женщинами;
в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества;
в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.
22. Учитель сказал: “Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать.
Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду”, - я слышал такие
слова и видел таких людей.
“Я живу в уединении, дабы достичь своей цели, и следую должному, дабы претворить свою правду”, - я слышал эти слова, но никогда не встречал такого человека.
23. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.
24. Любимец деревни - враг добродетели.
25. Благородный муж превыше всего почитает долг.
Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником.
Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.
26. Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми.
Если приблизишь их к себе - они станут развязными, если удалишь от себя - возненавидят.
27. Небо и Земля разделены, но они делают одно дело.
28. Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
29. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите. что будете не в состоянии совершить дурной поступок.
30. Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
31. Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
32. Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.
33. Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
34. Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать.
Люди страшатся бедности и безвестности; если того и
другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.
35. Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.
36. Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.
37. Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, - конченый человек.
38. Достойный человек не идет по следам других людей.
39. Учитель сказал: “Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя
доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?”
40. Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
41. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.
42. Не делай другому того, чего себе не пожелаешь.
43. Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой?
Конфуций,
философия жизни,
孔子