Эх, воистину славен град Кызыл при хорошей погоде! (с) классик
Город Кызыл, я весь твой (с) питерский классик
Тува - самый молодой, самый бедный и самый криминализированный регион России. В составе России - всего лишь с 1944 года. На немаленькой территории проживает всего 300 тыс. человек, из которых более 100 тыс. - в столице. в Кызыле. Про тувинцев очень многие, самые разные люди упорно говорили похожие вещи. Как то: 1)тувинцы расисты, из серии "мы потомки Чингисхана, а вы говно" 2)тувинцы - уникальный народ поголовно неприятных людей 3)тувинцы не умеют работать 4)тувинца хлебом не корми - дай пырнуть русского ножичком в бок Мне лень углубляться в дебри, но в целом это все правда)
Тувинцев в республике подавляющее большинство. Не меньше 95%. Бытовое общение - полностью на тувинском языке. Русской речи нет. Очень многие тувинцы, особенно молодые, особенно из деревень - вообще не знают русского языка. Странно звучит, но это так. Люди родившиеся и всю жизнь живущие в России не в состоянии прочитать собственный паспорт. Абсолютно все тувинцы по русски говорят очень плохо. Объявления о приеме на работу из серии "требуется продавец в киоск, со знанием русского языка" - обыденность.
Республика в естественной географической, и вследствие и культурной, изоляции. Аэропорт закрыт, железной дороги нет, транспорт нерегулярен, в республику ведут всего две дороги. До ближайшего относительно крупного города, Абакана - 400 км. Из-за расстояний и отсутствия инфраструктуры большинство промышленного производства нерентабельно.
Тувинцы в общении производят тягостное впечатление. В лучшем случае ты им неприятен и они мужественно тебя терпят, ожидая когда ты исчезнешь из их жизни, в худшем ненавидят тебя. Русские и тувинцы, поразительно, живут в республике в состоянии апартеида. Действуют заведения для русских и заведения для тувинцев. Негласно, конечно, но четко. Русские и тувинцы редко работают вместе. И дело не в расизме - просто люди оказываются настолько разные, что ужиться вместе им оказывается очень сложно. Получается так, что практически весь бизнес республики - в руках русских 5% населения. А весь административный ресурс - у тувинцев. Тувинцы очень херовые работники. Не хватает образования, расторопности, самостоятельности, а плюс еще на это накладывается пресловутая ненависть к русским, как к более успешным. Тувинец очень часто будет саботировать за спиной. В 90-е годы, кстати, в республике был вал погромов, очень много русских бежало. Очень многие обосновались в Красноярском крае, тупо на границе с Тувой. И, начав с нуля, в похожих местах вновь дали тувинцам фору.
Но это все цветочки, и хрен бы с ним. Никто никого любить не обязан, и лично мне за время пребывания в Туве было глубоко плевать на то, что я кому-то не нравлюсь. В Туве есть один очень серьезный фактор, который выводит регион в ранг самого криминального. Разные народы по разному реагируют на алкоголь. Финны пьют много и молча, валятся в сугробы. Малые народности севера вообще в силу своих особенностей не усваивают алкоголь и могут стать алкоголиками с одной рюмки. У тувинцев же реакция на алкоголь, даже в малых дозах, следующая - они становятся очень агрессивными и абсолютно невменяемыми. Пьяный тувинец объят агрессией, не контролирует себя и увещевания никакие успеха не возымеют. Национальным видом спорта в республике является борьба, любой тувинец великолепно развит физически и обладает навыками убивать с одного удара. Поэтому пьяный тувинец, с ножом в сапоге - поверьте мне, это серьезный фактор, очень серьезный. Тувинское пьянство похоже на сезонное стихийное бедствие. Днем город не более опасен чем любой другой. Ближе к вечеру город меняется. По темным углам начинают кучковаться мрачные монголоидные гопники, выкрики становятся все громче, глаза все более стеклянными а под ложечкой начинает противно ныть. Ночью город - испытание для экстремалов. Кто прошел ночной Кызыл - тот в цирке не смеется) Любые передвижения - только на такси, благо дешево. Пройти пешком квартал от подъезда до киоска за сигаретами - неоправданный и глупый риск. Ночной Кызыл останется у меня в воспоминаниях как одно из самых острых ощущений в жизни. Тувинцы ярко выраженные монголоиды, смуглые, и смуглый цвет кожи в темноте ночи отливает совершенно нереальным бронзовым оттенком. Ночью головы похожи на бронзовые набалдашники, на которых совершенно пустые глаза. Город совершенно не освещен, фонарей нет, свет только из окон домов. Дороги в колдобинах. Когда несешься на такси по черному городу, а в темноте мелькают бронзовые бездушные люди, каждый из которых способен стать последним, что ты увидишь в жизни - это впечатляет.
В целом град Кызыл настолько отсталый, что чувствуешь себя путешественником во времени, лишь некоторые современные детали выдают, который сейчас год. Показательно, что в городе работает немало вахтовиков, в разных салонах связи и прочих сетевых магазинах. Для, казалось бы, несложной работы продавца невозможно найти адекватного работника в республике, приходится везти издалека. Газа нет, весь город отапливается углем. Оттого повсюду и везде характерный костровый запах. Республика словно застыла на месте, законсервировалась. Сюда еще не приходили разборки 90-х, сюда не забредала политика, сюда не ездят артисты, здесь после 8-ми вечера нет ни одного места, где можно перекусить, а до 8-ми вечера таких мест тоже всего несколько. Лучше всего, сама того не осознав, менталитет тувинцев и города описала местная тетенька-историк. Тува некогда выбирала, к кому присоединяться - то ли к Монголии, то ли к Российской Империи. Выбрана была Россия, комментарий тувинского историка - "хорошо, что мы присоединились к России - в Монголии нам бы может было бы и лучше, но мы бы растворились, в схожем быте". Вот здесь и ответ - тувинцы хотят быть в большом государстве, но при этом жить обособленно, своей национальной республикой, и чтобы к ним никто не лез. Ну, доселе неплохо получалось. Хотя лафа кончается - в республику идет большой бизнес, и в стороне остаться не удастся. ...Но это будет совсем другая история.
Самая известная мантра простирается на горе над всем городом, и отовсюду видна. Особенно глумливо сия умиротворяющая мантра смотрится на фоне рабочих кварталов со всей местной романтикой, см.ниже