Курение, или Как отличить греховную страсть от естественной
Aug 14, 2024 15:42
Распространенность курения среди россиян с 2009 года сократилась более чем втрое: с 69% до 21% (Минздрав РФ)
Если бы Минздрав действительно беспокоился о здравии, то на пачках с сигаретами вместо "Курение убивает" писали бы "Счастливые не курят".
Курение это страсть. В русской Церкви принято считать эту страсть греховной, но в Греческой Церкви, к примеру, доминирует иное мнение. Потому, строго говоря, является ли эта страсть греховной - дискуссионный вопрос. Скажем, у греков и священники курят.
> А что лично вы думаете по этому поводу?
Я думаю, у разных людей по-разному. Всё зависит от обстоятельств и от истории вопроса.
Если хочешь понять, является ли в твоём конкретном случае грехом курение, сделай так. Во время курения молись. Как минимум, во время каждой затяжки внимательно молись, используя дыхание вместо чёток. Если курение для тебя грех, то через какое-то время у тебя просто пропадёт желание курить. Уйдёт напрочь. Если же в твоём случае курение не грех, то оно таким образом откроет тебе вход в умное делание. Сигарета станет инструментом твоего спасения, постоянным напоминанием о Боге и поводом для молитвы
> Какой-то жуткий бред - молиться при курении
Нет. Жуткий бред - курить при молитве. Чувствуете разницу?
Свидетельство применявшего эту технику в течение года:
2 июля утром я проснулся и больше не курил.
Я человек, который бросал три раза самостоятельно. Боюсь пока говорить, что я бросил, констатировать конечный результат, потому что, как правило, эта зависимость возвращается. Бывших наркоманов не бывает.
С учетом того, что у меня неплохая память на события и наличие способности анализировать психологический контекст, я помню просто те обстоятельства своей жизни, в том числе и с детства, при каких я первый раз попробовал сигарету, при каких я с удовольствием затянулся.
В общем, это примерно так и работает, как говорит Максим. Вы молитесь, когда курите, и потом просто перестанете курить в один прекрасный миг, потому что отпадет необходимость. Как это работает, непонятно. Но точно это не работает так, как у Алина Карра, когда ты себя убеждаешь в том, что ты действительно делаешь какую-то важную вещь, получаешь радость, удовольствие, программируешь себя на это. Это петля, заход на гордыню, когда ты себя начинаешь накручивать, что ты якобы делаешь такое величественное дело, полезное всем. Но потом, когда бросаешь, организм отказывается! гордыня-то ведь никуда не делась, ты просто за сигарету хватаешься, и все.
Я в первый раз бросил курить в одиннадцатом классе. Алина Карра прочитал, и вот я на пол года где-то бросил курить. Потом опять закурил, и в следующий раз я бросил уже на пятом курсе, спустя 4 года. Потом опять начал, потом бросил опять в 2015, и 2018 опять начал. Но все эти бросания это были либо с таблетками, либо с Аленом Карром. Один раз бросил самостоятельно - помню свои мучения. Самое сложное это пережить первые три дня, когда тебя просто на третий день начинают колотить - это абстинентный синдром. И тяга усиливается где-то к концу второй недели, потом резко пропадает, и тебе начинают сниться обломные сны.
А сейчас очень странная история... Абсолютно, абсолютно странная история... Я весной или зимой опять типа бросил курить... я неделю просто не курил, и все. А потом опять меня дернуло. А сейчас я даже... боюсь прогнозировать, но у меня не было первые три дня тяги. Я выпивал на прошлой неделе в выходные - и я опять же за сигарету не схватился, хотя выпивка это катализатор. Если ты бросаешь курить, то категорически запрещено выпивать, даже малую дозу, потому что тебе захочется усилить вот это состояние. А сигарета она реально усиливает, ты прям реально будто дозняк какой-то получаешь, если ты долго не курил - и выпил, и закурил... Искрит как наркомана.
Но сейчас состояние на самом деле... я не опишу его никак. То есть видимо, оно настоящее. Образа нет, потому что оно и должно быть таким. То есть это не замещение медикаментозное типа цитизина там или табакса. Это не психологическое замещение, как у Алина Карра. Это не насилие над собой, когда ты через силу бросаешь или, допустим, еще усиливаешь нагрузку на организм, занимаясь активно спортом... Это именно что никак.
То есть, ты никак к этому уже не относишься, никак на это не реагируешь, никаких чувств это у тебя не вызывает, ассоциаций никаких не вызывает. Все события, которые связаны у тебя с сигаретами - там и грустные события, когда ты курил за углом, переживал о чем-то... или веселые события, когда ты на пирушке на под вино или пивко, и друзья ля-ля-ля... в голове перестает работать какой-то спусковой крючок в отношении этого.
Ну и по собственному опыту я могу сказать, что курение это все-таки покалеченная сексуальность.
[Обсуждение] > Курение в некотором роде является чревоугодием. БЕСсмысленное потребление БЕСпокойного ума
Любая мысль, чуждая благодати, является БЕСсмысленным действием БЕСпокойного ума.
А когда наш ум наверняка в благодати Твоей, Господи?
1) Когда мы говорим Твои слова о чём угодно 2) Когда мы говорим о Тебе 3) Когда мы говорим о чём угодно, обращаясь к Тебе.
Во всех остальных случаях ум наш во тьме, и мы не знаем, куда идём и когда споткнёмся
Алексей Струлев
Тело это храм души. Оно священно и значит нельзя его осквернять ни табаком, ни какой другой гадостью. В меру наверное всё позволено, но страсть потому и зовётся страстью, что это по определению нечто неудержимое, безмерное.
Максим Солохин
Скверно то, что противно Богу. Также скверно и считать скверным то, что Богу не противно.
Алексей Струлев
Так я вроде то ж самое сказал)
Максим Солохин
Не совсем. Вы же сами за Бога решаете, что Ему должно нравится.
Алексей Струлев
Я опираюсь на святоотеческое учение. Всегда есть баланс между мистической непостижимой природой Бога и официальным каноном. 1 послание Коринфянам 6:19-20
Максим Солохин
Не совсем. Вы опираетесь на Ваше толкование этих слов. А это не одно и то же: слова Отцов и толкование на слова Отцов. Варсонофия Великого спросили: - Почему Бог так устроил, что Священное Писание нуждается в толькованиях Отцов, а тексты Отцов сами нуждаются в толкованиях и так далее, и ведь может же Бог дать нам окончательный и ясный текст, который не нуждался бы в толкованиях? Варсонофий ответил: - Конечно, Бог всё может. Но Ему угодно, чтобы мы обращались к Нему Самому, а не довольствовались текстами. И вот тут Вы погрешаете.
Алексей Струлев
Правду сказал Варсонофий. Однако как бы не толковали слова о том, что тело - храм души, никакое из возможных толкований не предполагает что курение богоугодно или по крайней мере не осуждается... А с той логикой, что толкованиям доверять не следует, можно вообще отбросить Писание и проповедовать только прямое богообщение в молитвах. Это тоже путь в никуда, как понимаете
Максим Солохин
Бог в молитвах открывает, что Писание и Предание Церкви истинны, и что Церковь это критерий истинности самой молитвы. Если кому-то в молитвах открывается иное, значит этот человек молится не тому богу.
Алексей Струлев
Последний вопрос состоял не в том, истинны ли Писание и Предание Церкви, а в том, верны ли интерпретации Писания и Предания). Если в храме молятся два человека и каждому из них Бог открывает 2 прямо противоположных интерпретации Библии, значит ли это что один из них молится не тому Богу? И как определить кто именно, особенно если оба подкованы в богословии и могут выстроить непротиворечивый дискурс, ссылаясь на труды святых отцов? Мне верится, что тут есть определённый баланс - баланс между личным толкованием и каноном. С одной стороны, коль уж мы существа биологические и социальные, в наших умствованиях не должно быть существенных расхождений с Преданием, ибо люди схожи и совершают одни и те же ошибки, с другой стороны - слепое согласие с истинами, открытыми не тобой, исключает возможности для личного духовного поиска, для личных грехов и ошибок... А они обязательно должны быть в жизни каждого христианина, хотя бы как трамплин для настоящего покаяния.
Максим Солохин
> Если в храме молятся два человека и каждому из них Бог открывает 2 прямо противоположных интерпретации Библии, значит ли это что один из них молится не тому Богу?
Конечно.
> как определить кто именно, особенно если оба подкованы в богословии и могут выстроить непротиворечивый дискурс, ссылаясь на труды святых отцов?
А это Сам Бог и определит. Один из них спустя некоторое время окажется вне Церкви, вот и всё.
> Слепое согласие с истинами, открытыми не тобой, исключает возможности для личного духовного поиска, для личных грехов и ошибок...
Личный духовный поиск это нелепость. Ведь Бог трансцендентен, а значит недоступен для нас и нашего ума. Он всемогущ, и потому может открыть нам Себя Сам. А всякий "личный поиск" без содействия Благодати это ЗАВЕДОМО ТОЛЬКО грехи и ошибки.
Из Паисия Святогорца:
Однажды на Афоне ко мне пришёл человек, задыхавшийся от пешего пути. Я понял, что он много курит, и сказал ему:
«Чудак человек, что же ты столько куришь? Ведь ты заболеешь».
Немного отдышавшись, он сказал:
«Моя жена очень больна, и она может умереть. Прошу тебя, помолись, чтобы произошло чудо. Врачи в бессилии опустили руки».
«А любишь ли ты свою жену?» - спросил я его.
«Люблю».
«Тогда почему сам ты не хочешь ей помочь? Сама она сделала то, что могла, врачи тоже сделали всё возможное. Ты сейчас пришёл сюда и просишь меня, чтобы я тоже сделал то, что я могу: то есть помолился о том, чтобы ей помог Бог. Однако что сделал ты сам для того, чтобы твоя жена получила помощь?»
«А что могу сделать я, геронда?» - удивился он.
«Если ты бросишь курить, - сказал я ему, - то твоя жена выздоровеет».
Я подумал о том, что если Бог увидит, что выздоровление не принесёт духовной пользы его жене, то, бросив курить, этот человек, по крайней мере, сам избавится от зла, которое приносит курение.
Прошёл месяц, и он радостный пришёл, чтобы меня поблагодарить.
«Геронда, - сказал он мне, - я бросил курить, и моя жена выздоровела».
Спустя некоторое время он снова пришёл ко мне, был очень расстроен и рассказал о том, что потихоньку опять начал покуривать - и его жена снова тяжело заболела.
«Ну, - сказал я ему, - теперь лекарство ты знаешь сам. Бросай курить».
[Экспериментальный метод] Один из методов избавления от порочных страстей заключается в том, чтобы на какое-то время сделать эту страсть обязательной к исполнению. В некоторых случаях страсть становится отвратительной сразу, как только исчезает эффект своеволия
Есть крайне интересное описание этого у Марка Твена в «Приключениях Тома Сойера». Цитата:
«Том [Сойер] поступил в общество Молодых Друзей Трезвости, прельщенный их эффектными «регалиями». Он дал обет воздерживаться от курения, жевания табака и сквернословия, пока будет оставаться членом этого общества.
Тут ему пришлось открыть новую для него вещь, а именно, - что обещать не делать чего-нибудь, - вернейший способ заставить себя желать это делать.
Оказалось, что ему смертельно хочется пьянствовать и ругаться, и это желание становилось до того неодолимым, что только надежда красоваться в красном шарфе на какой-нибудь церемонии удерживала его от выхода из общества».
Этот метод описан у Милтона Эриксона. Срабатывает это не всегда и не для каждой порочной страсти. Когда я размышлял о том, как адаптировать эту технику к Православию, мне пришла в голову нижеизложенная идея. Применять эту технику следует лишь в случае безнадёжно запущенной страсти, с которой мы не в силах справиться:
1) Сначала молимся об избавлении от страсти. Затем бросаем жребий, прося, чтобы Бог дал нам знак воздерживаться от страсти какое-то время - достаточно краткое, чтобы мы наверняка могли исполнить этот обет. Ну, хоть полчаса. Если жребий выпал, то воздерживаемся, а затем опять см. пункт 1.
2) Если жребий воздерживаться не выпал, то молимся, чтобы Бог на этот раз в виде исключения благословил нас утешиться и удовлетворить эту страсть. И бросаем жребий, прося у Бога знак, что Бог на этот раз в виде исключения благословляет нас на этот странный поступок. Если жребий не выпал, см. пункт 1.
3) Если жребий выпал, мы ДОЛЖНЫ удовлетворить страсть, даже если нам уже не хочется, и при этом от всего сердца благодарить Бога за Его снисхождение. Но только на этот раз. В следующий раз - см. пункт 1 См. https://t.me/tkpalaman/20860
Внимание! Техника на практике проверена плохо: вроде работает, но могут быть неожиданные повороты и непредвиденные последствия. Никаких гарантий!
Как это в медицине называется? Экспериментальный препарат. Суть в том, что дьяволу совсем не интересно, когда ты удовлетворяешь принадлежащую ему, дьяволу, страсть, получив от Бога разрешение и благодаря при этом Бога. И в другой раз он ещё подумает, прежде чем толкать тебя на повторение.
Ещё раз: никаких гарантий успеха! Применять только в случае безнадёжно запущенной страсти, с которой мы не в силах справиться. То есть, только если хуже уж точно не будет.