Трагедия православного человека, от которого осталась сокрытой
тайна умного делания.
Н.Гумилёв:
Я, что мог быть лучшей из поэм,
Звонкой скрипкой или розой белою,
В этом мире сделался ничем,
Вот живу и ничего не делаю.
Часто больно мне и трудно мне,
Только даже боль моя какая-то,
Не ездок на огненном коне,
А томленье и пустая маята.
Ничего я в
(
Read more... )
Едва ли Вы знаете о реальной жизни Церкви достаточно много для того, чтобы квалифицированно судить об этом. Откуда бы? И телевизора? Из книг и фильмов?
А я живу и работаю в Церкви, и если бы я хоть на волос отклонился от Неё, было бы кому указать мне на ошибку.
Ваши суждения по этому вопросу - мусор. Вы сами-то, для начала, в какого бога веруете?
> Причем единственный критерий для вас - что вы "получили" после очередной молитвы - без подписи и печати.
Критерием Истины в Православии является соответствие учению и живой практике Церкви. Вам эта практика незнакома, от Церкви Вы далеки, поэтому для Вас этого критерия и не существует: Вы его просто не видите и не имеете возможности использовать.
> вы взялись осуждать двух великих русских поэтов, которые "не поняли" то, что вы полагаете Православием
Любопытно, какие мои слова показались Вам "осуждением".
> учитывая условия их жизни, к сути ее они были много ближе вас или меня. Люди ВИДЕЛИ вживую то, о чем вы только пишете
Тут у меня два вопроса.
Во-первых, о каких таких видениях идёт речь? Что Гумилёв или Ахматова видели в Церкви такого, чего не видел я?
А во-вторых, на каком основании Вы с такой уверенностью ставите себя самого в один ряд со мной в данном контексте? Вы что, церковный человек? регулярно стоите на службе, исповедуетесь, причащаетесь? Может быть, служите в алтаре как я? поёте на клиросе? Просто любопытно, откуда вдруг такой гонор.
Reply
А откуда у вас этот самый "гонор"? И что вы знаете о моей практике, куда и когда я хожу на причастие? Да еще и определения, насколько я близко знаком с практикой Церкви?
"Осуждение" - в данном случае - попытка переписать тексты давно ушедших великих русских поэтов. Вырубание слов топором. ВИДЕЛИ они много больше и дальше, чем вы. Потому что вы лузер при храме с непонятным статусом, а их читают и любят уже 100 лет. А в алтаре и мыши служат по ночам.
Reply
Из Ваших слов. Мы достаточно давно общаемся, чтобы у меня была возможность понять, что Вы нецерковный человек, и Ваш опыт церковного общения близок к нулю. Разве что только если последнее время что-то поменялось.
А сымитировать церковность, говоря с церковным человеком, так же трудно, как притвориться иностранцем, говоря с носителем языка. Пять-десять минут, и усё будет ясно.
> "Осуждение" - в данном случае - попытка переписать тексты давно ушедших великих русских поэтов.
Понятно. Ну, тут мне нечего возразить. Слово "осуждение" в Церкви обозначает грех, который не имеет никакого отношения к переписыванию каких бы то ни было текстов.
> ВИДЕЛИ они много больше и дальше, чем вы.
В светской жизни - наверняка. А вот в церковной жизни они разбирались хуже меня. Jedem das Seine.
> вы лузер при храме с непонятным статусом, а их читают и любят уже 100 лет. А в алтаре и мыши служат по ночам
Лучше быть церковной мышью, чем великим поэтом. Потому что земля и все дела на ней сгорят, и в Царстве Господа не будут звучать стихи, не обращённые к Богу. Кстати, обращённые к Богу стихи читают уже 3000 лет. Знаете такой сборник стихов? Псалтирь называется. Людей не останавливает даже прозаический перевод, такова сила этих стихов. Что на этом фоне Ахматова и Гумилёв. Вспомнят ли их через 3000 лет, если мир будет стоять и языки изменятся до неузнаваемости? Если и вспомнят, то лишь небольшие отрывки, типа тех, которые я и выбрал. Потому что они - о Вечном.
Reply
Вы отвечаете не как православный человек, а как пациент психиатра. Ноль смирения, зато много мыслей про то, что я вам когда-то говорил и прочее. "Сумасшедший" - это не тот, у кого нет мыслей, наоборот, у него слишком МНОГО мыслей - о себе, о мире, о других.
Я не покушаюсь на вашу герметическую "квазиправославную" систему, как впрочем и на вашу систему "Власти" с д-Францией или д-Англией. Наоборот, периодически читаю. Почему человеку не иметь такой набор фобий и концепций? Все бывает. Иногда и что-то полезное можно наблюсти.
Поэтому я вам не враг и не оппонент. А просто читатель журнала. (Уже немало, кстати). Встрял я только из-за любимых и уважаемых мной поэтов, которых вы не знаете и не понимаете. Типа им "полшага" до молитвы осталось. Да кто вы такой, чтобы геометрически измерять их шаги? Скорее уж они глубоко ЗА всякую молитву шагнули, особенно Гумилев, стоя перед расстрельной стенкой. У вас есть такой опыт? Нет. Вот и не надо фантазировать. Молиться за них - сколько угодно. А ОБЪЯСНЯТЬ их не нужно и грешно.
Reply
Шаги в чём? В умном делании? Да там просто нечего измерять. Не практиковали умное делание ни Гумилёв, ни Ахматова. Хотя и имели моменты просветления, минуты умной или даже умно-сердечной молитвы, как и любой человек, причастный Православию. Но это - моменты, они погоды не делают.
> Скорее уж они глубоко ЗА всякую молитву шагнули, особенно Гумилев, стоя перед расстрельной стенкой.
Надеюсь, что Вы неправы, и дьявол не сбил Гумилёва с толку в последние минуты перед расстрелом. Надеюсь, что когда Гумилёв проходил свой мученический подвиг, Бог дал ему благодать умной и умно-сердечной молитвы, дал настоящее, полноценное покаяние, по сравнению с которым ничтожным показалось ему собственное поэтическое творчество.
Ваш восторг перед поэзией - нездоровое явление. Сразу вспоминается Хармс:
Лермонтов любил Пушкина. Читал его стихи и всегда плакал. Поплачет, а потом вытащит саблю и давай рубить подушки. Тут и любимая собачка не попадайся под руку - штук десять так-то зарубил. А Пушкин ни от каких стихов не плакал. Ни за что.
> Вы отвечаете не как православный человек, а как пациент психиатра.
Эк Вас проняло.))
> Ноль смирения, зато много мыслей
Вы неправильно представили себе, что такое смирение.
Reply
Если хотите честно, вы глубоко НЕправославный человек. Несмотря на службу алтарником и прочее подвизание. Вам бы в католики, желательно миссионером в Африку.
Вот с чего вы взяли, что "умное делание" - апофеоз православия и христианства вообще? Что школа такая была - конечно. Еще столпники были: голыми на пень вставали и терпели всякий гнус таежный. Уважаемые люди. С их точки зрения Гумилев с Ахматовой вообще никто - голышом на пень не лазили.
"Умную молитву" не всякому монаху настоятель пропишет, ибо средство особое. А вы ее тут пропагандируете, как единственное плацебо в Царство Божье.
Собственно, оттого у вас в комментаторах практически нет проф.клириков, одни неофиты и искатели нирваны.
Reply
И потому всякий, кто способен понять и услышать призыв Христа, должен позаботиться о молитве, так как именно молитва составляет суть покаяния.
В этом отношении нет разницы между столпниками и обычными мирянами: те и другие призваны к молитве. Молитва также составляет основное содержание практически всех церковных служб. Молитва может быть внимательной и невнимательной. Внимательная молитва невозможна без работы ума, так как внимание это основная способность, "мышца" ума. Молитва без внимания также не бесполезна (на клиросе часто вычитывают молитвы невнимательно, но это не делает службу недействительной), однако Церковь ВСЕХ своих членов призывает ко вниманию в молитве, то есть к "умному деланию" (=работе ума, если по-русски).
Ни один священник не найдёт вышесказанном ничего неправильного. А всё, что я здесь пишу об "умном делании", по сути дела заключено в этих моих словах. Естественно, священникам не очень интересно читать или тем более комментировать то, что я пишу, так как я пишу вещи, по сути самоочевидные и банальные для любого церковного человека. А если Вам, прохожему с улицы, чудится в моих словах что-то новое и необычайное, причина тут в том, что Вы ничего не понимаете в жизни Церкви и судите о ней по каким-то искажённым источникам.
Reply
Да я ничего нового и особого у вас не нахожу. Просто молитва "вообще" и "умная молитва" - это не одно и то же. Это как чашка кофе и кофе с кокаином. ДЕГ это называл "загрузкой главного процессора" - взгляд конечно варварский, но верный. Все зависит от состояния человека, стадии его развития. Я уже давно ничего не читаю в метро, когда еду, просто молюсь. И это не мой выбор, так само вышло, что читать и смотреть больше НЕКУДА и НЕ О ЧЕМ. Остается молитва. Потому что все остальное НЕ О ТОМ. У процессора нет задач, поэтому он загружает себя Иисусовой молитвой, ему так легче.
Нет, рекомендации к "умной молитве" - отнюдь не банальность. Вы на себя берете слишком много - не будучи ни священником, ни настоятелем. А кстати почему вы сан не приняли, хотя бы диаконский?
Reply
В этом смысле молитва ничем это обычное доброе дело, такое же как милостыня, пост, предстояние на Богослужении, внешнее послушание и прочее подобное. Когда человек произносит слова молитвы, думая о другом, он не занимается "умным деланием", а просто совершает внешний ритуал - и это, повторюсь, доступно любому человеку, в том числе находящемуся вне Церкви.
Внутреннее делание начинается с простого внимания к словам молитвы. "Умное делание" это работа ума, и эта работа может быть правильной или неправильной. Человеку, находящемуся вне Церкви, доступна простейшая работа ума: произносить слова молитвы, ничего не думая, кроме самих этих слов. Это правильная работа ума, которая со временем непременно даст человеку шанс познать Истину и войти в Церковь.
При этом дьявол, конечно, изо всех сил старается загрузить его "процессор" какой-нибудь умственной работой, помешать человеку фиксировать внимание на словах молитвы. Например, он начинает предлагать человеку свои толкования этих слов, а то и просто уводит ум в сторону, заставляя человека ограничиться внешним ритуалом.
> молитва "вообще" и "умная молитва" - это не одно и то же
Да, именно так: "умная молитва" это качественно иное явление, чем простое повторение слов молитвы. Умная молитва это дар Божий, это такое действие Благодати в уме человека, когда ум обращается к Богу и сам говорит с Ним - говорит не приготовленными заранее словами, но спонтанно и непосредственно. Отдельные эпизоды "умной молитвы" могут быть у всякого человека - даже человека неверующего. Бывает такое: не верит человек в Бога, однако же говорит с Ним.
Однако если человек вне Церкви пытается сделать этот дар постоянным упражнением ума, старается снова и снова говорить с Богом по своей собственной инициативе, дьявол тут же предлагает ему свои услуги, на свой лад обучая его внутреннему деланию. Человек общается с нечистым духом, а полагает, будто бы общается с Богом Истины. И заметить подмену такому человеку не дано, потому что он пребывает вне Церкви.
Этим путём идут все еретики, усердно упражняющиеся в молитве, на этот же путь дьявол постепенно уводит всех раскольников. Ну и конечно, на эту же дорогу дьявол сталкивает людей, презрительно полагающих себя выше Церкви - вот как Вас, например. Пока Вы остаётесь вне Церкви, Вы беззащитны против хитрости лукавого, и Вам разумнее ограничиться вниманием к словам молитвы, без попытки самостоятельно проникнуть в смыслы этих слов.
> Я уже давно ничего не читаю в метро, когда еду, просто молюсь. И это не мой выбор, так само вышло, что читать и смотреть больше НЕКУДА и НЕ О ЧЕМ. Остается молитва. Потому что все остальное НЕ О ТОМ. У процессора нет задач, поэтому он загружает себя Иисусовой молитвой, ему так легче.
Вот и славно. Не стоит думать об "умной молитве", пока Вы не воцерковлены. Не то чтобы Вы были неспособны что-то там понять. "Всё не так плохо, всё гораздо хуже". Наряду с правильными мыслями Ваша голова забита кучей дьявольской чепухи, и отличить одно от другого Вы не в состоянии, так как лишены критерия Истины, которым и является Церковь.
Reply
Конечно. Для того, чтобы разобраться в этой теме, НЕОБХОДИМО быть в Церкви, жить одною с ней жизнью, постоянно участвовать в Таинствах и обрядах, соблюдать посты и прочее. Пока это благо скрыто от Вас, попытки самостоятельно разобраться в этой теме почти наверняка приведут к заблуждению. Потому лучше Вам ограничиться "загрузкой процессора" словами молитвы, выкидывая из головы всё остальное. Если будете это делать, Бога рано или поздно приведёт Вас в Церковь, всё объяснит и покажет - если только сами Вы не упрётесь как осёл, упорно держась за старые протухшие заблуждения.
> Вы на себя берете слишком много - не будучи ни священником, ни настоятелем.
Умное делание не требует священного сана и сам по себе сан ничего не прибавляет к умному деланию, не делает человека более способным к нему - а лишь даёт дополнительную защиту от дьявольского прельщения, но лишь при условии, что священник практикует, предстоя Престолу и совершая Литургию. Ведь само по себе священническое служение это тоже внешняя практика! Такая же внешняя, как произнесение молитв, пост, милостыня и прочее. И к нему относится всё, сказанное мною выше о молитве, см. "Внутреннее делание начинается с простого внимания" и прочее.
Вы как человек внешний к Церкви, не понимаете этих простых вещей, валите всё это в одну кучу - да и не можете иначе, потому что многие важные вещи от Вас просто скрыты. Не нами (церковными людьми) скрыты, а дьяволом, который ревниво бережёт от непосвящённых тайны Церкви, губительные для него, несчастного падшего духа. Мы ничего не скрываем, обо всём говорим прямо и ясно - но нас не понимают, по слову Господа: "Видя не видят, потому бог века сего ослепил очи их".
> А кстати почему вы сан не приняли, хотя бы диаконский?
Потому что любое внешнее дело связано с многопопечительностью. Меня в Церкви более всего занимает внутреннее - то, ради чего и существует Церковь. Понимаю, что для Вас, как человека внешнего, всё внешнее важно. Но внутри Церкви всё выглядит иначе и видится в ином свете, для Вас пока недоступном.
Reply
Как сектант, вы имеете право на любые толкования. А что вы на Св.Отцев ссылаетесь - дык на них и дыромолы ссылались, и цыганские гадалки Отченаш читают перед гаданием. «Домушничаете» - как тот священник выразился.
Отсюда и негатив и неумение говорить с людьми, кто в Бога верит, а в церковь не очень. Понятно, что среди попов поставленных своих клоунов хватает. Но за них, по нетрезвости, хотя бы Ангел служит. А за вас кто служит, какой ангел?
Reply
Я не вижу смысла тратить силы и время, доказывая Вам, что я не верблюд. Мои тексты о религии адресованы церковным людям, которым это не надо доказывать, потому что мы с ними дышим одним Духом и служим одному Богу, и этот Бог Сам свидетельствует обо мне.
Reply
Домушник - это кстати эпитет вора, кто обкрадывает квартиры. Я не думаю, что вы кого-то намеренно обкрадываете. Наоборот, вы все это проделываете из лучших побуждений. Которые известно куда ведут. Большинство неофитов, которых вы окормляете в своем ЖЖ, вас воспринимают как священника, который снизошел писать в журнале. И они не понимают, что это не так.
Вас хоть кто-то благословил на эту деятельность, хотя бы на уровне уездного попа, не говоря уж о митрополитах и пр.? Насколько знаю - нет, это ваша личная инициатива и ваш личный ЖЖ. Ну так это и называется «сектанство», сколь угодно внешне лояльное Церкви.
Reply
Этот ЖЖ - моя личная инициатива, и я веду его на свой страх и риск, пользуясь своими конституционными правами. Однако духовный опыт, который я приобрел за тридцать лет жизни и работы в Церкви, подсказывает мне, что любое отклонение от Её учения пагубно и ведёт к прельщению. Поэтому я постоянно сверяю свой курс с церковными людьми в сане и без сана, с мирянами, священникам и монахами. Мои тексты читают, и готовы подсказать и поправить, если я пишу что-то не то.
Я ни на кого не перекладываю ответственность за свои тексты и не имею нужды прикрываться чьим бы то ни было авторитетом, так как не рассматриваю себя как учителя или наставника, а всего лишь делюсь своим личным опытом и вытекающим из него пониманием учения святых Отцов. Соответствие учению Церкви для меня не внешняя необходимость, а внутренняя потребность, основное правило техники безопасности.
Священник, который назвал меня вором, будет судиться со мной на Страшном Суде. Ведь в Церкви высшим авторитетом является Иисус Христос, а все прочие являются лишь Его служителями и должны знать своё место и свою меру. Священник - не Бог, и если он судит несогласно с волей Бога, то будет судим тем же судом, каким судит сам.
Что касается Вас, мне уже становится любопытно, как далеко Вы зайдёте в своей лицемерной "заботе" о делах церковных, сами будучи при этом настроены к Церкви "не очень", по Вашим же словам. Неужели ненависть к Истине настолько ослепила Вас, что Вы уже не понимаете, как выглядит и чем пахнет эта позиция?
Reply
Вы ведете себя некрасиво, как с первых слов начали оскорблять хозяина журнала, так и не можете остановиться.
Reply
Reply
Leave a comment