Сегодня, перед нашей встречей с тувинским губернатором, сотрудница местного Института гуманитарных исследований посетовала:
- За последние годы многие наши политики привыкли прибегать к услугам монгольских шаманов. Так пытаются уничтожать своих политических конкурентов...
- Нынешний губернатор в этом вроде не замечен? - Нет, что вы. Речь не о нем...
Я задумался: почему же именно монгольских шаманов привлекают тувинские элиты для решения своих политических проблем? Ведь тувинские шаманы издавна считались сильнее монгольских... Подумалось: тувинские шаманы слишком сильно связаны с Природой, духами Среднего Мира. А монгольские издавна связаны были с Государством, с решением имперских задач. Так было не только в чингизовы времена, но и при маньчжурской династии Цин. Монгольский шаман - он как политтехнолог, почти всегда ВНЕ этики.
Еще я вспомнил, как стоял на склоне Великой горы Богда-Уула, смотрел на раскинувшийся внизу Улан-Батор. Думал: а за спиной у меня, после песков Гоби - Внутренняя Монголия. Может туда мне надо?
[Нажмите, чтобы узнать, кто составляет костяк китайской армии.]Но мне стало жаль денег, а еще я подумал, что кармически мне не следует совершать это путешествие. Если надо будет - дух Богдо-Уула сам направит меня туда - и никакие деньги не понадобятся.
Вот эти микро события и воспоминания меня и заставили вспомнить о Внутренней Монголии.
Там, на Богдо-Уула, моя помощница Росина сказала мне:
- Борис Александрович, поехали уже вниз. Нам ведь сегодня в Россию возвращаться.
И вот с учетом того, что я пишу для России - я и рассмотрю "проблему Внутренней Монголии". Надеюсь, монголы не будут на меня за это в обиде.
Излагать буду тезисно, пунктиром.
После фактического распада Монгольской империи и падения появившейся Китаем Монгольской династии Юань произошло разделение монголов на два основных проекта: Халха и Джунгария (западный ареал монголов). Но при этом сама Халха делилась на Северную (это примерно нынешняя Монголия) и Южную. К Южной Халхе примыкал регион Чахар. Именно там проживали ханы, номинально носившие титул Великих.
Чахар и стал ядром территории, которая позже получила название Внутреееей Монголии.
Когда маньчжуры начали свое завоевание Поднебесной, свою легитимность они решили основывать именно на преемственности с Монгольской империей. Последний Великий хан, Лигдэн, проиграл свои войны с маньчжурами - и маньчжурский правитель получил печать Великого хана. Позже через династические браки с чингизидами маньчжуры укрепили свою легитимность.
Здесь интересно то, что именно Внутренняя Монголия стала ключевым регионом для утверждения династии Цин.
Нойоны ВМ получили в империи достаточно привилегированное положение. Монголы Внутренней Монголии, как и халхасцы, стали основной военной силой империи, главным экзистенциальным врагом которой стала Джунгария - западная ветвь монголов, не признававшая маньчжурского богдыхана легитимным преемником Чингисхана. ..... Донаты приветствуются на Тинькофф, привязанный к нумеру +7 903 936 93 84
При рассмотрении темы ВМ надо понимать, что отчасти ВМ - это просто Маньчжурия. И здесь мы сразу натыкаемся на Францию и ее интересы.
Не секрет, что русское освоение Маньчжурии производилось на французские деньги - и очень не нравилось Британии.
А какие процессы происходили внутри Китая в то время?
Я постоянно провожу одну важную мысль. Она важна, так как объясняет суть внутрикитайских политических процессов.
Маньчжурия была доменом императора. Монголия, Тува и Тибет были союзными территориями. Поэтому там было запрещено селиться китайцам. И, самое важное - было запрещено хоронить умерших китайцев на этих территориях.
В последние десятилетия Цин китайцы начали перехватывать власть у маньчжуров. Они добились отмены запрета на проживание на привилегированных территориях. Но значимого китайского населения нигде не возникло - кроме Маньчжурии и Внутренней Монголии.
Россия договорилась с Британией, что Внешняя Монголия станет российским протекторатом. В 1917 году даже успели напечатать монгольские рубли, со свастикой по углам купюры. (Забавно: именно они стали первыми деньгами Советской власти после Октябрьского переворота).
А вот по Внутренней Монголии договорились с Британией и Японией так: это зона японских интересов, часть маньчжурского проекта Японии. Напомню, что после Русско-Японской войны южная Маньчжурия отошла к японцам.
ВМ - это зеленые степи и Хуанхэ. Это прекрасные земли с умеренным морозом зимой. И большинство Монгол издавна жило на этих территориях.
Это было монголо-китайским пограничьем, происходила постепенная диффузия населения. Сейчас, в итоге, ханьцы составляют около 80 процентов населения провинции. Но все равно, монголов во Внутренней Монголии больше чем во Внешней.
В начале ХХ века Британия и Россия разделили Горный Бадахшан (о котором я надеюсь вскоре поговорить с моими читателями). Также они разделили и Монголию. Север стал российским протекторатом. А вот Юг... британцы оставили Китаю.
Поэтому в 1930-е возникла не только Манчжоу-Го, но и союзная ему Монголия (по китайски вроде Мэнцзы или как-то так, не помню).
Внутренняя Монголия, стремясь отделиться от Китая, оказалась "на неправильной стороне истории". Были союзниками милитаристской Японии.
Потом они искренне клялись товарищам из Внешней Монголии:
- Так мы ведь просто за монгольскую нацию, против китайцев...
Часть постреляли, часть встроилась в Китайскую коммунистическую партию.
Внутренняя Монголия, имевшая опыт Японского протектората - очень опасный для Китая пример...
И тут можно говорить о двух вариантах монгольской культуры. Одна впитывала модерн посредством "Советской России", другая - через Японию.