Вот тот тезис Пелевина, который я поддерживаю целиком и полностью. Собственно слово "покаяние" означает ни что иное, как изменение ума - на современном языке как раз "изменение сознания"👇
Мир - это не то место, где мы живём. Мир - это то место, которое мы создаём сами. И каждый из нас создаёт свой собственный мир.
Некоторые создают мир красивый и светлый. Некоторые создают мир ужасный и тёмный. Некоторые создают мир скучный и серый. Некоторые создают мир интересный и разнообразный. Некоторые создают мир любви и радости. Некоторые создают мир ненависти и страдания. Некоторые создают мир гармонии и мудрости. Некоторые создают мир хаоса и безумия.
Но все эти миры - лишь отражения нашего собственного сознания. И мы можем изменить свой мир, если изменим своё сознание. Это не так просто, как кажется. Но это возможно. И это единственный способ изменить что-то в этом мире.
1) да святится имя Твое (слово) 2) да приидет Царствие Твое (ум) 3) да будет воля Твоя яко на небеси и на земли (сердце)
и прочее
Alex:
С одной стороны, достаточно очевидный тезис, что для изменения себя надо признать наличие недостатков, подлежащих изменению. С другой, в современности, лишённой чётких ориентиров, что имеет смысл называть недостатком...
palaman:
Не-не, речь не о "недостатках" и их исправлении. Это общая ошибка. Люди ищут в себе недостатки и стараются их исправить.
Между тем, суть покаяния в том, чтобы исправить саму реальность в которой они живут. Конечно, тут есть связь с "недостатками", вот какая: чем хуже наша реальность, тем более оправданы наши дурные поступки: "с волками жить, по-волчьи выть". И наоборот, когда твоя реальность исправляется, ты постепенно начинаешь замечать ненормальность поступков, которые раньше казались нормальными. Ты начинаешь раскаиваться.
Но суть-то дела вовсе не в раскаянии, а в покаянии. Изменить свою реальность так, что в этой новой реальности просто нет причины поступать плохо. Тогда и происходит исправление. Пытаться же исправить себя, не изменив свою реальность это чаше всего мартышкин труд. Ну, или сизифов труд - если человек имеет большую силу воли и преуспевает.
Alex:
Недостатки как частное следствие базовых убеждений. "Все вокруг жулики и надо обмануть первым" - соответствующая картина мира в голове, характер и жизнь следуют. Правильно понял?
palaman:
Да, к примеру. Но бывает и хуже. Но в любом случае "недостатки" это всегда неверной плохой картины миры.
qwerty:
Имхо, трудность молитвы с первых шагов - это борьба со своеволием. В мелочах. Отдать минуту на молитву. Отдать интерес к фантазии. Отдать желание чего то. Итд итп
palaman:
Верно. Тут соглашусь. И потому человек не может преуспеть в духовной жизни, пока он борется. Продвижение вперёд начинается лишь тогда, когда он предоставляет Богу бороться за него, а сам лишь прячется за пазухой у Христа.
qwerty:
> исправить саму реальность в которой они живут
Не мюнхаузенчание? Мысль понятна, но глаз цепляется. Шавуот, все таки - изменение ума К Богу. Или это вы включили в свою модель?
palaman:
Настоящее, глубокое изменение ума (покаяние) субъективно переживается человеком так, будто он попал в иную реальность, "на другую планету". Если этого нет, значит настоящее покаяние ещё и не начиналось.
qwerty:
Мне казалось, что дело в смене "точки опоры", центра ориентации.
palaman:
Это техника. Да, суть в том, чему мы уделяем внимание: важному или неважному Парадоксально, но чтобы изменить реальность, надо уделать внимание тому, что в этой реальности неважно. Уделяя внимание важному, мы лишь укрепляем эту реальность.
Цитирую:
> Что касается эксперимента Щеглова - он интересен. Но одно соображение все же не дает мне покоя. Если человек решит каждый день в одно и то же время выпивать стакан воды (задача столь же простая, как и повторять Иисусову молитву) - он испытает не менее сильное сопротивление. Где-то на ютюбе натыкался на описание того, как это у человека происходило (человек с железной волей, занимающийся силовыми единоборствами). Проверял сам - действительно, сопротивление есть. Духовный мир тоже явно приходит в движение, причем очень похожим образом как при Иисусовой молитве. Я пробовал и с молитвой и со стаканом воды - ощущение сопротивления очень похожи. Как это объяснить?
Вы столкнулись пока с неспецифическим сопротивлением духов, которые удерживают Вашу обычную реальность (=здесь: восприятие реальности). В основе любой человеческой реальности лежит деление элементов восприятия на важные и неважные. (Точнее, там выстраивается целая иерархия важностей.) Неважные вещи мы отправляем в "фон", важным уделяем внимание, тем самым поддерживая нашу реальность.
Существует стандартный метод изменения реальности: регулярно уделять много внимания неважным с точки зрения этой реальности вещам. В данном случае неважно чему: стакану воды в определённое время или Иисусовой молитве. Любая попытка такого действия встречает естественное сопротивление реальности: в ней (привычно) есть вещи поважнее стакана воды или даже имени Господа. Сознательно уделять внимание маловажным вещам значит идти против течения, так как при этом мы отнимаем привычное внимание у вещей важных.
Тем не менее, при регулярном использовании этой техники в какой-то момент происходит "опрокидывание" реальности, подобное эффекту переворачивания подтаявшего айсберга. В какой-то момент человеческий ум вдруг улавливает новые смысловые связи и с изумлением обнаруживаем, что мелочь, выбранная им для "упражнения в неважном" оказывается действительно важной! Подобный опыт глубоко потрясает ум человека и оставляет глубокий след. С этого времени он уже никогда не будет прежним.
Когда корабль отчаливает от причала, поначалу не так уж важно, КУДА он плывёт -- важно, чтобы он отошёл от причала. Однако со временем становится очень важным, какую именно "мелочь" мы избрали как инструмент изменения нашей реальности. По идее, её должен подсказать нам Учитель, обитающий в той реальности, куда мы стремимся попасть. Выбирая "мелочь" наугад, можно допустить очень серьёзную и дорогостоящую ошибку, потому что потом это будет уже не мелочь, а напротив -- системообразующий элемент новой реальности. Собственно, естественное сопротивление нас и предохраняет от подобных ошибок.
Да. Интересно. Но как-то сам такого не замечал. В том числе - об Иисусовой Молитве. Молиться просто вообще тяжело. Особенно сначала. Но за мысль спасибо. Пожую ... Соотнесите ли вы это "переворачивание реальности" с преданием себя Богу, по слову Феофана Затворника "Предание себя Богу-сокровенный и мгновенный акт нашего духа, но зреет он постепенно", либо это какие то промежуточные ступени становления ума и не только в религиозном смысле (стакан воды) ?
palaman:
Изменения реальности всего лишь промежуточные ступени, хорошо знакомые и язычникам, и даже атеистам, не пренебрегающим соответствующими психотехниками.
qwerty:
Ясно. Не помню у кого читал , что христиане, вперяя взгляд во Христа, часто не замечают этих "ступенек" - знакомых "даже атеистам".
palaman:
Наверное, тут не соглашусь. Изменение реальности вещь заметная. Я бы даже сказал, она просто бросается в глаза.
qwerty:
Вполне соглашусь. Сам не сталкивался. (Или не замечал).
palaman:
Как минимум, один раз заметили. Когда обратились к вере. Реальность стала иной.
qwerty:
Это было очень естественно и тихо. Глас хлада тонка
Имхо, трудность молитвы с первых шагов - это борьба со своеволием. В мелочах. Отдать минуту на молитву. Отдать интерес к фантазии. Отдать желание чего то. Итд итп
palaman:
Верно. Тут соглашусь. И потому человек не может преуспеть в духовной жизни, пока он борется. Продвижение вперёд начинается лишь тогда, когда он предоставляет Богу бороться за него, а сам лишь прячется за пазухой у Христа.
qwerty:
Это так. Но это "фигуры речи" для новоначальных. Да и не только для них.
palaman:
Правильный стиль духовной борьбы -- всякий раз предоставлять дьяволу возможность побороться со Христом, при этом старательно уклоняясь от самостоятельного столкновения с ним.
qwerty:
Можно ваши практические примеры?
palaman:
Самый практичный пример: когда что-то отвлекает от молитвы, молиться Богу как раз о том, что тебя отвлекло (или: кто тебя отвлек).
qwerty:
Хороший пример 👍 Я наверное, о том же. С другого конца
palaman:
Скорее всего. Религия-то одна.
qwerty:
Мой вариант - возлагать на Бога надежду/проблемы через послушание Его Воле через принятие обстоятельств и воли людей
palaman:
Да, это обязательная часть программы. Что бы ни случилось, воспринимай это как должное, словно так и было задумано (Иисусом Христом). Тем более, что так оно Им и было задумано.
qwerty:
Вот и да. Самое интересное - КАК это сделать, если все против шерсти.
Аминь. Вопрос может возникнуть (и у меня был) - вот ситуация. Быстрая. Некогда (и не нужно) рефлексировать. Идет столкновение воль - Божьей - в лице Его Промысла (в виде воли перед тобой стоящего человека) и твоей (в виде пищащего сердца). Как этот писк и ломоту преобразовать. 1.Принять (терпение). 2. Уходить (трезвение). Уходить вглубь, где нет волн.
palaman:
В первую очередь, молиться за этого человека, полагая молитву достаточным действием со своей стороны. А дальше сама молитва и подскажет.
qwerty:
Ну если "сама", то хорошо. 😊
palaman:
Молитва это действие Бога в душе или хотя бы теле человека. А Бог самодостаточен.
qwerty:
Можно использовать отстранение - диссоциацию? но это может увести в сторону. Наверное
Диссоциация очень часто встречается у школьников. Есть дети, которые прекрасно выучили урок, но вот их вызывают к доске чуть более строгим голосом, чем нужно, и все! Они молчат, не могут произнести ни слова. «Ну что, Иванов, опять ничего не выучил!»
Дома мать начинает причитать: ну ты же вчера весь вечер учил, пять раз рассказал, почему не ответил на уроке?
Но мать умалчивает о том, что пока Иванов учит, отец стучит его по спине и называет слабоумным дебилом. И Иванов научился включать защиту диссоциация - я не здесь, это не со мной, так легче пережить боль и унижение. И когда учитель вызывает его строгим голосом, эта защита включается у него автоматически, бесконтрольно. Он не хотел, но она сама срабатывает. И вот, даже прекрасно зная параграф, он просто молчит. Он не здесь. Он отключился.
А потом именно так будет происходить и на совещании на работе: кто-то спросил строго - человек молчит растерянно (у него эмоциональный флэшбэк, и он улетел).
Когда всем детям подряд ставят СДВГ, обдумайте сначала, как именно они занимаются, что делают мама и папа во время этих занятий. Возможно, мама орет как резаная, постукивает ребенка, а потом на уроке он не может слушать учителя 30 минут, отвлекается и ему говорят: о, это синдром дефицита внимания, вот таблетки. Но вполне возможно, что это та самая диссоциация, которая включается у ребенка, а потом и у взрослого, помимо его воли, как ответ на любой триггер опасности. И он был вынужден научиться этому в собственной семье🍏
Конец цитаты.
Диссоциация это частичное отделение души от тела. Этот же механизм лежит в основе гипноза, да и вообще всякой мистики, по большому счёту.
Все мы дети.
palaman:
Да, диссофиация это совсем не то. Ситуацию надо переваривать, прожигать молитвой насквозь, чтобы не оставалось места для гнили.
qwerty:
Точно. И это "прижигание" со временем и открывает, как пишут - сердечное место, а затем, Бог даст и сердце.
Всё настоящее -- от Бога. Я лишь стараюсь Ему не мешать. К счастью, Ему особо и не помешаешь.
qwerty:
У меня время от времени внутренний мир озаряется осознанием Промысла. Потом уходит. До след. раза
palaman:
Это дар Благодати. Если бы он не отнимался, мы бы приписывали его своей собственной мудрости. А так мы имеем нечто большее, чем нашу условную мудрость: безусловную Премудрость.
qwerty:
архим_Иоанн_Крестьянкин
Уже многому научило вас страдание, многое приоткрыло из сокровенных тайн духовной жизни, а сколько их еще впереди, но цена их страдание. ... говорю не от себя, но от святых отцов: “Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия, когда всякая помощь человеческая или бессильна, или невозможна? Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим; одно это сознание имеет такую силу, что едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца “да свершится надо мною, Господь мой, воля Твоя”, как и утихает волнение сердечное от слов этих, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются преобладания над человеком”.
Разумная тварь выбирает лишь, к чему устремить свою волю. Однако реализация этого выбора всецело определяется волей Бога, который от начала предвидит всё, что мы выберем (логос Суда) и исходя из этого строит Свой Промысел о мире (логос Промышления). Потому ученик Господа должен принимать всё совершающееся с верой, что именно это и есть наилучший вариант развития событий.
Пока не могу сформулировать мысль. Только ощущение. Где то в этих словах. Исчезает необходимость выбора, что ли. Или уходит эта "гномическая воля", оставляя человека в покое "естественной воли". Подумаю еще. (Точнее прислушаюсь).