Читая истории европейских колониальных империй, написанные европейцами до 1945 г., очень сложно понять, зачем было начинать весь сыр-бор. Якобы, исключительно ради торговли пряностями. Не хватало европейцам перчика, аж кушать не могли.
В 1960х гг. американцы объяснили миру в популярной форме, что же это за пряность была такая, которая должна поступать непрерывно. «Пряность» это эвфемизм легко фасуемого, употребляемого ежедневно продукта с очень высокой ценой за один грамм. «Пряности» без экивоков это наркотики.
В приуроченной к демонтажу европейских колониальных империй «Дюне» Герберта открытым текстом написано, что навигаторы-мореплаватели, бороздящие бескрайние океанские просторы - наркоманы.
Предположим, что капитализм это и в самом деле развитие древних мореходных традиций. Тогда выходит, что капиталистическое общество состоит из наркоторговцев и наркоманов. За дозу наркоман делает что угодно, отчего теряет человеческий облик.
Неспроста т.н. «колониальные» товары сплошь вызывают зависимость: чай, кофе, какао, сахар, табак. Дальние плавания это высокий риск, высокий риск должен многократно окупаться, больше всего можно заработать на товарах, спрос на которые неэластичен.
Чем более развито капиталистическое общество, тем более неэластичным становится становится спрос на все производимые товары. Их срок службы искусственно уменьшается, покупка заменяется арендой и подпиской, они отвлекают на себя все больше внимания, чтобы от них нельзя было отказаться. Предсказуемая прибыль лучше непредсказуемой.
Поскольку наркотики это идеальный (и оттого древнейший) товар, свойства наркотиков должны перенять все товары, а потребители и производители - черты характера наркоманов и наркоторговцев.
Zaregan Vtelegram:
Не знаю, насколько это достоверно, но попадалась информация, что опийный мак, выращиваемый в Афганистане, теряет свои свойства, при пересадке на другие почвы. Наркота с него уже не та. Это к вопросу о придворной аптеке.
afroruss:
Это не правда ,можно почитать в ЖЖ kosarex об этом ,все сотра семян были культивированы советскими агрономами перед ВОВ ,в средней Азии ,для фарм промышленности
Alexey Tyulpanov:
Это многое объясняет 🤔
В Чапаеве или в ДженеиейшнПи у Пелевина был момент про шестисотый мерседес и персонажа в нём и вопрос, он таким был или таким стал.
Судя по гипотезе выше, ответ однозначный, он таким стал.
То есть, любой "сторчиться". Так как сам капитализм - это и есть самый сильный его наркотик.
Дурь-в-себе 🤔
palaman:
Скорее всего, Каин преувеличивает. Но что-то в его идее есть, что-то обладающие несомненной убедительностью. Такие идеи надо воспринимать критически, как и любые откровения. Что-то в них явно есть, осталось лишь понять, что именно.
Да, я вынужденно преравл монолог, сейчас я снова удобно сел и продолжу :)
У меня есть субъективное ощущение, что употребление сходных веществ ведёт к сходным изменениям в, что ли, восприятии и психике у людей Например, каннабиноиды провоцируют тягу к поиску неочевидных связей между явлениями и уверенности в них Если человек вам рассказывает, что земля плоская и накрыта куполом, миром правят жиды, скоро прилетит Машиах на космолёте, а наводиться на посадочную полосу он будет по Великой Китайской стене - то с огромной вероятностью в какой-то момент он вам сообщит, что травка абсолютно безвредна, зависимости нет, "курю каждый день и отлично себя чувствую" Алкоголики склонны к упрощению отношений, что особенно заметно при обсуждении новостей - алкоголик всё сводит к мелкой наживе, абсолютно любые нестыковки и сложности объясняет тем, что кто-то банально наврал С любителями прочих веществ я особо не общался, у меня не сложилось устойчивого впечатления
Но самое главное - любители сходных штук друг с другом явно агрегируют, т.е. допустим даже, что все эти мои наблюдения скорее случайны, но тенденция к объединению исходя из типа вводимых в организм веществ, на мой взгляд, просматривается
Так вот, почему бы не допустить в рамках теории власти, что "ядро" некой Власти может формироваться не вокруг (псевдо)религии, но и буквально вокруг употребления какого-нибудь вида веществ, которое влияет на мышление употребляющих, естественным образом выделяя их от остальных и соедняет друг с другом, дает какие-то специфические "фишки" в целеполагании и методах действия?
К вопросу "а почему не выращивать в придворной аптеке и не успокоиться" - так ведь тут как, всё могло быть как с кофе, которые арабы поставляли европейцам в стерильном (жареном) виде - вещество могло поступать в переработанном виде, которое не только что к репродукции негодно, а даже не дает понимания откуда оно, собсвтенно, берётся
Емнип, оч.характерная ситуация у китайцев была, когда они где-то у себя на юге воевали, чтобы там разбить опиумные плантации и отвязаться чуть-чуть от европейских поставок И еще, так, к слову, историки вроде открыто предполагают, что роль в возникновении земледельческих цивилизаций (египтяне, хетты) сыграло пивко, которое из продуктов земледелия готовили. Но тут идея, как я понимаю, просто в том, что возникал спрос на алкоголь, но если предположить, что употребление алкоголя само по себе как-то способствует тому, чтобы люди собрались в очередной египет и начали строить мавзолей пирамиды, то становится интересно
И еще напоследок в тему - вроде было недавно исследование, показавшее, что обезболивающие то ли подавляют эмпатию, то ли вызывают жестокость
К слову, по фильму "Пегтымель" припомянаю, что чукчи с мухоморами в качестве иллюстрации тоже подходят. Хотя там всё слишком сильно обусловлено природными условиями и способом ведения хозяйства, так что серьезно заявить, что чукчами правят мухоморы, я не готов.
> любители сходных штук друг с другом явно агрегируют, т.е. допустим даже, что все эти мои наблюдения скорее случайны, но тенденция к объединению исходя из типа вводимых в организм веществ, на мой взгляд, просматривается. Так вот, почему бы не допустить в рамках теории власти, что "ядро" некой Власти может формироваться не вокруг (псевдо)религии, но и буквально вокруг употребления какого-нибудь вида веществ
Это мнение кажется мне всё-таки крайностью, хотя и очень интересной.
В сущности, это материализм - попытка свести всё к веществам. Новая версия тезиса "Бытие определяет сознание". Тут я сразу должен заметить, что если бы предыдущие сто лет наш народ не истребляли под материалистическими лозунгами, я бы очень неплохо относился к материализму.
Очень интересная, забавная и по-своему очень полезная философия - наивная попытка "победить" дьявола, отрицая его существование. Диаметральная противоположность манихейства. Если суть манихейской девиации в том, что дух там объявляется добром и истиной, а материя злом и заблуждением - в материализме наоборот: материя это единственно-подлинная реальность, а дух сплошная иллюзия и заблуждение.
Бог Истины это не дух и не материя, Он за рамками этой дуальности. Но Он стал человеком - то есть, и духом, и материей одновременно. Поэтому и нам важно соблюдать баланс между тем и другим, избегая обеих крайностей. Сила земной Власти в согласованности действий множества людей Власти - это правда. Но на мой взгляд - очевидная крайность: объяснять эту согласованность всего лишь тем, что эти люди употребляют одни и те же вещества. Веществ тут явно недостаточно. Этих людей должен связать между собой именно дух. А вещества тут играют лишь вспомогательную роль, облегчая духу управление этими людьми.
Собственно, зачем люди Власти нужны богам? Почему боги не могут управлять человечеством напрямую? Да потому, что Бог не предаёт человека во власть духов иначе как с его добровольного на это согласия. Мир людей - материальный мир - вообще-то принадлежит людям, а не богам. Поэтому духи, чтобы овладеть миром людей, должны делить людей на Людей и людей, предоставляя Людям важные льготы и преимущества (собственно власть), ради которых Люди готовы следовать воле богов, подавляя и подчиняя прочих людей воле богов. Вот и вся бизнес-схема.
Но из этой схемы вытекает неожиданный вывод: боги гораздо сильнее заинтересованы в людях Власти, чем это кажется на первый взгляд. А значит, люди Власти могут набивать себе цену - тем более если речь идёт о Людях христианской культуры, которым известно, что вообще-то они ради временной власти жертвуют Вечностью. Я даже думаю, что именно этим обстоятельством и обусловлено в конечном итоге преимущество европейской Власти над прочими Властями: европейцы по культуры всё-таки христиане и они в какой-то мере знают себе цену. И если прочих властителей бесы покупают вообще за стеклянные бусы, тут в Европе им приходится выкладывать все тридцать сребренников, и ни копейкой меньше.
Между тем, обеспечивать контакт с людьми это вообще-то забота богов. Они являются в этом контакте заинтересованной стороной - опять-таки, особенно если речь идёт о людях христианской культуры. И тем более, если человек пытается молиться Иисусу Христу. Тут уж боги начинают нести золотые яйца, лишь бы поймать его внимание и увести в сторону от молитвы. (См. Белая магия (https://palaman.livejournal.com/636927.html)). Принявшего лукавые помыслы молитвенника штырит и вставляет так, что и веществ никаких не нужно. И чем дольше он смог удержать внимание в молитве, тем круче будет цирк - ведь задача лукавого состоит в том, чтобы увести человека от молитвы навсегда.
Поэтому я склоняюсь к мнению, что организация Власти через употребление веществ свойственна скорее более низким, примитивным культурам. А вовсе не является неким общим правилом, к которому всё в итоге и сводится.
А вот теперь бы столкнуть эту идею (насчет веществ и Власти) с размышлениями Бориса Мышлявцева о двух типах культуры - он выделяет среди прочих "веществ" алкоголь, полагая, что "алкогольные" культуры принципиально выше "грибных", "кактусовых" и всех прочих. В то же время многие наблюдатели отмечают, что алкоголики и наркоманы не любят и не понимают друг друга. Нет ли между алкоголем и прочими веществами принципиального антагонизма? Если это правда, то активная пропаганда "грибов" и вообще наркоты может оказаться очередной попыткой "переварить" русскую культуру (кстати, о Пелевине).
У меня эта идея вызывает резонанс, так как единственное "вещество", которое используется в христианских мистериях это виноградное вино. Буддисты тоже вроде не против вина, однако против других "веществ". А вот мусульманам вино было настрого запрещено, и как мне кажется, именно для того, чтобы они не смешались с христианами - особенно на самом раннем этапе истории Ислама.
"Но любим мы их не за это" 🤪 Сила культуры эллинов не в их религии, а в том, что они оказались круче своей религии. Например, приняли христианство.
Александр:
Читаю текст по ссылке. Обнаружил, что, вероятно, среди психоделиков использовался плевел. И тут открылись миры.
1. Плевелы - это род злаков. Те самые библейские плевелы из притчи про зерно. Может быть, в Библии они и неслучайно появились, а как противопоставление эллинским языческим мистериям и использованию галлюциногенов. 1а. "Отцы Церкви описывают плевелы как особое растение, несколько похожее на пшеницу, но вредное по своим семенам. Св. Иоанн Златоуст пишет: плевелы с виду походят несколько на пшеницу, и, по словам св. Макария Египетского, они незаметны во множестве пшеницы; но хлеб, испеченный из пшеницы, неочищенной от семян плевел, производит вредное действие на желудок и голову, тяжкие обмороки и иногда смерть. Так как только самое тонкое зрение может открыть различие между пшеницей и плевелами".
2. Род Плевел по латыни называются Lolium. Мне всегда казалось, что имя Лолита как простое уменьшительное от испанского "Долорес", "скорби" или "боли", как-то слишком примитивно для Набокова. А судя по всему, Лолита - это ещё и "наркотик" (для Гумберта). Да и для англосаксов, если продолжать мысль Галковского из лекций о Набокове. 2а. Набоков намекнул, что англосаксонская цивилизация (очень важно, что не просто "американская", США, а именно англосаксонская) - цивилизация не только педофилов, но и наркоманов (и в кавычках, и без них), что продолжает дискуссию, запущенную Каином. 2б. А ещё Набоков намекнул, что для англосаксов педофилия - это элемент религиозной мистерии, как плевел у эллинов. Видимо, Стэнли Кубрик, продолжавший эту тему в своих фильмах, от Набокова эту идею и получил.
Жесть...
Тимофей Алешкин:
Спорынья, источник галлюциногенов, живет и на ржи, есть такой absentis, он чуть ли не все европейские Средние века описывает через призму частых массовых глюков от нее, принимавших разные социально-религиозные формы.
Alexey Tyulpanov:
Алко vs. Вещества в большинстве случаев не дружат. Но не три сигмы, а как бы одна. ДЕГ тоже об этом не раз говорил, точнее перепощивал свои же слова, подчёркивая важность этого.
Алкоголь очень простой и ультимативный в этой своей простоте. И это я пишу в качестве подтверждения того, что культура Веществ как бы ближе к миру духов. Культура Веществ - сопутствующий процесс возвращения старых богов.
Да, Абсентис очень интересный, но его подчёркнутая антихристианская проповедь меня от него полностью отвадила. Интересно, но море ненависти 🤦♂️
Natalia Chikolini:
Если и правда рыться глубже, то необходимо сразу определить, что такое наркотики. Одним словом называют все вещества, но это неверно. Есть наркотики - опиаты, седативы, снотворное. Опиаты из них самые манифестирующие, но склонные к ним люди готовы упороться всем с похожим эффектом. Мусульманские культуры склонны к этим веществам, как раз.
Второй тип - стимуляторы: кокаин, амфетамины, метамфетамины. На формирование европейской культуры влияния не оказали, зато ХХ век - это их работа. Кокаин изничтожил индейцев и поселился в Голливуде. А ведь именно из этой тусовки расползлись кровавые ритуалы (которых не существует).
Третий тип - психоделики. Здесь же обитает каннабис, хотя и с оговорками. Особенность психоделиков в том, что зависимость тела не вырабатывается. И в целом они концептуально не для марафонов, хотя на практике всякое бывает. Инструмент жрецов и магов с приходом христианства должен был отправиться в андеграунд с остальными персидскими темами. Понятен и сегодняшний расцвет. У духов, манифестирующихся через психоделики, сегодня пир на весь мир.
Эти три типа - разные тропосы. Концептуальный конфликт есть между седативами и психоделиками, а также между стимуляторами и психоделиками (менее выраженный, но есть). Ну а идеальная пара - это седативы со стимуляторами. Улицы бомжей в США - это оно.
Алкоголь работает со всеми тремя тропосами, но менее всего сочетается с психоделиками. Каннабис лучше всего работает с психоделиками, хуже всего со стимуляторами.
Мне кажется, алкоголь - это вход в зал с тремя дверями. А каннабис - твой личный ключ, подходящий к одной из дверей. Скорее всего, к одной. Как только ты входишь, освоишься чуть-чуть, то выбьешь ногами все остальные двери.
Позвоню себе не согласиться, что алкоголь как-то менее всего сочетается с психоделиками. 🤔😳 Всё-таки он, алкоголь, реально, универсальный.
И даже внутри потребления каннабиса есть куда более радикальное разделение на потребителей индики - растоманов, которые любят седативные эффекты, и потребителей сативы, которых растоманы именуют как раз наркоманами.
Natalia Chikolini:
Универсальный, да. Но настоящий концептуальный психоделист алкоголь не уважает. Потом уже, на пенсии, открывает для себя вина, тем и успокаивается ☺️
Alexey Tyulpanov:
Согласен, психонавты возвышенные существа 😅
palaman:
Я спросил знакомого, который испытывал на себе действие всякого рода веществ. И он ответил: по идее, алкоголь это депрессант, как и опиаты.
Не знаю, что значит "по идее". Сам я ни разу ни пробовал ничего, кроме алкоголя, но тут тоже опыт невелик: напился допьяна лишь один раз в жизни.
Как я уже говорил, всех изменённых состояний сознания, которые я пережил, я достигал без каких бы то ни было веществ. Имхо, действия духов для этого более чем достаточно.
Natalia Chikolini:
Да, я бы в целом его к этой категории отнесла. Тяжёлые алкоголики даже выглядят так же, как опиоидные наркоманы. Но всё-таки алкоголь работает и в мистериях: все наблюдали глубокие танцевальные трипы бухгалтерии на новогоднем корпоративе.
Александр:
Алкоголь - действительно депрессант, с этой формулировкой я столкнулся довольно много лет назад. После кратковременной эйфории (и то не у всех) он угнетает и подавляет психическое возбуждение - тянет в сон и так далее. Но опять же по идее, потому что какое-то время людям часто весело и приятно. Но вообще это про нервное торможение.
Депрессанты вызывают снижение сердечного ритма, артериального давления. Это и при употреблении вина происходит. Поэтому депрессанты как медицинские препараты прописывают при тревожности, социофобии и так далее. Ну, эту роль вино и играет - например, как ритуализованная часть мистерии романтической встречи, чтобы снять тревогу у всех сторон. Выпили вина (в ресторане), успокоились, поговорили, пошутили и можно продолжать дальше - не так страшно и не так смущает.
Конечно, большие дозы депрессанта и тормозят больше.
Светлана Зотова:
Весь алкоголь в самом начале употребления про веселуху и полёт фантазии - потом клонит в сон и расслабляет (депрессанты). Если выпить среднее количество или большое, то отупляет.
Это я про свой опыт говорю. Так что мне проще ловить творческий поток через музыку и через молитву (здесь пока не магистральный путь).
Александр:
Ландау в принципе не употреблял, даже шампанское на Новый год. Он поднимал бокал, произносил тост и отдавал бокал специальному "выпивале". Именно потому, что никакой креативности алкоголь ему не добавлял, только притуплял разум.
palaman:
Это одна из причин, почему я не пью. Алкоголь притупляет ум, даже если пьёшь не до пьяна. Это очень ощущается, и этот эффект держится довольно долго.
Александр:
В России сокращается потребление алкоголя и сокращается по историческим меркам очень быстро. Я уже писал, что по объёму потребления алкоголя в расчёте на литры чистого спирта на человека в год Россия уже лет 5-7 ниже уровня Британии, Германии, Франции и Испании. Основным драйвером этого падения с рубежа 1990-х - 2000-х и где-то до середины 2010-х был переход с водки на пиво, которое с середины 2000-х стало самым популярным алкогольным напитком.
Но в последние годы пиво вышло на плато. Модель потребления алкоголя в России перешла с "северной" на "южную". Во-первых, новым драйвером стало вино и винные напитки (типа нашумевшего недавно сидра - многонационалы в Самаре увидели волну и с помощью органов поучаствовали в её оседлании). Теперь по совокупному объёму вино и винные напитки занимают второе место, тоже опережая водку. Во-вторых, оформились кластеры нового потребления: "только пиво", "винные женщины", "абсолютные трезвенники" и так далее. В общем, пирог перестал расти. В 2022 году, несмотря на небольшую коррекцию с уровнем потребления алкоголя (её причины можно обсуждать), рост потребления пива составил всего 0,6%, для сравнения - потребление игристых вин увеличилось на 8,3%. Теперь вина - "бычий рынок" в России, туда и имеет смысл делать инвестиции в алкогольной отрасли.
А раз пивной "пирог" перестал расти (а, возможно, начнёт падать), то для продолжения роста те, кто может, включат внеэкономические средства. Например, административный ресурс. Пока рынок рос, можно было закрывать глаза на конкурентов, хватало всем, это была игра с положительной суммой, "выигрывают все". Можно было инвестировать и быстро отбивать деньги. Сейчас - с нулевой суммой: "Мы выигрываем за счёт того, что вы проиграете". Есть, конечно, вариант конкуренции за качество, улучшение технологий, инвестиции, но новиопов не обучить новым трюкам - акционеры не готовы сокращать нормы своего потребления и изъятия ресурсов и вкладываться. Поэтому будут пытаться давить мелочь.
Думаю, не срастётся. Рыбка задом не плывёт. Новиопы недооценивают тектонический масштаб культурного сдвига. Люди, которые распробовали качественное пиво, в крайнем случае переключатся на другие типы алкоголя или вообще откажутся от потребления, чем массово вернутся к шмурдяку.
Alex:
Перекинуло, перекинуться (грибноэльф.) - внутреннее изменение, вызываемое воздействием больших доз алкоголя. Этот эффект сильнее и глубже обычного опьянения, так как при таком превращении от «первоначальной личности» не остается практически ничего. Перекинувшийся впервые человек вынужден заново знакомиться даже с близкими друзьями, у него кардинально меняется моторика и мимика, стиль общения и паттерны речи. Словно бы из ниоткуда возникают побуждения к насилию и погрому, неоправданная жестокость и «недоброе» чувство юмора. Никаких поведенческих блоков у такого существа нет - что позволяет говорить о достижении высшей степени личной свободы. В нашей собственной культуре этот феномен называется «становлением альтерэго», характерным признаком которого является последующая амнезия произошедших с человеком событий. Это напоминает демоническую одержимость, из-за чего приходится проводить жесткую черту между поступками человека и делами его «вложенной сущности». Так что если вы видите в тексте указание, что кто-либо перекинулся, имейте в виду - разница между человеком и его «альтерэго» примерно такая же, как между небезызвестными доктором Джекилом и мистером Хайдом. (С) "Сказки тёмного леса"
palaman:
Спасибо. Да, это именно одержимость. Слово "одержимость" именно это и означает.
А уж как это осмысливать - как игру духа или фокусы бессознательного - это вопрос вкуса.
Ivan Truskov:
Там ребята скажем так с сатанизмом игрались и от Христа вполне - какое бы правильное слово выбрать - буквально отрекались.
Да, мусульманская непріязнь къ вину мнѣ кажется почти мистической. Въ томъ смыслѣ, что это очень простая и мощная идейная ловушка, призванная ихъ отдѣлять отъ христіанъ.
Въ противномъ случаѣ между исламомъ и радикальными теченіями протестантизма разницы было бы исчезающе мало, а между исламомъ и "историческими" вѣтвями христіанства существовалъ бы богословскій діалогъ.
Natalia Chikolini:
Странно то, что алкоголь не входит в мусульманский быт, если это такой же депрессант, как и остальные любимые ими вещества. Поэтому оставим алкоголю лазейку в остальные категории.
palaman:
У меня версия: алкоголь запрещён мусульманам именно для того, чтобы затруднить для них обращение в христианство. Ислам создан как противовес христианству и должен был занять ту же экологическую нишу - со всеми вытекающими.
Znorko:
У них видимо действительно фиксация на запрете вина ( кроме Кавказа, Закавказья), мигранты из средней Азии водку хлещут- моё почтение!
palaman:
То есть, он запрещён ИМЕННО потому, что его изволил использовать в Своей мистерии наш Господь.
Znorko:
И именно вино
zmiyu4cka olenka:
Да, и именно на винѣ у нихъ пунктикъ.
palaman:
А водка типа ничего страшного?!
Znorko:
Ну, конечно, арабы, как тру муслимы осудят, но средняя азия употребляет только так, на азербайджанцы и пьют и производят, но они же еретики- шииты, с точки зрения суннитов. Кстати, Кемаль Ататюрк пил именно водку- ракию. Не вино.
Александр:
Азербайджанцы - советские шииты. У иранцев шиизм, но после революции 1979 года там всё строго, с уголовным наказанием (хотя, думаю, иранская "золотая молодёжь" из "Инстаграма" пьёт и пьёт дорогую "санкционку", а не абы что). До революции иранцы тоже пили вино в количестве ("ширазское вино" и так далее).
Ivan:
Елена Чудинова как то обратила внимание - запрет именно на вино, а не на пиво и другие алкогольные напитки. Остальной алкоголь запрещён уже по расширению запрета, сами люди этот делают.
Запрет на причастие в общем.
[Литература] > Всё это широко обсуждалось уже почти 30 лет назад, когда вышел русский перевод: "Представляя в этой работе психоделическую теорию эволюции человека, Маккенна привлекает обширный по охвату материал из антропологии, истории древнейших культур, ботаники, психологии, психофармакологии, культурологии и многих других областей знания. Он тщательно прорабатывает гипотезу о возможной весомой роли психоактивных веществ в истории человечества, происхождении шаманизма, мировых религий, современной техники и технологии". https://royallib.com/book/makkenna_terens/pishcha_bogov.html
Alexey Tyulpanov:
Из авторов помню: Альберт Хоффман - ЛСД мой проблемный ребёнок. Олард Диксон - Мистерии мухомора. У Тимоти Лири не помню 🤔 Александр Шульгин - PiKHAL (Шульгин тут, как и Хоффман - легендарная фигура)
Мне в свое время эта книга понравилась https://royallib.com/book/grem_henkok/sverhestestvennoe_bogi_i_demoni_evolyutsii.html этот шотландский писатель, Грэм Хенкок, вроде, сам употреблял вещества, т.е. он свой практический опыт описывает. Тут вот есть занятная рецензия https://www.livelib.ru/book/1000245090/reviews-sverhestestvennoe-bogi-i-demony-evolyutsii-grem-henkok "И тут Хэнкок, который сам тоже испытал на себе психоделики и, кстати, поимел какой-то довольно-таки пугающий опыт, восклицает: неужели же все это просто галлюцинации?! - И дальше начинает развивать теорию, что все эти духи и миры существуют на самом деле, а психоделики это дверь, настраивающая мозг на их восприятие. Мол, духи шаманов, средневековые явления фей, явления в тех же местах (Лурд и др.) Богоматери и современные явления в Америке инопланетян и "похищения" ими - это все один и тот же психоделический опыт" - по мне как раз это говорит о том, что Хенкок не далек от истины)
Владимир Федин:
Уже три поколения западных товарищей имеют контакт с миром духов через психоделики. Психоделическая революция 60-х никуда не исчезала, а наращивала грибницу. Сейчас есть методы психотерапии на псилоцибине - https://www.verywellmind.com/what-is-psilocybin-therapy-5235610 (легальная продажа и использование в медицинских целях), есть сессии с аяхваской (защищенный законом культурный ритуал). Вся современная культура пропитана вайбом психодела - начиная от матрицы и заканчивая Westworld. Have you ever question the nature of your reality? - именно этот вопрос задаёт себе человек после трипа. И вопрос предельно серьёзный. Он висит в воздухе. Он не отвечен.