Я оставил несколько
комментариев в ЖЖурнале
solar_front И хотя сказанное в них я уже несколько раз достаточно подробно излагал, считаю полезным снова и снова повторить, так как опыт показывает, что эти мысли с большим трудом усваиваются публикой. Между тем, они фундаментально важны для каждого из нас в отдельности, а на этом этапе истории и для России в целом.
> Вспомнил высказывание одного средневекового теолога (на память не вспомню). Что основное противоречие заключается в том, что силой благочестивой мысли нельзя эрегировать пенис. Соответственно, зачать ребенка исключительно целомудренными помыслами не получится. И в чем здесь замысел божий? - восклицает святой отец.
Можно. Любовь между супругами это проявление благочестия, а эта любовь (в норме) эрегирует пенис. Скажу больше: святые Отцы, создавшие Православие, учат нас мистерии непрестанной молитвы. Цель этой мистерии в том, чтобы человек в своём уме не занимался бессмысленной болтовнёй, которую не слышит никто кроме Бога, а беседовал с Тем, Кто его слышит. Беседовал везде и всегда, во всякое время, на всяком месте - наяву и во сне, в том числе во время полового акта и оргазма. Потому что именно для этого Бог изначально и сотворил наш ум.
Бедные католики заблудились много веков назад.
Ведь они потомки варваров, захвативших Западную Римскую Империю, но так и не сумевших по-настоящему понять религию Римской Империи. Напомню, что на момент захвата варварами религией Западной Римской Империи было именно Православие. Толком не разобравшись в Православии, варвары создали вместо него свою собственную религию - католичество. Но это полбеды. Беда наступила, когда варвары Запада в 1204 году захватили и Восточную Римскую Империю. С этого времени именно католичество стало считаться эталоном христианства. Политическая гегемония - великая сила. И увы, многие католические идеи сегодня некритически принимаются на веру православными людьми. Тем более, что и мы тоже потомки варваров.
> Вот живет, например, праведник. И не грешит, порно не смотрит. А снится ему, к примеру, сон. И там проказницы. И он может даже и ни-ни. А бежать ему не куда, глаз свой ласкает, мысли роятся и т.д. Т.е. это не грех. Потому, что бессознательно. Но факт остается фактом - у человека теперь виртуальный опыт измены! И он себя казнит. Т.е. реально занят саморазрушением и не эффективным трудом. Из-за болтовни попов.
Православная Церковь учит ни в коем случае не казнить себя за грех. Казнить себя за грех это путь Иуды Искариота, которого раскаяние привело к самоубийству.
По большому счёту, казнить себя за грех это новый грех. Чтобы этого с нами не происходило, надо прежде всего принять во внимание, что "раскаяние" и "покаяние" НЕ являются синонимами. В греческом и в церковно-славянском это два разных слова, и они имеют два разных смысла. Они всего лишь созвучны, так как происходят от одного славянского корня "каять", означающего "хаять", "упрекать", "клеветать" и даже "мстить".
Покаяние это вовсе не раскаяние. В чем-то эти понятия даже противоположны. Великим святым (таким как Богородица) не в чем каяться, но именно они являются образцом покаяния. И напротив - Иуда раскаялся, но не покаялся.
Покаяние (на греческом метанойя, буквально "изменение ума") это ни что иное как устойчивое изменение сознания, достигаемое в ходе религиозно-мистической практики. В отличие от кратковременного изменения сознания, достигаемого химическими средствами (алкоголь, вещества), покаяние заставляет человека полностью пересмотреть все свои взгляды на жизнь.
Правильно покаяние постепенно приводит человека к пониманию того факт, что зла не существует, так как всё на свете управляется Промыслом всемогущего и благого Бога. Между тем, именно иллюзия зла заставляет человека совершать грехи. Чем больше зла наблюдает человек в мире вокруг себя, тем больше у него оснований совершать дурные поступки: как говорится, с волками жить, по-волчьи выть.
И вот поэтому по мере покаяния человек постепенно начинает понимать, что те поступки, которые он совершал прежде и которые казались ему вполне оправданными, в действительности (в его новой, изменённой покаянием реальности) вовсе не оправданы. Отсюда и рождается раскаяние. Но и здесь человек ни в коем случае не должен казнить сам себя (=путь Иуды), вместо этого он идёт в Церковь и получает прощение от Бога в таинстве Покаяния. И этим вопрос закрыт.
Проблема в том, что варвары, захватившие Западную Римскую Империю, поняли всё упрощенно. Отождествив "покаяние" с "раскаянием", они решили, что суть таинства Покаяния состоит в раскаянии, и чтобы преуспеть в этом таинстве, надо "каять ся", ругать себя, казнить себя. Конечно же, эту замечательную идею варварам подсказали демоны, враги Иисуса Христа и истинного покаяния, создавшие на захваченных у Рима землях новую религию, католичество, в основу которого и легло дурно понятое варварами Православие.
Однако, возвращаясь к Вашему вопросу, эротические сновидения это вообще не повод для раскаяния даже в рамках католичества, так как они не зависят от нашей воли. Зато они - повод для покаяния, именно потому, что они не зависят от нашей воли. А если в нашей психике происходит что-то, не согласное с нашей собственной волей, значит с нами что-то не так, и мы нуждаемся в изменении сознания (=покаянии).
> Что такое грех? Насколько я для себя определил: сознательный выбор человеком деструктивного направления развития событий.
В буквальном переводе с церковно-славянского слово"грех" означает просто-напросто "ошибка". А если так, то понятие греха не может не зависеть от мировоззрения конкретного человека: что он считает ошибкой, а что не считает. Что человек не считает ошибкой, то и не грех в его глазах.
А с точки зрения Православия грехом (ошибкой) является принятие ложной мысли в качестве руководства к действию. Классический пример: Ева поверила, что если она вкусит запретный плод, то ничего не будет, они не умрут (ей так было сказано лукавым: не умрёте, но откроются очи ваши). Эта мысль была ошибочной: вкусив, Адам и Ева умерли, и мы должны умереть, так как мы - их потомство.
Где нет ошибочной мысли, там не будет и греха, так как любой сознательный поступок начинается с мысли, и первый, фундаментальный наш поступок - принятие или отвержение той или иной мысли за руководство к действию. Источником же ошибочных мыслей являются лукавые духи, стремящиеся управлять нашим поведением, вкладывая нам свои помыслы под видом наших собственных мыслей. Поэтому не будет ошибкой сказать и так: грех это послушание лукавому.
См. также
Либидо революции и Внутреннее христианство