Выходим - а крестика нет. Порвалась веревочка. Ольга: - Поехали в храм. - Чо за храм? - Святителя Николая Японского, тут ближайший, - деловито говорит Ольга, поправляет лифчик и мы идем в тачку.
- Ну Стяга ведь решил вопрос? - говорит Ольга, закуривая сигаретку с химической кнопкой. - Он же застроил армяна при мне. Он же тебе обещал пожизненно бесплатно питать в ресторане!
- Пожизненно, - кривлю я правый угол губы.
Через пять минут - вот он, красивый и добрый храм Николая Японского.
Я покупаю крестик и веревочку или цепочку - не помню. Ольга мирно стоит в платочке. Ее большие серые и голубые глаза чуток улыбаются - но сама она полностью серьезна.
Мы выходим, садимся в тачку. Рядом сидит симпотная баба, а я думаю:
- Надо изучить японское православие.
Оказалось, я произнес это вслух. И Ольга хохочет надо мной: - Японское?! Да оно там только на Хоккайдо. ..... Только на Хоккайдо? Еще интереснее.
[Примечание 1]Примечание 1: у нас с Японией 2 войны было (если Хасан и Халкин- Гол не вспоминать), не забывайте.
А зачем самурайские роды Хоккайдо приняли православие? Чо, симпатизанты русских, предатели Нихонго?
Ну немного сложнее. Тут и личность Николая Японского - и противоречия с Императором. Император немного в шоке был из- за решения хоккайдских кланов, но потом нашел решение, которое политически всех устраивало.
Про Танюху, свою японскую помощницу я даже посмеивался.
Я такой съезжаю с Находки, типа главный героин-фентаниловый бандит, который держал трафик на Джапан пообещал меня убить. И мои патриотичные бандиты мне: - Пока мы его не посадили, херачь в Сибирь.
И я на пару месяцев еду в стылую Сибирь, ностальгируя по декабрьской грозе с ливнем.
- Тебе делать нечего, - укоряет жена. А я блин читаю про японское православие, которое для бизнеса мне почти и не нужно.
Почти.
НИТОЧКА
Бом-бом. Бом-бом. Сначала процитируем равнодушную Википедию:
Московский патриархат? Но ведь у нас с Японией 2 войны было, мир до сих пор не заключен. Вон, Зеленский говорит - все зло в Московском патриархате, надо его зачистить.
А почему японский Император такой глупый, даже до украинского клоуна недотягивает?
Ленивый украинский недотыкомзер тыкает в клавиши:
- Да там этих православных - сплошные гроши. Несколько тысяч на Хоккайдо.
Я хотел было попросить воображаемого украинского собеседника вытащить галушки из ушей и сказать ему:
- Так ведь это представители оппозиционных Императору самурайских родов. Это же главные люди Хоккайдо, в некотором смысле.
Но понимаю: "игра не стоит свеч, а результат труда". Поэтому промолчу.
Поэтому опять вспомню про главный храм города Находка, где я покупал свой крестик.
Храм святителя Николая Японского, ровнехонько напротив острова Хоккайдо.
Нужно поговорить про Николая Касаткина (Японского). Он заложил основы японского православия.
Но сначала - интересная деталь. В первые десятилетия храм располагался в буддистском монастыре, который японская сангха передала для нужд Русской православной церкви.
Это концептуальный и довольно странный акт. Но обсуждать его подоплеку мы тут не будем. Вообще, вся расказанная мной история будет состоять из сплошных умолчаний. Таков уж наш мир - без умолчаний в миг рушится, как японская двухэтажка во время тайфуна.
- Любой каратист одним ударом разрушит такую двухэтажку, - посмеивался мой дедушка в Тойохаре, показывая мне в детстве районы японской застройки.
Но тут надо отметить - при землетрясении утлое японское жилище намного безопаснее солидной советской пятиэтажки. Любопытный читатель может погуглить, что случилось с советским Нефтегорском на Сахалине во время сильного землетрясения.
Так или иначе, будистский монастырь с православной звонницей, что был в Хакодатэ, сгорел во время сильного общегородского пожара. И был построен ноаый кирпичный храм в русско-византийском стиле.
А потом появились и новые храмы. Война? "Император не вмешивается в религиозные дела подданных".
Вмешательство, конечно, было. Но о нем поговорим позже.
Я сказал выше, что православие приняли важные роды Хоккайдо, "японской Сибири". Стали они от этого антияпонскими, пророссийскими? Ни в коей мере. Оппозиция политике Императора НЕ означала антияпонский настрой. Это была оппозиция ускоренной вестернизации эпохи Мэйдзи. Самураи Хоккайдо справедливо могли предполагать, что подобная вестернизация вызовет у японцев комплекс неполноценности по отношению к Западному миру. И в своей оппозиции они решили опереться на ту частицу Европы, которая показалась им наименее безумной и наиболее понятной: на Россию и на русское православие. (Подобное можно наблюдать сейчас и в Монголии, только враг там страшнее и ближе: Китай).
Роды Хоккайдо не были пророссийскими. Но они были настроены на взаимопонимание с Россией.
Отголоски всего этого можно увидеть в фильмах Такеши Китано, где изображения русских ангелочков играют не последнюю роль и рассыпаны щедро по многим его произведениям.
Святитель Николай Японский родился в небогатой семье в Смоленской губернии. За выдающиеся успехи получал государственные стипендии, учился в Санкт-Петербургской духовной академии. Степень кандидата богословия получил без предоставления богословского труда, по прошению священоначалия.
В 1861 приезжает в Японию, где изучает японский язык и культуру.
В 1868 году на Хоккайдо Николай обратил в православие первого японца. Им стал приемный сын синтоистского священнослужителя, представитель самурайского рода Такума Савабэ.
(Позже Такума стал первым японским православным священником).
Савабэ долгое время был ронином и представителем оппозиционного политического течения, считавшего, что власть надо вернуть Императору, но по западному пути не идти. Иностранцев выгнать, а особо - христианских священников.
Савабэ со временем сам стал синтоистским священослужителем. Николай Японский так пишет об этом этапе жизни своего будущего крестника:
"Будучи жрецом древнейшей в городе кумирни, он пользовался уважением народа, получая значительные доходы и зная только довольство и счастье. В семействе у него была прекрасная молодая жена, маленький сын и мать жены. Горд он был своим отечеством, верой своих предков, а потому презирал иностранцев, ненавидел их веру, о которой имел самые неосновательные понятия".
В 1865 году Савабэ принимает решение убить Николая. Он пришел к нему с мечом.
«Вы пришли сюда, чтобы погубить нашу страну».
Иеромонах Николай спросил: «Справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере». Савабэ Такума заинтересовался услышанным и с того дня начал изучать христианское учение.
На тот момент христианство было запрещено в Японии.
После трех лет изучения христианства Савабэ принял крещение, отказался от должности жреца синто и обьявил об этом жителям Хакодатэ. Многие были в шоке. Дом Савабэ сожгли, он был арестован. Но скоро Император своим указом разрешил исповедование христианства, Савабэ был освобожден и начал работать над созданием общины в Токио.
В общем, мы видим, что первые шаги православия на японской земле были совсем не просты...
На конец 1890 года православная церковь в Японии насчитывала 216 общин и в них 18 625 христиан.
Много ли это? Учитывая социальное положение прихожан и то, что они были "активными верующими" - это весьма не мало.
В 1891 году был освящен Воскресенский собор в Токио, называемый в Японии в честь Николая, Никорай-до. (ニコライ堂).
Большой личной трагедией для Николая стала Русско-японская война:
«Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».
В этот период Николай занимался судьбой русских пленных в Японии (72 тыс чел).
Мы видим, что не смотря на войну, Японская православная церковь МП не подверглась никаким репрессиям. В этом большая заслуга Николая. Однако, как представляется, тут играл роль и политический расчет Императора.
Ясно было, что война скоро кончится, а Россия и Япония станут союзниками.
Православная община стала для Императора одной из ниточек, связывавших две великих страны. Кто был православный японец? Сторонник сильной императорской власти, противник засилья Англии и США в японских делах.
Россия была кусочком антизападного Запада, антиевропейской Европы.
Если богатый японец хотел на выходные съездить развлечься в европейский город, походить по театрам и синематографам - куда он ехал?
Во Владивосток. Других европейских городов вблизи Японии просто не было...
Для Японии политический и экономический союз с Россией был очень важен и выгоден.
Другое дело, что самой России вскоре не стало.
Обнулилась...
"После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города, на кладбище Янака." - скупо сообщает нам Википедия.
Что стоит за этими словами? ОГРОМНОЕ УВАЖЕНИЕ, которое Император проявил в отношении Николая. А именно УВАЖЕНИЕ, а вовсе не юань или доллар являются в Восточной Азии главной валютой (желающие могут ознакомиться с базовой ролью уважения в системе ценностей буддистского мира Азии на примере тувинского народа в моей работе "Нормативная культура тувинцев").
В 1970 году Русская православная церковь признала Николая Касаткина равноапостольным святым. По условиям, поставленным советской властью, об этом факте не должно было сообщаться жителям России.
Но теперь-то вы знаете.
Из обсуждения:
> Интересная статья получилась. Выходит, что православие в Японии это ниточка для союза Японии и России?
Выходит так. Император ее держит на случай "А вдруг Россия воскреснет?".
> Жаль, что не осветили попытку рейдерского захвата Японской православной церкви американцами (после оккупации Японии) силами украинцев. Буквально.
О, я много чего не осветил. Были и попытки наезда японских нацистов на ЯПЦ МП, запрет русским священникам служить и т.п. Но тут чудо, что ЯПЦ МП сохранилась и является важной ниточкой для дальнейших отношений России и Японии.
[Дополнение]Ну, в Японии вообще христиан мало - порядка 1% населения, то есть около 1-1,5 млн человек. И то надо смотреть, а сколько среди этих людей реально практикуют. И это несмотря на американскую оккупацию, давние связи англичан и американцев с Японией и так далее. И наоборот, православные церкви либо под Британией, как РПЦ, либо под США, как Константинопольский патриархат и некоторые другие церкви, так что с прозелитизмом у православия проблемы. Не дадут. Ну, так и процвели бы протестанты. Но нет, не получается.
Православными являются примерно одни и те же роды, которые стали православными ещё во времена святителя Николая Японского. В 1912 году, перед первой мировой войной и революцией в России, было 33 тысячи и довольно быстро росло. В общем, можно наложить это на серию русско-японских договоров после войны 1904-1905 годов, когда постепенно, лет за 10, Япония стала союзником России и заключила с ней договор против притязаний третьих стран в Китае и на Тихом океане (читайй: против Британии и в меньшей степени - США). Потому что Российской империей управляли профессионалы, шла работа. Из данных на 21 век я нашёл следующее: в 2014 году - 9600 прихожан, 37 священнослужителей и 67 приходов, в 2021 - около 9200 прихожан, 25 священнослужителей и 64 прихода.
Опять же французский след. Кто рулил войсками Республики Эдзо (то есть Хоккайдо), где был последний оплот сопротивления сёгуната режиму Мейдзи, поддержанному Британией и США? Всеми 4 бригадами армии Эдзо командовали французские офицеры. Фактическим командующим был француз Жюль Брюне - будущий начальник Генерального штаба Франции.
Касаткина тоже явно вели в российских спецслужбах (а может, и не только). Особенно с учёной степенью говорящая история. Например, степень без защиты и место в Японии было предоставлено летом 1860 года, тогда же ускоренно постригли в монахи и рукоположили в иеромонахи. Считается, что по инициативе митрополита Петербургского Григория Постникова. Проблема в том, что столичный митрополит как раз умер в июне 1860 года. Но человек был ну очень уважаемый. Поэтому либо он, уходя, сыграл в какую-то игру, посчитав очень важным продавить будущего святого Николая перед смертью любой ценой - "предвидел что-то", либо на него списали: мол, митрополит сказал, а не проверишь уже. То есть была какая-то интрига, сюжет, а не просто "ведётся работа". Возможно, профессиональные историки православия знают подоплёку, но мне кажется, это заслуживает исследования. Причём летом 1860 года был как раз основан Владивосток.
Удивительная штука: японцы впитали из России Достоевского и Чехова, а китайцы - СОВЕТСКИЙ ДИСКУРС.
> Наверное все таки Коминтерновский дискурс, то есть дискурс социал-демократов шведского и египетского устава,люди поняли, что речь идёт о триадах.
Ну, я писал уже: триады и делали "китайскую революцию".