Сегодня Русская Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, в память которого я взял псевдоним palaman, а также императора Юстиниана (VI век), при котором Восточная Римская Империя практически полностью восстановила свои древние границы, наглядно опровергнув миф о якобы "падении Рима" в V веке. Достойно упоминания, что Кодекс Юстиниана до сих пор является основой европейских законов. Настоящим падением Империи стало иконоборчество (начало VIII), фанатическая ересь, отвергшая культуру Античности, и положившая начало Средневековью.
Собственно, Григорий Палама предельно ясно объяснил, почему мы почитаем иконы, мощи и другие святыни. И почему вообще святыни -- святы. Григорий Палама жил в самом конце Средневековья, но по сути был одним из последних носителей Античной культуры, сохранившейся к тому времени лишь в элите Империи.
Олег Фёдоров:
Мало кто понимает, что "опричники" Льва Исавра они именно такими и были, красными кхмерами и хуйвенбинами. Иничтожая не столько уникальной красоты иконы и фрески, сколько людей, которые их писали и учили их писать. Т.е. живую КУЛЬТУРУ.
Хотя важно принимать и то, что и это была воля Божия. В житии одного святого того времени сказано, как на молитвы Христу о дикостях и неправде императора был ответ : " искал Я вам хуже (императора), но не нашел (хуже этого)".
(См.
Главное, что надо знать об иконоборчестве)
palaman comments:
И слово "опричники" тут тоже не случайно. Ведь именно императоры-иконоборцы поставили первый опыт абсолютизма, подчинив себе церковную иерархию. Иоанн Грозный мыслил в том же ключе.
(См.
Ошибка Грозного или Секрет умной молитвы)
сергей мустафин:
Прошу прощения, что несколько о другом, но именно в правление Льва Исавра происходит смена первой династии халифов(Омейядов) на вторую (Аббасидов), знаменующая наступление эпохи "исламского великодержавия" с установлением строгого культурно-государственного канона. Тут стоит вспомнить, что одной из отличительных черт ислама является категорическое неприятие аналогового изображения. Между этим феноменом и иконоборчеством несомненно есть какая-то связь.
Николай Владиміровичъ Кузнецовъ:
Да. Янъ Зозулякъ прямо на это указываетъ въ своей Византійской философіи.
сергей мустафин:
Незнание - сила. Об иконоборчестве современный обыватель не знает практически ничего. Благодаря этому антицерковная пропаганда может безбоязненно обвинять в гибели античной культуры не отступников 7-8 веков, а христианство, как таковое, пристёгивая к этому тезису также убийство Гипатии или уничтожение Александрийской библиотеки (многие, кстати, полагают, что это единое событие)
(См.
Конец Античности (1) и
Конец Античности (2))
palaman comments:
К слову, убийство Гипатии тоже было совершено еретиками (монофизитами).
Natalia Chikolini:
Такое ощущение, что мы не знаем ни одну причину самых радикально важных событий. Ровно в самые критические моменты спускается на наши очи ахалай-махалай, и общество впадает в состояние, описываемое мемчиком i support the current thing
palaman comments:
Где-то выше в этом чате уже обсуждался вопрос о том, что не случайно иконоборец Лев Армянин - армянин. Да и вся иконоборческая династия (начиная с Льва Исавра) имеет какие-то таинственные связи с Востоком.
(См.
Гештальт мировой революции: суть и оглавление)
К сожалению, я недостаточно знаю Восток (и тем более Восток той эпохи), чтобы выстроить какую-то концепцию, хотя концепция тут напрашивается. Иконоборчество это по-видимому персидская духовная интервенция, вирус этой ереси проник самое сердце Римской Империи и заразил высшую аристократию.
К этой мысли подталкивает и житие святой царицы Ирины, многих смущающее изобилием совершённых ею убийств. Местная по происхождению, она умудрилась ликвидировать всю свою "восточную" родню, короче, уничтожила иконоборческую династию физически - и прославлена Церковью не "вопреки", а скорее именно благодаря этому деянию.
Увы, довести дело до конца Ирине не дали и после её смерти иконоборчество возобновилось, хотя уже было не таким токсичным, как поначалу. Если сравнивать, можно провести аналогию между сталинским и брежневским СССР. Ирина вырезала самую опасную верхушку сталинского ВКП(б) - и после этого иконоборчество постепенно сдохло само собою, от старости и отвращения к себе.
(См.
Умеренное и радикальное иконоборчество)
Олег Фёдоров:
Политическая целесообразность ереси иконоборчества в наведении мостов с исламом очевидна. Этими "перспективами" все и оправдывалось.
Раскопки леванта 6-7 веков изобилуют домами христиан, имеющих тайных домашних языческих божков и жертвенники.
Возможно античная веротерпимость между людьми перешла черту в личном двоедушии христиан. Что не могло быть угодно Богу. Да и людям чрезвычайно опасно. Возможно, "отсюда" потребовался Исавр и натиск ислама?
palaman comments:
Иное дело веротерпимость, и иное -- двоеверие.
Но фанатизм противоположен и тому, и другому. Пользуясь этим, действительно можно раскачать маятник ереси. Я замечаю, что дьявол часто действует подобным образом, мало-помалу перекидывая людей из одной крайности в другую, не позволяя им нащупать золотую середину. Ведь всякая крайность от лукавого. В итоге и сами иконоборцы стали украшать христианские храмы образами охоты и придворной жизни, не оставлять же стены голыми. Свято место пусто не бывает. Светская культура это замаскированное язычество.
Двоеверие и фанатизм порождают друг друга.
Зачем язычнику притворяться христианином? Чтобы избежать преследования со стороны фанатиков. Зачем люди становятся фанатиками? Чтобы доказать себе свою мнимую праведность на фоне двоеверов. Это правая и левая рука дьявола.
Не удивлюсь, если выяснится, что эти домашние алтари в домах "христиан" как раз при императорах иконоборцах массово и появились. Ведь вплоть до VIII века значительная часть сельского население Империи оставалась язычниками. А городская культура к тому времени стала уже христианской. И вот к власти приходят фанатики, желающие уничтожить все "пережитки язычества" (считая таковыми даже иконы)! Что оставалось делать народу? Народ приспособился к фанатикам. На практике это означало, что в Церковь влилась огромная масса крестьян с языческими взглядами на мир и тайным двоеверием. Риторический вопрос: как всё это это должно было повлиять на состояние самой Церкви?
См. также
"Забытые" святые Спор об имяславии и иконоборчестве