С запозданием отвечаю на вопрос о смысле праздника Пятидесятницы (Троицы). Мне был задан ряд вопросов на разные темы, но по сути об одном и том же -- для меня это очевидно, хотя я не уверен, что это будет так же очевидно и для моего дорогого читателя.
По моим наблюдениям, никакой человек, пока он вне Церкви, не может иметь адекватных представлений о Церкви. Представления "внешних" об устройстве и жизни Церкви всегда фантастичны. Это очень интересный и регулярно повторяющийся феномен. Я объясняю его, опираясь на свою теорию бессознательного. Церковь самим фактом своего существования глубоко травмирует нечто в глубинах нашей психики. Мы её "вытесняем" и "замещаем" по Фрейду.
Да, конечно. Но это вовсе не значит, будто добрые дела могут совершаться без помощи Бога. Напротив, всякое доброе дело совершается не иначе по воле Бога, с участием Бога и содействием Бога. Без Него мы не можем творить ничего доброго. Потому добро не ограничивается пределами Церкви: Дух дышит, где хочет.
> Значит, человек и вне Церкви может спастись, соединившись с Богом своими добрыми делами?
Бог действует не только через людей, но и через неразумных животных, и через неодушевлённые стихии. Он говорил с Валаамом через ослицу, Он пророчествовал через Каиафу и через Саула, который искал убить Давида. Но это вовсе не значит, будто все эти люди и животные войдут в Его Царство. Богу служит всё сотворённое Им, и даже демоны против воли исповедуют Истину. Но разумному существу подобает служить своему Творцу разумно и сознательно, соответственно с данной ему природой.
Когда Саул пророчествует в исступлении, не помня себя, когда демоны или Каиафа возвещают Истину, сами того же желая, они уподобляются животным или неразумным стихиям - и остаются далекими от спасения и познания Истины. Ведь в этом совершаемом через них добре не участвует их свободная воля, а значит и нет их заслуги. Этого рода дела совершает Сам Бог, используя их как Свои бессознательные инструменты. А между тем, чтобы войти в Его царство, мы должны послужить Ему добровольно и сознательно, как это и подобает разумным существам.
> Значит ли это, будто добрые дела бесполезны для спасения?
Только через добровольно совершаемые дела, угодные Богу, разумное существо и может мало-помалу соединиться с Богом. Познание Бога совершается через соединение с Ним нашей свободной воли. Когда мы свободно желаем того же, чего свободно желает Бог, наш ум приобщается Его мудрости, и совершается таинство Богопознания. И никаким другим способом невозможно для нас познать Непознаваемого и постичь Непостижимого, кроме ка свободно и сознательно соединившись с Ним через согласие нашей воли с Его волей. А выражением этого согласия и являются добрые дела, когда мы делаем лишь то, что Бог делает, и не делаем того, что Бог лишь попускает. В этом и заключается для разумного существа "формула" таинства Спасения.
> Значит ли это, что для человека, который не знает Бога и не стремится Ему служить, добрые дела оказываются бесполезными? и добро нисколько не приближает его к блаженству Богопознания?
Всякому человеку, совершающему добро, Бог обязательно даёт шанс познать Себя и оставить неразумное, бессознательное Богослужение. Подобно тому, как младенец с возрастом входит в разум и начинает осознавать себя и свои дела, так и всякий человек, если он действует угодным Богу образом, хотя бы и бессознательно, обязательно получает шанс истинного Богопознания. Однако воспользуется ли он этим шансом - целиком зависит от его свободной воли. Бог непременно предоставит ему возможность уверовать в Своё воплощение, познать себя как Спасителя, чтобы приобщить его ум Истине - и через этой войти в таинство Богопознания. И если человек использует этот шанс и пожелает уверовать в Господа Иисуса Христа, то все его добры дела, совершённые бессознательно, благой Бог вменит ему в заслугу - так, будто бы они были совершены им сознательно и ради Христа. Даже если же человек останется глухим к этому откровению Истины, Бог всё-таки воздаст ему за участие в Его делах, но воздаст лишь в этой жизни, возместив с лихвой всякую трату и всякий понесённый ущерб и сторицею вознаградив всякое, даже самое малое добро, причастником которого ему довелось быть. Однако в Вечности это добро не принесёт ему пользы - именно потому, что всякое добро не иначе как Самим Богом совершается и от Него исходит. Итак, всякое добро - от Бога, но не всякое приводит к Богу, а лишь то добро, которое совершается разумно и сознательно ради Христа.
[для чего Бог устроил так, что имеется множество церквей и конфессий? Разве одной мало было?]> С одной стороны тут нечего возразить, если следовать воле Бога, то это правильно. С другой стороны, то, что некто считает, что он следует воле Бога - означает ли, что он действительно ей следует? Христос пришёл два тысячелетия тому назад, а все равно каждый человек волю Бога по своему понимает. Т.е. в реальности это выходит весьма сложно, на столько сложно, что из миллиардов людей доступно наверно сотням, если не единицам. Кстати - доброе дело - разве не каждый по своему понимает. Кому добро, а кто то злом назовёт.
Конечно, добро и зло относительны. Добро для волков - зло для зайца. Но я придерживаюсь того понимания добра и зла, которое задаёт Иисус Христос. В этом же ведь и состоит смысл любой политической позиции: занимая определённую позицию, человек согласует свою волю с волей выбранной им партии, в чём-то пренебрегая своими личными капризами, и получает взамен общую силу совместного согласованного действия. Согласуя свои желания и понятия со Христом и в чём-то пренебрегая своими капризами, я получаю взамен Его совершенную волю и всемогущее действие.
Если бы Христос был всего лишь человеком, то спустя 2000 лет по смерти этого человека было бы весьма трудно (а пожалуй, и бессмысленно) говорить о Его воле применительно к конкретным условиям современности: слишком много утекло воды с тех пор, и слишком мало Его слов сохранили для нас священные тексты. Но Христос это не просто человек, а всемогущий Бог, и Он от нас нисколько не дальше, чем во времена Апостолов. Будучи Богом, Он имеет самое прямое и непосредственное касательство ко всякому делу нашей жизни, большому и маленькому. Он участвует во всём, и ничто из происходящего с нами не происходит помимо Его воли. Он совсем не далеко от каждого из нас; Он знает все наши мысли и чувства, и если уж по совести, то вообще-то говорить с Ним легче, чем с любым, даже близким нам человеком (разве что только с самыми близкими и любимыми так же).
И если, как Вы правильно говорите, каждый человек волю Бога по-своему понимает, это означает лишь, что подавляющее большинство людей блуждают впотьмах, принимая за Бога попавшиеся им на жизненном пути призрачные огоньки. А у меня есть критерий Истины - Церковь Христова, с Которой я могу согласовывать дух своей молитвы, исправляя его всякий раз, как размечаю его расхождение с Духом Истины, в Церкви обитающем.
> Да, согласен, если искренне веришь, то есть на что опереться. Единственная пробема: все так говорят) К примеру, когда я с даосами общался, они тоже на 100% были уверены в своей правоте, и переубедить их в чем то было невозможно. Что меня в них сильно раздражало, т.к. я привык к тому, что все относительно и на одно и то же можно смотреть с разных сторон) В принципе, вы тут недавно запостили текст, про то, как я понял, что дискурсы самодостаточны и находясь в одном каком то, можно все объяснить. Такое большое количество дискурсов, по видимости, должно быть угодно Богу, иначе наверно бы их не было. В результате со стороны невозможно разобраться. Но, по идее, должны же быть какие то объективные проявления. К примеру, продолжительность жизни адептов. Отчасти кстати из за этого я не то, что бы разочаровался, но стал, скажем так, без пиетета относится к цигуну. Ибо никакой особой продолжительностью они не отличались. Или, например, творческий потенциал. Тут тоже никаких особых достижений со стороны не видно было. Т.е. в своём цигуне/даосизме они конечно доки, но в остальных моментах не особо)
Выбирая ту или другую сторону, надо смотреть, а кто там во главе. Это равно относится и к религии, и к политике. Я не могу представить себе никого более достойного роли моего Царя, чем Иисус Христос. Даже Будда сравнительно с ним -- откровенный халтурщик, да и не особо скрывает это. Что касается даосов и прочих сторонников Безличного, я смотрю на них глазами конспиролога и вижу торчащие из-за кулис рожки существа, предпочитающего остаться неизвестным.
> Но ведь даже не все, кто говорят, что они действуют от имени Христа, действуют от Его имени. В христианстве ведь сект не меньше, чем в других религиях. И, в целом, если бы Богу было угодно явится азиатам - он бы так и сделал. Но явился человеком лишь древним иудеям. Может, план был именно в этом. Часть человечества имеет персонифицированную веру, часть нет. А у тех, кто персонифицированно верит, каждый имеет своё понимание, свобода воли ведь не спроста дана. Возможно именно такое разделение и позволит человечеству прийти к истинному пониманию. Ведь если бы Бог хотел сделать людей одинаковыми - разве он так не сделал бы?
Свободная воля дана человеку для того, чтобы он мог стать Богом по благодати. Ведь бог по необходимости это не Бог. Истинный Бог свободен во всём, даже в Своём Божестве. И потому не все люди достигнут Цели, но лишь те, кто действительно пожелает этого. Прочие тоже не будут лишены Богопознания, но оно будет для них мукой, так как дано будет им против их воли, и мука эта будет беспредельной, так как Бог непознаваем.
Каждый человек верит во что хочет. Верит в бога, который ему по душе, или верит в себя, самого себя обожая. Свобода воли человека священна, потому что без неё человек в принципе не мог бы достичь Цели. Отсюда и наблюдаемое нами множество религий и сект. В каждой из них своё понимание Бога. Но Цели достигнут лишь те, чьё понимание Бога соответствует воле Иисуса Христа.
[Почему именно Православие? чем оно лучше любой другой религии?]> "Цели достигнут лишь те, чье понимание Бога соответствует воле Иисуса Христа" - точно, собственно поэтому я и задал критерий об определении такого соответствия извне. Пока я вижу, что критерий есть только изнутри. Т.е. вы практикуете исихазм, и у вас возникают какие то ощущения, которые вы определяете как соответствие воли Бога. Но если другой человек то же самое практикует, вы сможете определить его направление? А тот, другой человек, может в вас это распознать? Исихазм вроде возник в Греции, по идее, греки должны быть весьма сведующи в этом, но как то не похоже, что б они как то особо выделялись, или что б сама Греция как то выделялась.
Выделю главное:
> Пока я вижу, что критерий есть только изнутри. Т.е. вы практикуете исихазм, и у вас возникают какие то ощущения, которые вы определяете как соответствие воли Бога. Но если другой человек то же самое практикует, вы сможете определить его направление? А тот, другой человек, может в вас это распознать?
Вы мыслите в правильном направлении, но недостаточно радикально. Нет ничего проще, чем получить какое-нибудь откровение, если тебя не очень волнует качество этого откровения. Метод предельно прост: задай Богу вопрос и смотри, какой помысел первым придёт тебе на ум. Напомню: помысел это спонтанно, непроизвольно приходящая мысль. В этой мысли заключён ответ или как минимум намёк на ответ.
Вопрос только в том, насколько этому ответу можно доверять, от Бога ли он - точнее сказать, от какого он бога? От того ли, которому ты уже служишь, или от какого-то иного, который хотел бы стать твоим богом? Тут-то и возникают все духовные проблемы, недоумения и недоразумения. Если бы мы могли спокойно доверять всем помыслам, то не было бы и печали. На всякий вопрос легко находился бы ответ. К слову, так оно и было до того, как Адам захотел познать не только добро, но и зло - а значит, свободно общаться не только с Богом, но и с дьяволом.
Нет никакой проблемы в том, чтобы общаться с Богом. Он здесь, совсем рядом тобой. Проблема в том, что рядом не только Бог Истины, но и куда претендентов на роль твоего бога. И как распознать подмену?
Дело ведь не в том только, чтобы я мог распознать ошибки другого человека, а он мог распознать мои ошибки. Если бы к этому сводилось дело, то христиане образовывали бы что-то вроде кастанедовских "отрядов нагваля", внутри каждого из которых мы опирались бы друг на друга, помогая друг другу следовать за Богом, не уклоняясь от пути Истины. Но дело-то в том, что от пути Истины может невзначай уклониться и весь "отряд". Это же классика, дедушка Крылов: кукушка хвалит петуха за то, что хвалит от кукушку.
Поэтому Бог дарует каждому из нас в качестве критерия истины не друга или нескольких друзей, Он дарит нам Самого Себя, ставшего человеком. Вместо того, чтобы сколотить много маленьких "отрядов", Он создаёт одну-единственную Церковь, целое войско. Конечно, любое войско состоит из подразделений, и каждое подразделение состоит из подразделений. Но ни одно отдельно взятое подразделение войска не является самодостаточным "отрядом нагваля". Сила каждого подразделения в единстве с войском как целым. Там нет замкнутости на себе, и поэтому отдельный монастырь или храм (точнее, приход) не является "отрядом нагваля", но всего лишь подразделением Войска-Церкви. Однако организовано это войско не по принципу подчинения сверху вниз, как организуют систему управления унитарным государством, но как "личная уния". Помните титул русского царя? Он включал полное перечисление земель (царств, княжеств и так далее), входивших в его владения. Потому что царь "всея Руси" был князем каждого княжества и царём всякого царства, входившего в его владения. Иисус Христос Сам лично, материально и телесно, присутствует в каждом Своём храме как Гарант и Критерий Истины.
И чтобы заметить своё заблужение, у нас нет нужды доверяться друг другу и полагаться друг на друга. Наш критерий Истины -Литургия. Это слово (λειτ-ουργία) означает по гречески "общее дело". На разных языках этот термин звучит по-разному. На латыни это рес-публика, на Сицилии коза-ностра. Хотя, конечно, ургия (ουργία=оргия) это очень специфическое дело: на английском это secret worship, тайная мистерия. Суть в том, что это не простой "отряд нагваля", который может заблудиться и забрести невесть куда. Это мероприятие, в котором участвует Сам Царь лично, Сам Он и выступает здесь критерием Истины. [Разве прежде пришествия Христа не было Истины? и люди Ветхого Завета заблуждались?] > Исихазм вроде возник в Греции, по идее, греки должны быть весьма сведующи в этом, но как то не похоже, что б они как то особо выделялись, или что б сама Греция как то выделялась.
Маленький храм не имеет недостатка перед большим, и одна страна не превосходит другую. Литургия, которую совершают два-три человека на развалинах разорённого большевиками храма -- в той же мере Литургия, как и Литургия в огромном соборе с участием иерархов. Никакой разницы.
> Был ли Дух Святый на земле прежде Своего сошествия в день апостольской Пятидесятницы? почему именно Пятидесятница (Троица) считается днём рождения Церкви? разве великие пророки древности не были уже членами Церкви, такие как Авраам и Давид, и великий Мелхиседек?
Дух дышит где хочет, и если бы Он не действовал на земле прежде Своего сошествия в день Пятидесятницы, то как пророчествовали бы пророки? и как Дева зачала бы Сына Божия без мужского семени? и кто бы вывел избранный народ из египетского рабства? Да и ни одно доброе дело не могло бы совершиться на земле, если бы Дух Святый не дышал в людях, начиная от Адама. Если бы не Его действие в людях, то изначально царствовали бы в нас лишь тьма и беззаконие.
Однако до пришествия Христа никто из живущих не мог вместить всю полноту Его благодати. Дух Святый действует в разных людях и разных обстоятельствах в разной мере, и во всей Своей Божественной полноте почивает лишь на Сыне Божием, Господе Иисусе Христе. Для того и была создана человеческая природа, чтобы вместить в себя всю полноту Божества. От начала творения Дух Святый носился над водами, но почил лишь на Том Единственном, ради Кого и был сотворён весь видимый и невидимый мир.
И в день Пятидесятницы Господь Дух Святый являет Себя в виде разделяющихся языков пламени, потому что всю полноту Божества вмещает в себя лишь полнота Церкви, а каждый из Апостолов - лишь часть этой полноты. Прежде Пятидесятницы Дух действовал в людях лишь отчасти, а теперь явил в Церкви всю Свою невместимую полноту, которую даже великие святые, достигшие уподобления Христу, то есть обожения, вмещают каждый лишь отчасти, в свою меру.
Подобно тому, как Божественные серафимы закрывают свои лица от невыносимого блеска Нетварного Света, так и святые люди, переживая нашествие Духа, молятся Ему "Утиши волны благодати Твоея, ибо я таю как воск". Каждый, кто приобщился истинному Богопознанию, сам себе определяет меру этого познания, насколько он может и хочет вместить. И только Сам Царь Церкви, Иисус Христос, вмещает в Себя всю полноту Истины, как то и подобает воплощённой Истине.
Через Христа Господа и Церковь восприняла в Себя всю полноту Истины, разделившуюся ради объединения людей во Христе. Но Церковь не ограничивается пределами пространства и времени, потому и прежде Её рождения в день Троицы Она уже жила в роде человеческом сокровенно - подобно тому, как сокровенно живёт во чреве матери младенец прежде своего рождения. И в наибольшей мере Она раскрылась ещё прежде зачатия Христа во Святой Деве, через Которую полнота Истины и пришла в мир.
Потому конечно же, изначально были членами не рождённой ещё Церкви все великие пророки, подготовившие мир к явлению Истины. Однако не имея в себе всей полноты Истины, каждый из них сходил по смерти в преисподнюю и дождался там явления Спасителя, пострадавшего на Кресте и сошедшего в Ним, чтобы явить им Путь, на котором человек приобщается к ничем не ограниченному таинству Жизни в Богопознании. Этим-то Путём и является мистерия Божественной Литургии, изображающая собою бытие человека в блаженной Вечности, которая начинается для каждого из нас здесь и сейчас, как только содействием Духа Святого мы сочетаем свою свободную волю с волей Иисуса Христа - как это и произошло с Апостолами в день Святой Троицы.
Тогда человек уподобляется апостолам, получая свой язык Божественного пламени, причащаясь познанию непознаваемой полноты Истины, которая и есть Иисус Христос, Сын Божий. Христианин проходит свою Пятидесятницу в день, когда достигает Цели христианской жизни, обожения. Но это невозможно прежде, чем мы достигнем чистоты сердца через покаяние. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.