Она взойдет, товарищ, верь - Звезда Полынь на небе алом, Промчатся четверо коней И из волны морской кровавой Родится семиглавый зверь.
(Сергей Фефелов)
Итак, Третья мировая война из холодной, ковидной фазы перерастает в горячую. Прошло всего лишь два года с того момента, как я увидел нависшую над нами чёрную тучу скорбей, на тот момент почти ни для кого не ощутимую (см. заметку Черногория: первые искры Третьей мировой). Тогда над моим прозрением посмеялись. Сегодня уже никому не смешно.
Правда, по-настоящему жар восходящей Звезды Полынь пока ощутили лишь на Украине, что по-своему справедливо, Именно там были брошены первые дрова в топку будущего мирового пожара -- а именно, 2-го мая 2014 года в Одессе. Именно в этой стране пролилась первая братская кровь.
Вот, Кристиночка, ты и дождалась.
(Другую фотографию, на которой зафиксирована эта же пара после попадания украинского снаряда, легко найти в Сети по тегу "Горловская Мадонна". Я не хочу её здесь размещать, чтобы не рвать лишний раз нервы моего дорогого читателя: они ему ещё очень даже пригодятся.)
[Нажмите, чтобы прочитать о грядущей войне, о скорбях и о молитве за врагов]Кристина это имя молодой матери девочки Киры, и кровь их уже восемь лет вопиет к небу об отмщении. Бог не оставляет без отмщения невинной крови, Он долго терпит, но больно бьёт -- пусть об этом хорошенько подумают все русские солдаты, сражающиеся сегодня на Украине. Уподобляться дикарям и подонкам -- развлечение не безобидное, оно обязательно имеет последствия.
На этот раз подонкам пришлось ждать расплаты восемь лет. Ну что же, это совсем недолго перед Богом. А вот людям, многих людям (в том числе и мне) эта пауза показалась слишком длинной; все просто уже устали ждать. Но мы ничего не забыли. Напомню: Слушайте русское молчание. Восемь долгих лет над этими словами можно было потешаться. Но потешавшиеся -- потешались над Распятым. "Мне отмщение, Аз воздам" -- глаголет Господь.
И сегодня наш черёд, и теперь это забота для нас -- самим не подпасть под действие того же неумолимого закона. Напомню очевидное!
Враг автоматически приговорён к смерти лишь оружием в его руках. Бросил оружие -- имеет право на защиту. Это мудрость европейского искусства ведения войны, цель которого -- не устрашить противника (более всех остальных врагов вместе взятых европейцы воевали друг с другом), а облегчить ему сдачу в плен.
Впрочем, вот тут я не очень надеюсь на европейское искусство войны, потому что многие украинцы -- по-прежнему русские. А традиционной русское искусство войны помимо "не мучай пленного" включает в себя уже не европейский, а чисто русский принцип "не сдавайся ни при каких остоятельствах". Причина появления этого приниципа предельно проста: русским слишком часто приходилось воевать с дикарями и азиатами, и они хорошенько выучили простую истину: лучше смерть, чем плен.
Сочетание этих двух принципов и даёт в итоге русского воина, для азиата непонятного как любой европеец, а для европейца страшного как любой азиат. Страшного не азиатской жестокостью, подчеркну, а азиатской готовностью скорее умереть, чем попасть в руки противника.
Вот поэтому лично я не жду лёгкой победы над украинской армией. Там есть русские, и их там много, и некоторые из них захотят стоять до конца, вспомнив перед смертью, что они русские. Стоять не ради украины, а ради простой и примитивной русской идеи, основные черты которой я обозначил выше. (Речь идёт о простонародном понимании русскости; настоящая и крутая русская идея намного сложнее и интереснее, см. Начала русской философии.)
Итак, я уверен, что справиться с Украинской армией будет сложнее, чем кажется сегодня. Это будет стоить нам ещё многих потерь и скорбей. Но мы тем и отличаемся от легкомысленных укров, что понимаем этого и готовы к этому. И были готовы с первого дня войны, со 2-го мая 2014 года, когда нам стало ясно, что война неизбежна.
Поэтому я хочу сегодня немного поговорить о скорбях -- и о самом главном и тайном нашем оружии. Оружии мистическом и страшном, которое дано лишь нам и более никому. Я не боюсь о нём говорить, потому что тайны Православия надёжно защищает дьявол, который более кого бы то ни было заинтересован в сокрытии этих тайн.
Но проблема наша не только в наличии русских воинов в составе украинской армии. Дело осложняется ещё и тем, что в самой России полным-полно своих местных укров. Их у нас тут примерно 17% населения. К счастью, вот как раз в военное время их очень легко заметить: укра восемь лет не возмущала гибель русских на Донбассе, зато теперь он взвыл от горя за свою настоящую родину.
Одному из таких я и сказал, намекая на заявление американцев, что они за Украину в русскую адскую печь лезть не собираются. ⚡️Главклоун укров Зеленский: «Мы остались в одиночестве. Никто за нас не хочет воевать. В НАТО нас брать не хотят, гарантии безопасности дать боятся»
Я сформулировал свою мысль словами Гоголя из Тараса Бульбы:
-- "Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?"
> "Ты не любишь меня, не жалеешь..", -- ответил он
-- "А нас за що?!", -- процитировал я популярный анекдот. В ответ русский укр окрысился, но вежливо:
> Кстати, похоже аэродром под Ростовом ваш аэродром расхерачили. За щто!?
-- Война есть война, -- ответил я. -- Не скажу, чтобы я был этому рад. Но вообще-то это по-своему хорошо. Если бы ВСУ не стреляли в ответ, мы попали бы в глупое положение.
Когда приносишь в чужой дом скорбь, будь готов к тому, что скорбь посетит и твой дом. Мы к этому готовы, и были готовы с самого начала, потому и уговаривали вас дураков не лезть на рожон. Не ради вас даже уговаривали -- что нам до вас. А просто потому, что за всё приходится платить.
Русские хорошо понимают это, поэтому не любят бить безоружных. Лучше получить по морде во время самой драки, чем годами расплачиваться за неё потом.
Вступая в войну, мы знали, на что идём. Конечно, мы достаточно быстро раздавим ВСУ. Но конечно же, на этом война не кончится. Украина это мелочь, такая же разменная монета как и пресловутый барановирус. Шуму много, толку мало.
Настоящие события Третьей мировой войны ещё впереди, и Украина будет в них играть лишь косвенную роль.
Настоящие большие скорби нам лишь предстоят, и главные удары ждут нас не на Западе, а на Юге и на Востоке.
И на этом фоне мне кажется полезным и уместным немного порассуждать о скорбях.
Цитиру:
Молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей… Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22). В скорбях сокровенна есть милость Божия. (Преподобный Анатолий Оптинский)
Вопрос читателя:
> Максим, разъясните, пожалуйста про скорби. Я думаю, что я неправильно понимаю это внутри манихейского сознания этого нашего. То есть как увязать скорби и -- наоборот -- грех отчаяния, ведь отчаиваться нельзя. Отчаиваться и сокрушаться с одной стороны скорбь -- а с другой грех. И тут у меня ошибка выскакивает в голове.
Скорбь это следствие греха. Первое, что нужно понять - это что за грехом неизбежно, фатально следует скорбь. Почему? Потому что Бог предвидит всё наперёд. И Он не стал бы нам открывать Свою волю, заранее зная, что мы Его волю нарушим - а Он нас простит и оставит наш грех без последствий. Ведь всё совершающееся совершается по Его воле, в том числе и грех совершается Его попущением. Если Он прощает и оставляет без последствий - то зачем было бы и запрещать то, что всё равно является частью Его собственного замысла? Итак, если Бог запрещает чего-то, предвидя заранее, что Его не послушаются - то лишь для того, чтобы дать нам шанс избежать скорби. Его личной заинтересованности в этом нет, Он самодостаточен, ведь Его воля в любом случае осуществится, без вариантов.
Да, Он может взять нашу скорбь на Себя - для того Он и взошёл на Крест. Но вот совсем без скорби нельзя, ибо просто нелогично. Именно поэтому Искупление необходимо. Он искупает нас для того, чтобы прощать нас легко, оставляя наши грехи без последствий. Для Него это важно, потому что Он всемогущ и желает быть всемогущим. Он умирает не за нас только, но и за Себя, за Своё право прощать наши грехи безболезненно для нас самих. Умирает ради славы Своего Божества.
Однако до тех пор, пока мы не покаялись от сердца, то есть, пока наша воля не согласна с Его волей, скорби для нас неизбежны. Почему? Да просто потому, что наше будущее это и есть Его воля. А Его вол это и есть наше будущее. Воля Господа открывается в основном будущем, потому что будущее бесконечно, а прошлое конечно. Прошлым воля Бога приоткрыта лишь отчасти. Всё ещё впереди, и если мы хотим не того, чего хочет Он, мы неизбежно будем скорбеть, столкнувшись с тем, что нам предстоит в будущем.
Смысл покаяния - в согласовании нашей воли с Божественной волей. Пока мы не покаялись по-настоящему, нам не избежать скорбей. А когда человек покаялся по-настоящему, тогда неизбежные вследствие греха его скорби восприняты Спасителем, и он прощён. Ради возможности нашего покаяния Господь и терпел скорби здесь на земле, и продолжает скорбеть, сострадая страждущему человечеству и особенно скорбя нашими скорбями вместе со Своими верными, которые ещё идут по пути покаяния, ещё не достигли его цели.
Господь не спешит взваливать на человека предстоящие ему скорби, Он долготерпит и милосердствует, по слову Давида, давая человеку шанс поверить в Его благость и милосердие. Потому что никто не вынес бы ноши скорбей, если бы Господь сразу взвалил на несчастного всю тяжесть предстоящих ему на пути покаяния последствий - как его личного греха, так и греха его предков и благодетелей. Ведь мы по справедливости несём на себе тяжесть грехов наших благодетелей. Они исполняют дело Бога, помогая нам и поддерживая нас - потому Бог возлагает на нас часть их греховного и скорбного бремени. Нищие недаром остаются нищими: они кормятся от чужих трудов и несут бремя своих кормильцев. И особенно это касается наших родителей, от которых мы получили само тело наше - благодеяние высочайшее и сравнимое только с благодеяниями самого Бога, давшего нам душу и сотворившего наших родителей и прародителей.
Бог возлагает на кающегося человека его греховное бремя не сразу, не вдруг, но мало-помалу, по мере приближения его к очищению. Потому что чем ближе человек к Цели покаяния, чем в большей степени согласована с волей Бога его собственная свободная воля, тем более готов он переносить невольные скорби как вольные. А именно в этом заключает лечебное для души действие скорбей. Чтобы получить пользу от переживаемой боли, человеку следует переносить эту боль так, будто эта боль воспринята им добровольно, в подражание Христу. Чем ближе человек к Цели покаяния, тем легче ему совершать это внутреннее превращение, переживая невольную скорбь будто вольную. Ведь именно таким образом и достигается согласование воли человеческой с волей Божественной!
> Теперь понятно, о чем Анатолий Оптинский. Антропоцентричность мышления мешает рассуждать, как Вы. Я иногда нахожусь в состоянии исступления, как будто меня специально не учили этому, не формировали правильную надстройку, запретили сам дискурс, думать о моем Авторе и я оказался слеп. А это даже не надстройка, а база. Сам я пристройка маленькая
Освоить новый дискурс - это и есть покаяние (на уровне ума). А на уровне сердца покаяние это изменение воли (сиречь хотения). О чём сейчас и речь.
Во дни войны для воинам и сопереживающих христиан главной молитвой становится молитва за наших врагов. О действии этой молитвы я подробно рассказывал в другом месте. Это действие тесно связано с вопросом о скорбях, как и сама тема врагов и войны неотделима от темы скорбей и их причины - нашего общего греха.
Худшее, что может приключиться с человеком - если на нём сбудется страшное проклятие Давида: от клятвы и лжи возвестятся в кончине, во гневе кончины - и не будут. Лишённому духовного зрения человеку непонятно, в чём ужас этого проклятия. А ужас в том, что Давид просит Господа, чтобы Он не посылал его врагам скорбей при жизни. Чтобы всю свою жизнь они думали, будто дела их угодны Господу, и лишь по гневе кончины вдруг открылась им истина, дабы они вступили в океан скорби, не имея времени на покаяние.
Давид был святым пророком, он угодил Господу в такой мере, что Господь захотел сделаться его Потомком. И те, кто гнали Давида, этим самым очень сильно согрешали против Господа. Кто становился врагом Давида, тот становился и врагом Самого Господа. А потому страшный псалом проклятия не содержит в себе ничего неугодного Господу. Это не своеволие Давида, но приговор Самого Бога, выраженный через Давида. Проклятие святого человека это приговор Самого Господа.
А вот нас, кающихся грешников, Человеколюбивый Господь учит иному отношению к врагам. Мы не молимся, чтобы они остались без наказания - напротив, мы просим у Господа милости, чтобы наши враги ещё при жизни причастились скорбям и тем самым тоже получили свой шанс на покаяние. Тёплая и внимательная молитва за наших врагов открывает для них путь скорбей, на котором они могут познать Господа, если перестанут враждовать с теми, кто молится за них.
В те дни, когда одни православные люди с оружием в руках сражаются против других православных людей, как никогда актуальным становится вопрос: а на чьей стороне Бог?
Потому что Бог наш это Бог мира. И если он на одной стороне - значит, Он против другой стороны. Сакраментальная фаза "один Бог за всех" говорит всего лишь о попущении Бога, но не о Его благоволении. Даже сам дьявол существует и действует лишь потому, что Бог желает, чтобы он существовал, и попускает ему действовать (Сам при этом ему не содействуя, но тонко противодействуя, направляя его действия против его же собственных ошибочных намерений). Но если Бог благоволит одной стороне конфликта и содействует ей, значит Он не благоволит другой стороне, а лишь попускает ей действовать. Бог не разжигает розни и не стравливает людей между собой; он лишь попускает дьяволу это делать.
Как же узнать, на чьей стороне сегодняшнего трагического конфликта наш Господь? Узнать это нетрудно: Он на той стороне, которая молится за своих врагов.