Молитва как размышление

Oct 13, 2021 11:43

Эта заметка продолжает цикл Умное делание для мирян

Читатель недоумевает:

> Зачем христианам думать о политике? нужно проповедовать Христа распятого и понять простую вещь: миром управляет Бог.

Мой ответ:

Это молоко. Детская пища.

Если ты уже поверил, что миром управляет Бог, ты обретаешь способность переваривать твердую пищу. И тогда становится актуальным вопрос, КАК ИМЕННО Бог управляет миром, и какова (как следствие) наша роль в этом деле. Что и как нам делать.

Беда в том, что 99% младенцев в Вере уходят в мир иной, так и не поднявшись до этого (вообще-то элементарного) уровня. Даже до уровня постановки такого вопроса. Причина этого в том, что они по сути так и не приходят к вере, что миром управляет Бог.

Ведь если миром управляет Бог, то и все мои неприятности -- по воле Бога. Все беды и несчастья, болезни и смерть -- всё от Бога. Люди не хотят такого Бога, им проще думать, что Бог -- Он добрый, а всё нехорошее -- от лукавого. То есть, будучи формально христианами, они по сути являются дуалистами, зороастрийцами как Константин Крылов. Только он был честным зороастрийцем, а они -- лукавые зороастрийцы, называющие себя православными христианами... впрочем, это я уже явно перебрал. На самом деле они просто наивны, ещё не подумали как следует, они просто младенцы в вере, как и сказано.

И вот поэтому практическую жизнь вообще и политику в частности они оставляют неверующим, ибо это ведь и вправду такие дела не для младенцев.

> Те, кто принимает Истину, будут ли копаться в деталях? Вот мы общаемся в Интернете и приняли, что это удобно и хорошо -- копаем ли мы код приложения, чтобы понять, как именно оно работает? Интересно ли принявшим интернет постигать структуру маршрутизации и тонкости tcp/ip?

Тем, кто любит Истину, интересно и приятно разбираться в Её нюансах. А ведь всё совершающееся в реальности совершается по воле Бога Истины - и потому имеет к Ней самое прямое отношение.

Ну, а тем, кто лишь принял Истину, Она и вправду не особенно интересна. Таков по духу, например, Ислам, где Бог принципиально непостижим и недоступен, Ему можно лишь слепо повиноваться. Наверное, не случайно Ислам - принимают, а к Православию - приходят, как остроумно подметил тот же Константин Крылов.

> Все равно непонятно. Взгляд младенца: Истина - Иисус Христос. Земная политика и т.п. - лишь некая незначительная по сравнению с вечностью часть этой Истины. И вряд-ли в вечности будут иметь значение детали этой земной политики.

Что важно, что неважно - что значительно, что незначительно - это зависит от способа восприятия реальности. Измени способ восприятия -- и прежде неважное вдруг станет важным, а прежде важное потеряет своё значением.

Но сам по себе этот способ деления реальности -- на важное и неважное - это человеческое. Перед Богом же волос на голове отдельного человека так же важен, как Метагалактика. Потому что Истина устроена как голограмма: в любой, даже самой маленькой её части содержится всё.

Знаете, если разбить голограмму, то любой её кусочек содержит в себе всё картину, только более размыто. Чем больше фрагмент, тем больше деталей. Но картинка в целом - в любом осколке. Иисус Христос вмещает в Себе каждую мелкую проблему каждого маленького человека, потому что в этой проблемке, как в голограмме, судьба всей Вселенной.

> Вы занимаетесь одним, с позволения сказать, аспектом Истины, я другим, а он третьим, дополняя друг друга. Я правильно понимаю?

Да, именно так.
Поэтому, в частности, Христос не учит нас "любить всех людей".
Не надо - всех.
Надо лишь ближних. То есть, всех тех, с кем ты непосредственно связан. Об остальных Он Сам позаботится.

Gor Chahal:

> Характерно, что правые религиозные консерваторы тут смыкаются с левыми атеистическими либералами: Церковь должна существовать в рамках этнокультурного гетто и не лезть в политику.

Да! И это не случайная смычка.
Дело в том, что "правые религиозные консерваторы" по сути-то своей являются иконоборцами. По сути дела, они отнимают у Бога управление миром. В основе этого ложного понимания -- неправильно понятое изречение "мир во зле лежит". Они опираются на учение дьявола,  в двух словах изложенное в евангелии от Матфея: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4:6-7)

> Если я хочу, чтобы у меня дома на полу было чисто, мне не нужно молиться о том, чтобы у меня на полу дома было чисто. Мне нужно просто взять тряпку и вымыть пол

Это важный вопрос, в котором я часто вижу глубокое недопонимание, причиной которого (почти наверняка) является отсутствие положительного опыта молитвы. То есть, человек либо не просил Бога, либо просил и не получил, и решил для себя, что молиться в общем-то бесполезно. Не то чтобы вообще бесполезно, но бесполезно в масштабе отдельно взятого человека с его проблемами. Он готов признать молитву как необходимую часть социальной жизни, без которой невозможна полноценная организация общества, и только.

По этому поводу -- старый добрый анекдот.

Ставят учёные эксперимент. Пальма, бананы, голодный студент, невдалеке пустой ящик. Голодный студент подбегает к пальме и начинает трясти. Бананы не падают. Студент нервничает, трясёт сильнее: ему некогда, надо готовиться к экзамену. Экспериментатор участливо подсказывает: "Ну, а если подумать?.."
"Некогда думать, трясти надо!" - раздражённо отвечает студент.

Как ни странно, практическая деятельность человека иногда требует участия ума. Конечно, очень многие действия мы можем совершать автоматически, не задумываясь в том числе и сложные, комплексные действия (вести машину). Но и большинство действий, не требующие участия ума, тоже когда-то (вначале) опирались на размышление, пока не стали привычными. Когда я пытался осмыслить автоматические действия человека (а это важная и интересная тема, напрямую связанная с проблемой бессознательного, одной из основных моих тем), я пришёл к выводу, что все автоматические действия так или иначе идут по линии гомеостаза (сохранения равновесия и постоянства). Что-то уклонилось вправо - мы автоматически подпираем влево или что-то подобное. Похоже, что все автоматические действия направлены именно на поддержание равновесия. Между тем, автоматически сохраняя и поддерживая гомеостаз, тоже иногда следует задуматься: а правильно ли мы выбрали то самое состояние равновесия, которое автоматически поддерживаем? Бывает полезно порой и изменять сложившиеся привычки.

Так вот, молитва это форма размышления о практических вещах. И кстати, не случайно же "медитация" в английском (к примеру) языке означает ещё и "раздумье", "размышление", а не только "созерцание".

Не совсем верно сводить молитву к простому "трясти надо", то есть попросил-получил. Подобное понимание было бы достаточным, если бы Бог нам подчинялся. Мы попросили -- Он дал, всё просто. Но в действительности дело обстоит ровно противоположным образом: не Он нам, а мы Ему подчинены. К тому же, Бог и без нашей просьбы знает, что нам нужно. И если Он Сам (без просьбы) этого не даёт, как правило это означает, что в этом деле есть что-то ещё, какой-то дополнительный смысл. Бывает, конечно, что всё просто, и начинать молитву надо всегда с самого простого: в первую очередь надо просто "потрясти", попросить - может быть, Бог дал нам эту нужду просто для того, чтобы напомнить о Себе. Тогда никаких сложностей: попросил - получил.

Но было бы весьма легкомысленно сводить любую молитву к простому "трясти надо".

Впрочем, специально подчерку: и просто тупо "трясти" не бесполезно. Об этом Сам Господь говорит в притче:

В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. (Лк.18:2-9)

Но вообще-то если Бог не даёт просящему просимое, это надо понимать так: "А если подумать?" Может быть, человек не совсем того просит? Может быть, где-то совсем рядом есть иные ходы мысли и иные жизненные стратегии? Увы, в большинстве случаев люди в такой ситуации просто бегут к другой пальме, сделав ошибочный вывод: "Молиться бесполезно".

Вообще-то в норме - именно в норме! - молитва эта не монолог, а диалог. Первое, что получает молящийся человек - это некое знание -- то знание, которым я и делюсь со своими читателями. В результате молитвы человек постигает, что ему нужно на самом деле. Он поверхностного желания и поверхностного понимания своей проблемы он переходит к более глубокому, к пониманию сути этой проблемы.

Этот "диалог" совершается даже на уровне самой простой молитвы по типу "бедной вдовы": снова и снова много раз повторяя одно и то же прошение, человек вдруг замечает, что сами слова прошения приобрели другой смысл. Бывает, что этот смысл ему не нравится и он его корректирует. Бывает, что наоборот - он обнаруживает, что прося одного, фактически просит чего-то более важного. Может быть, ему вообще нужен не банан, а какая-то другая пища, более основательная?

Молитва это способ достичь глубокого, в пределе -- бездонно глубокого понимания самой сути сложившейся ситуации. Исходя из этого понимания, становится очевидным и необходимый в данном конкретном случае способ действия.

Может быть, нужно ящик подставить - а может быть, отнять кошелёк у экспериментатора? если вообще подумать: бананы на пальме ведь не вырастают за полчаса. Значит ли это, что я в этой лаборатории - первый и последний подопытный кролик? или после того, как я подойду к ящику, эксперимент будет остановлен? а может быть, происходит что-то иное, и это вообще не эксперимент?

А поняв суть проблемы, человек всегда видит и решение этой проблемы, потому что суть любой проблемы как раз и состоит в её решении. А увидев настоящее решение, человек обретает твёрдую веру, что проблема будет решена. Такая вера и является практическим плодом молитвы. Человек просто понял, для чего Бог поставил его перед этой проблемой, и что Бог намерен делать дальше. А отсюда вытекает и то, что ему самому надлежить делать сообразно с волей Бога.

Собственно говоря, именно это и называется в православной аскетике "умертвить свою волю".

В первом (1) приближении "умертвить свою волю" значит принять всё прошлое и настоящее как должное, чтобы не осталось ни тени желания что-то изменить, исправить или чего-то добиться. Это первое, грубое понимание.
Если понять точнее, это значит (2) всякое своё желание представить в молитве Богу, чтобы Он Сам научил, в чём смысл этих желаний и что со всем этим делать.
Первое без второго это не Православие, а (в высшем пределе) скорее "нирвана" буддизма. Но и второе без первого не может быть правильно понято. Первое ниже, второе -- выше.

Действуя по своему желанию, человек исходит из прошлого и настоящего. "Умертвив" же свои желания в правильном смысле (не в первом, а во втором), он действует исходя из будущего.

В конечном итоге, плодом молитвы является познание промысла Бога. А это вещь крайне практичная. Понять замысел Автора означает предвидеть будущее. А предвидение будущего очень-очень дорого стоит. Вот откуда берутся все наши проблемы! Бог мог бы и без нашего обращения к Нему всё решить, но Он ставит нас перед этими проблемами для того, чтобы мы остановились и помедитировали, поразмыслили.

Увы, размышлять и медитировать можно множеством разных способов. Правильный же способ размышления о какой бы то ни было проблеме один-единственный - это беседа с Тем, Кто в конечном итоге является ведь Автором не только жизни вообще, но и Автором этой проблемы, и данной конкретной жизненной ситуации в целом.

По большому счёту, ум нам дан именно для молитвы, и любой другой способ использования ума это девиация. Потом и нет более эффективного способа решения требующих размышления проблем, чем молитва. Любой другой подход к их решению это то самое "трясти надо".

Вот сломалось крыльцо. Как его починить?

Конечно, если кто-то является профессиональным плотником, если для него ремонт крыльца это почти бессознательное действие, подобное действиям опытного водителя на дороге, если взять молоток для него так же естественного как вздохнуть - тогда и размышлять-то особо не о чем. Разве что о том, а правильно ли в этой жизни оставаться просто плотником? или имеет смысл поискать какие-то другое ходы и возможности? может быть, в конечном итоге окажется, что ремонт крыльца имеет смысл поручить другому человеку, а своё время расходовать более оптимальным образом?

Тем более! Тем более, если речь идёт не о плотнике, а о человеке, в плотницком деле не разбирающемся, для которого ремонт крыльца это, между прочим, и интеллектуальная задача: надо сообразить, как сделать, и как лучше сделать. Это ведь совсем не такая простая штука, крыльцо. Это не просто "взять молоток и гвоздь прибить". Там конструкция, опора, защита от воды (а то завтра же сгниёт, и опять ремонтируй) и проч., и проч. Короче, повод для размышления - достаточно серьёзный, если - повторюсь - ты не профессиональный плотник.

Для современного человека должна быть понятна такая аналогия. Если ты хочешь сделать хорошее крыльцо, надо залезть в интернет, посмотреть, что по этому поводу говорят специалисты, ведь так? Ну, так вот молитва это "интернет", через который ты советуешься не с простым человеком, а с Иисусом Христом, о котором все думали, что он сын плотника, но на самом деле Он был Сыном создателя Всей Вселенной. Кто лучше Него знает, как тебе отремонтировать крыльцо?

Dmitry Sandakov:

> Чем больше я разбираюсь в этих вопросах, тем больше мне начинает казаться, что христианское богословие - вещь чрезвычайно опасная. Потому что даже самое простое утверждение может быть понимаемо на разных уровнях. И, в зависимости от того, на каком уровне то или иное положение понято, оно может иметь весьма разные последствия для человека - от благодатных до сугубо отрицательных. А если учесть что количество поверхностных трактовок явно превышает количество глубоких трактовок, то вероятность получения человеком пользы вообще представляется весьма сомнительной.

> Поясню это на примере. Вот Вы как-то писали (запомнил дословно) «что бог делает - то и нам надлежит делать, что Бог попускает - то и нам надлежит попускать.

> Понимание уровня 1. Ко мне в дом ломятся грабители. Если пришли - значит Бог это либо делает, либо попускает. Ну раз так - на то воля божья, пусть меня грабят. Как раз и волю свою умертвляю, дабы не было желание чего изменить или исправить.

> Понимание уровня 2. Ко мне в дом ломятся грабители. То, что ломятся - это уже ясно: Бог это либо делает либо попускает. Но вот дальнейший исход пока не известен. Так закасаю-ка я рукава, возьму в руки топор и посмотрю со смирением, что Бог на самом делает (попускает) - чтобы воры меня ограбили или чтобы я воров казнил.

> Как видите, уже тут поведение будет весьма разным. И при этом даже переход с уровня 1 на уровень 2 - не столь тривиальная задача, как может показаться на первый взгляд.

>Мне кажется, максима типа «умертвить свою волю», «принять всё прошлое и настоящее как должное, чтобы не осталось ни тени желания что-то изменить, исправить или чего-то добиться» очень нуждаются в комментариях, так как при неверном понимании могут привести к очень неверным выводам.

> Вот если использовать чистую логику, то если у человека нет желания ничего изменить или исправить, ничего добиться - кто он? Овощ! Но никак не образ и подобие божье. При этом я понимаю, что этот вывод - это поверхностный уровень понимания. Был бы благодарен, если бы провели «арехологию смысла» этого тезиса - как вы видите верное его толкование. Было бы интересно провести сравнение.

Давайте по частям.

> христианское богословие - вещь чрезвычайно опасная

Да, конечно. Нет ничего хуже, чем извращённое христианство. И это не случайно: ведь нет ничего хуже, чем не Бог на месте Бога.

> зависимости от того, на каком уровне то или иное положение понято, оно может иметь весьма разные последствия для человека - от благодатных до сугубо отрицательных

Именно так. Поэтому модное нынче поверхностное отношение к религии это безумие. Люди не понимают, что они прикасаются к Огню.
Я даже думаю, что именно в этом главная причина всех бедствий русского народа: он слишком бездумно прикасался к Огню. И длилось это долго, безумно долго: почти тысячу лет.

> вероятность получения человеком пользы вообще представляется весьма сомнительной

Да, тоже верно. Именно поэтому не надо никого тянуть в Церковь. Когда Бог приводит человека к Себе, Он Сам и заботится о том, чтобы человек получил от этого пользу, а не вред. Современное самочинное "миссионерство" же это безумие, которое заставляет меня вспомнить Варфоломеевскую ночь: "Режьте всех! Бог узнает Своих". Именно этим и занимаются горе-миссионеры типа Кураева: слепо режут всех. И глубоко закономерно, что сами они в итоге отпадают от Истины.

> Поясню это на примере. Вот Вы как-то писали (запомнил дословно) «что бог делает - то и нам надлежит делать, что Бог попускает - то и нам надлежит попускать... Ко мне в дом ломятся грабители. Если пришли - значит Бог это либо делает, либо попускает.

Думаю, в этом случае вариант "Бог делает" крайне маловероятен. У Бога есть неограниченные возможности отнять у Вас собственность без использования грабежа. Да для Него это даже как-то и не по чину: ломиться в дом. Можете себе представить Иисуса Христа, ломящегося к кому-то в дом с целью грабежа?! Это какая-то невероятная экзотика. Так что почти наверняка попускает, а не делает.

> Мне кажется, утверждение типа «умертвить свою волю», « принять всё прошлое и настоящее как должное, чтобы не осталось ни тени желания что-то изменить, исправить или чего-то добиться» очень нуждаются в комментариях, так как при неверном понимании могут привести к очень неверным выводам.

Готов дать необходимые комментарии.

> если у человека нет желания ничего изменить или исправить, ничего добиться - кто он? Овощ! Но никак не образ и подобие божье. При этом я понимаю, что этот вывод - это поверхностный уровень понимания.

А я думаю, что Вы правильно понимаете. Действительно, если у человека нет желаний, то он овощ. И это ненормально! У Самого Христа, по учению православной Церкви, есть желания. И здесь на земле Он действовал и действует по Своему желанию, а не по какой-либо другой причине. Его желание - вот причина всего, что Он делает или попускает. Ведь и попускает Он лишь то, что желает попустить. Отсутствие желаний это не христианство. Это буддизм, нирвана. Ну да, "овощ"

Речь идёт не об уничтожении желаний, а о правильном их использовании.
В норме желания правильно используются таким образом: когда человек чего-то желает, он просит это у Бога, а Бог со Своей стороны говорит ему, что надо делать, чтобы правильно использовать это желание. И это правильная стратегия, ведь наше желание это лишь маленькая часть Божественного замысла, который учитывает и наше желание, и желания других людей, и огромную массу других факторов.
Бог открывает человеку, что надо делать, и в итоге человек получает нечто более важное, чем просто исполнение своего желания. Само желание оказывается лишь поводом, лишь понятным человеку намёком на нечто новое, что ему открывает Бог, взяв это желание в качестве повода. Наше желание лишь повод для правильного взаимодействия с Богом.

А делаем мы? Испытывая желание, мы немедленно начинаем искать способы его удовлетворить, не обращаясь к Богу и не пытаясь понять настоящий смысл происходящего. Мы начинаем действовать, не посоветовавшись с Творцом, не разобравшись в Его намерении. Естественно, Его намерение от этого не страдает, Он всё равно делает то, что задумал. Но наше участие в этом действии оказывается бесполезным для нас же самих. Мы прилагаем усилия, стараясь своими силами достичь желаемого. Но без помощи Бога получаем всегда меньше, чем нам хотелось - потому что в глубине-то души мы хотим познать Бога, и ничем меньшим удовольствоваться не можем. Ну, а Бог использует наше бессловесное усилие вместо молитвы, принимая от нас лишь то, что в норме дают неразумные животные, не способные сознавать смысла своих действий.

Описанное выше правильное использование желаний -- превращение их в "дрова" для молитвы, как раз и приводит к тому, что называется "умертвить свою волю". А именно: в результате молитвы человеку открывается, что задумал Бог и для чего нужно в этом замысле то желание, которое и стало поводом для молитвы. Суть в том, что открывшаяся ему Истина всегда оказывается благой и совершенной, потому-то это состояние и описывается словами "ничего не надо исправлять", нужно лишь реализовать Божественный замысел, сделав то, что и было Богом задумано изначально.

Пока желание не превращено в молитву, оно как будто устремлено на "исправление" мира. Но это лишь иллюзия, связанная с неведением Божественного замысла. Молитвой это неведение устраняется, и всё встаёт на свои места. Оказывается, что наше желание и наши действия не изменяют замысел Господа, а является лишь одним из его проявлений.

> С вашими комментариями я более чем согласен! Против такого подхода моя душа не протестует, напротив, все что вы написали, более чем созвучно моему пониманию ) Примерно так я и понимал этот вопрос и очень рад услышать это от другого человека. Но ведь фишка в том, что встречаясь с формулировкой «убить свою волю», «сокрушить свою волю», «отказаться от собственной воли» от лица авторитетных людей - поневоле начинаешь думать о том, что что-то ты понял неправильно. И когда слышишь это раз за разом - очень сложно не поддаться этому искушению.

> Однако, в Ваших комментариях с одним я все же не согласен.
Вот Вы пишете:

>> Описанное выше правильное использование желаний -- превращение их в "дрова" для молитвы, как раз и приводит к тому, что называется "умертвить свою волю".

Опять-таки мне кажется, что формула «убить свою волю» не проясняет суть, а скорее затуманивает ее. Зачем убивать свою волю??? Человек добровольно подчиняет свою волю Богу, добровольно участвует в симфонии божественного замысла. Но проблема в том, что мы живем в окружении людей, не все из которых ведут себя именно так. Многие из окружающих нас людей «делают своё», или делают по наущению духов. И стремятся включить нас в свои планы и замыслы. Мне кажется, именно здесь нужна наша воля, чтобы делать свой выбор, куда включаться - в божественный замысел или в безумные фантазии человеков. А без собственной воли мы становимся игрушкой чужих воль, так как другие люди не столь уважительно относятся к нашей свободе, как Бог. Получается, что воля наша ой как нужна! Зачем же ее убивать-то?

Да и не нужно убивать.
Любая правильная мысль, если понять её однобоко, легко доводится до крайности, до абсурда. Если последовательно провести идею "умерщвления человеческой воли", мы закономерно приходим к ереси монофелитства.
Вот смотрите.
Конечная цель христианской аскетики состоит в том, чтобы уподобиться Христа. Он наш Учитель и Образец. Хорошо.
Значит, если суть аскетики в умерщвлении своей человеческой воли и подчинении её воле Божественной, то во Христе Своей человеческой воли вообще быть не должно, а только Божественная.
А это и есть ересь монофелитства. Моно=одна, фелема=воля.

Поэтому правильная, вот именно православная аскетика - это не уничтожение человеческой воли, а согласование её с волей Божественной. Ведь Бог не по ошибке дал нам свободную волю. И не по ошибке сделал так, что эта наша воля может (но не обязана) не соглашаться с Его волей.

Для чего нужна такая возможность? Для возможности диалога! Если бы наша воля всегда автоматически соответствовала Божественной воле, то и нам и говорить с Богом было бы не о чем. "Усё ясно"

Я даже у святых, достигших обожения, их человеческая воля вовсе не "автоматически" согласна с Божественной волей. И у них это согласование достигается через молитву. Они отличаются от нас лишь самодвижностью молитвы. Она вошла в их плоть и кровь, стала как будто частью их естества. Они мыслят молитвой, чувствуют молитвой, дышат и действуют молитвой. Это состояние достигнуто ими как итог долгого молитвенного усилия, подобно тому как пианист вначале принуждает свои руки действовать правильным образом, а потом они действуют автоматически. Но и у обоженных людей остается свобода выбора: они могут, если захотят, остановить дарованную им Богом самодвижную молитву и вернуться в наше "нормальное" состояние. Но тогда уже у них не останется пути назад: это будет окончательный выбор, финальное отвержение Бога, как это случилось с сатаной. Потому-то Бог и не спешит давать человеку этот страшный дар, получив который человек действительно уподобляется Христу, который ведь тоже молился до кровавого пота, подготавливая Себя ко Кресту.

молитва, быт, выход есть

Previous post Next post
Up