> норму поведения христианина можно свести, по сути, к одной единственной заповеди «не сотвори себе кумира».
Это негативная форма, упускающая из виду то обстоятельство, что "свято место пусто не бывает", любой человек кому-то поклоняется, сознательно или неосознанно. Потому я бы предпочёл ответить словами Христа:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя."
Вторая вытекает из первой но не наоборот! Что это значит? Если кто-то любит Бога, то он как следствие, с необходимостью будет любить и ближнего как самого себя. Следствие: кто не любит ближнего как себя, тот не любит и Бога. А если кто-то любит ближнего, отсюда вовсе не вытекает ничего в отношении к Богу.
> Как может помешать общению человека с Богом вожделеющий взгляд на попу в миниюбке (прелюбодеяние) или лишний тазик оливье (чревоугодие)?
Тут другая логика. Если человек любит Бога, то ему чужды движения греха. Их просто нет. Если же они появляются, значит он пока не любит Бога. Итак, грехи (в обычном, популярном и всем понятном смысле этого слова) это симптом болезни, но не её суть. Если кто-то "поборол" грехи, это ещё не значит, что он любит Бога. Впрочем, если любви к Богу нет, грехи обязательно будут. Это как температура и инфекция. Можно сбить температуру, но пока не побеждена инфекция, температура опять подскочит непременно, если организм жив и борется в болезнью. Человек нуждается в любви, и пока он не полюбит Бога, он обязательно будет любить что-нибудь, ненасытно любить что ни попадя. Потому что насытить его может лишь любовь к Богу.
> как минимум 80% христианского дискурса греховности крутится именно вокруг таких вот грехов (или правильнее писать "грехов"?)
Допустим, кто-то решил изучить литературу. Для этого он идёт в книжный магазин и начинает рыться на полках. Как Вы думаете, что он там обнаружит и какое у него сложится мнение о литературе (на 80%)? "Заговоры сибирской целительницы"? "Маринина", "Вязание крючком"? И это если читать на русском языке, одном из самых литературных языков на планете.
>>Это негативная форма, упускающая из виду то обстоятельство, что "свято место пусто не бывает", любой человек кому-то поклоняется, сознательно или неосознанно.
Согласен ) Тогда можно уточнить: Не сотвори себе кумира, помимо истинного Бога (как вариант - Не сотвори себе кумира в тварном мире)
Что касается грехов - я понимаю Вашу аналогию по поводу болезни и симптомов. Но почему-то есть ощущение некой искусственности традиционно-церковного понятия греха. А почему не может человек любить Бога и любить много женщин или любить Бога и любить хорошо покушать? Неясно, почему восхищаться и наслаждаться красотой закатов - не грех, а женской красотой - грех. Просто есть некое интуитивное ощущение, что это - ловушка, отвлекающая внимание от сути, о которой вы пишете. Когда человек вместо пути к богу сосредотачивается на волевом борьбе с «грехами» (аскетизм). И, как мне кажется, весьма и весьма многие в это ловушку попали. Не является ли эта концепция греха очередными «часами патриарха», позволяющими человеку заниматься суетой борьбы с нормальными потребностями тела вместо того, чтобы идти к нему?
> почему не может человек любить Бога и любить много женщин или любить Бога и любить хорошо покушать? Неясно, почему восхищаться и наслаждаться красотой закатов - не грех, а женской красотой - грех.
Если человек по-настоящему любит Бога, то он доверяет Ему больше чем себе. Ведь Бог знает и может всё, а человек немногое. Доверяя же Богу больше, чем себе, человек следует Его воле, какой бы они ни была. Если Бог велит ему иметь много женщин (как царю Давиду), то человек будет иметь много женщин. Если велит жить в воздержании (как Серафиму Саровскому), то будет жить в воздержании. То же касается пищи и всего прочего. Если человек любит Бога, то он следует Его воле, и в этом принципе заключён ответ на ВСЕ вопросы без исключения. Для кого-то в какой-то момент и восхищаться красотой заката это грех, а для кого-то восхищаться женской красотой не грех.
Цитирую:
В то время одна женщина - язычница, известная по всей Антиохии блудница, проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями. Она была так прекрасна лицом, что созерцанием ее красоты не могли довольно насытиться светские юноши. Проходя мимо нас, она наполнила весь воздух ароматным благовонием. Увидев ее, идущую столь бесстыдно, с непокрытой головой и обнаженными плечами, епископы закрыли глаза и, тихо вздыхая, отвернулись, как от великого греха. А блаженный Нонн пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?»
Они не отвечали. Нонн с плачем склонил голову свою и омочил слезами своими не только платок, бывший у него в руках, но и грудь. Воздыхая от глубины сердца, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?».
Они молчали. Нонн сказал: «Поистине многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на страшном Своем суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца»6427.
Окончив такое нравоучение, блаженный Нонн взял меня, грешного своего диакона, и мы пошли в келлию, которая была нам дана при той же церкви святого Иулиана. Войдя в опочивальню свою, епископ мой повергся лицом на землю и, плача, говорил: «Господи Иисусе Христе! прости меня грешного и недостойного. Заботы сей женщины об украшении тела превзошли все попечения мои об окаянной душе моей. Та женщина, чтобы угодить тленным своим поклонникам, украшая себя, столько показала старания: а я не стараюсь быть угодным Тебе, Богу моему, но пребываю в лености и небрежности. Каким лицом воззрю на Тебя? Какими словами оправдаюсь пред Тобою? Горе мне грешному! Предстоя пред святым алтарем Твоим, не приношу я Тебе той душевной красоты, коей Ты от меня ищешь. Та женщина, в суете своей, обещалась угождать смертным людям, являясь им в столь благолепном виде, и делает то, что обещала: а я обещался угождать Тебе, Богу моему, и солгал по лености моей. Я наг, ибо не сохранил повелений Твоих; не на дела мои надеюсь, но на милосердие Твое, и от него уповаю получить спасение».
>>Если человек по-настоящему любит Бога, то он доверяет Ему больше чем себе. >>Ведь Бог знает и может всё, а человек немногое. Доверяя же Богу больше, чем >>себе, человек следует Его воле, какой бы они ни была.
Прям как в песне:
Благодарю сейчас и здесь За всё, что нет и всё, что есть.
> есть некое интуитивное ощущение, что это - ловушка, отвлекающая внимание от сути, о которой вы пишете. Когда человек вместо пути к богу сосредотачивается на волевом борьбе с «грехами» (аскетизм). И, как мне кажется, весьма и весьма многие в это ловушку попали. Не является ли эта концепция греха очередными «часами патриарха», позволяющими человеку заниматься суетой борьбы с нормальными потребностями тела вместо того, чтобы идти к нему?
В первом приближении так оно и есть. Но Вы пока рассуждаете о Боге гадательно. Узнав Его поближе, Вы точнее поймёте, что Ему угодно, и тогда увидите, что в учении Церкви есть глубокий резон. Ну, а что дьявол использует даже само учение Церкви для того, чтобы отвратить людей от Бога -- что в этом удивительного? Это война, а в войне (как и в любви) все средства хороши.
Это негативная форма, упускающая из виду то обстоятельство, что "свято место пусто не бывает", любой человек кому-то поклоняется, сознательно или неосознанно.
Потому я бы предпочёл ответить словами Христа:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя."
Вторая вытекает из первой но не наоборот! Что это значит? Если кто-то любит Бога, то он как следствие, с необходимостью будет любить и ближнего как самого себя. Следствие: кто не любит ближнего как себя, тот не любит и Бога. А если кто-то любит ближнего, отсюда вовсе не вытекает ничего в отношении к Богу.
> Как может помешать общению человека с Богом вожделеющий взгляд на попу в миниюбке (прелюбодеяние) или лишний тазик оливье (чревоугодие)?
Тут другая логика. Если человек любит Бога, то ему чужды движения греха. Их просто нет. Если же они появляются, значит он пока не любит Бога.
Итак, грехи (в обычном, популярном и всем понятном смысле этого слова) это симптом болезни, но не её суть.
Если кто-то "поборол" грехи, это ещё не значит, что он любит Бога. Впрочем, если любви к Богу нет, грехи обязательно будут.
Это как температура и инфекция. Можно сбить температуру, но пока не побеждена инфекция, температура опять подскочит непременно, если организм жив и борется в болезнью.
Человек нуждается в любви, и пока он не полюбит Бога, он обязательно будет любить что-нибудь, ненасытно любить что ни попадя. Потому что насытить его может лишь любовь к Богу.
> как минимум 80% христианского дискурса греховности крутится именно вокруг таких вот грехов (или правильнее писать "грехов"?)
Допустим, кто-то решил изучить литературу. Для этого он идёт в книжный магазин и начинает рыться на полках. Как Вы думаете, что он там обнаружит и какое у него сложится мнение о литературе (на 80%)? "Заговоры сибирской целительницы"? "Маринина", "Вязание крючком"? И это если читать на русском языке, одном из самых литературных языков на планете.
Reply
Согласен ) Тогда можно уточнить: Не сотвори себе кумира, помимо истинного Бога (как вариант - Не сотвори себе кумира в тварном мире)
Что касается грехов - я понимаю Вашу аналогию по поводу болезни и симптомов. Но почему-то есть ощущение некой искусственности традиционно-церковного понятия греха. А почему не может человек любить Бога и любить много женщин или любить Бога и любить хорошо покушать? Неясно, почему восхищаться и наслаждаться красотой закатов - не грех, а женской красотой - грех. Просто есть некое интуитивное ощущение, что это - ловушка, отвлекающая внимание от сути, о которой вы пишете. Когда человек вместо пути к богу сосредотачивается на волевом борьбе с «грехами» (аскетизм). И, как мне кажется, весьма и весьма многие в это ловушку попали. Не является ли эта концепция греха очередными «часами патриарха», позволяющими человеку заниматься суетой борьбы с нормальными потребностями тела вместо того, чтобы идти к нему?
Reply
Если человек по-настоящему любит Бога, то он доверяет Ему больше чем себе. Ведь Бог знает и может всё, а человек немногое. Доверяя же Богу больше, чем себе, человек следует Его воле, какой бы они ни была.
Если Бог велит ему иметь много женщин (как царю Давиду), то человек будет иметь много женщин. Если велит жить в воздержании (как Серафиму Саровскому), то будет жить в воздержании. То же касается пищи и всего прочего. Если человек любит Бога, то он следует Его воле, и в этом принципе заключён ответ на ВСЕ вопросы без исключения.
Для кого-то в какой-то момент и восхищаться красотой заката это грех, а для кого-то восхищаться женской красотой не грех.
Цитирую:
В то время одна женщина - язычница, известная по всей Антиохии блудница, проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями. Она была так прекрасна лицом, что созерцанием ее красоты не могли довольно насытиться светские юноши. Проходя мимо нас, она наполнила весь воздух ароматным благовонием. Увидев ее, идущую столь бесстыдно, с непокрытой головой и обнаженными плечами, епископы закрыли глаза и, тихо вздыхая, отвернулись, как от великого греха. А блаженный Нонн пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?»
Они не отвечали. Нонн с плачем склонил голову свою и омочил слезами своими не только платок, бывший у него в руках, но и грудь. Воздыхая от глубины сердца, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?».
Они молчали. Нонн сказал: «Поистине многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на страшном Своем суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца»6427.
Окончив такое нравоучение, блаженный Нонн взял меня, грешного своего диакона, и мы пошли в келлию, которая была нам дана при той же церкви святого Иулиана. Войдя в опочивальню свою, епископ мой повергся лицом на землю и, плача, говорил: «Господи Иисусе Христе! прости меня грешного и недостойного. Заботы сей женщины об украшении тела превзошли все попечения мои об окаянной душе моей. Та женщина, чтобы угодить тленным своим поклонникам, украшая себя, столько показала старания: а я не стараюсь быть угодным Тебе, Богу моему, но пребываю в лености и небрежности. Каким лицом воззрю на Тебя? Какими словами оправдаюсь пред Тобою? Горе мне грешному! Предстоя пред святым алтарем Твоим, не приношу я Тебе той душевной красоты, коей Ты от меня ищешь. Та женщина, в суете своей, обещалась угождать смертным людям, являясь им в столь благолепном виде, и делает то, что обещала: а я обещался угождать Тебе, Богу моему, и солгал по лености моей. Я наг, ибо не сохранил повелений Твоих; не на дела мои надеюсь, но на милосердие Твое, и от него уповаю получить спасение».
Эта история имела продолжение.
Reply
Прям как в песне:
Благодарю сейчас и здесь
За всё, что нет и всё, что есть.
Reply
В первом приближении так оно и есть. Но Вы пока рассуждаете о Боге гадательно. Узнав Его поближе, Вы точнее поймёте, что Ему угодно, и тогда увидите, что в учении Церкви есть глубокий резон.
Ну, а что дьявол использует даже само учение Церкви для того, чтобы отвратить людей от Бога -- что в этом удивительного? Это война, а в войне (как и в любви) все средства хороши.
Reply
>> Но Вы пока рассуждаете о Боге гадательно.
Да, пока приходится рассуждать гадательно )
Reply
Leave a comment