Язык и дискурс

Feb 08, 2020 14:00

Совсем не удивительно, что люди часто смешивают понятия "язык" и "дискурс". Потому что в современном русском языке слово "язык" сплошь и рядом используется вместо "дискурса". Например, когда говорят "они нашли общий язык", "богатый язык прозы Пушкина", "необыкновенный язык Платонова", "примитивный язык гопников", "литратурный язык", "устная речь" и ( Read more... )

дискурс, эсперанто, психология

Leave a comment

Comments 21

a_longway February 8 2020, 12:00:24 UTC
А что было до Вавилонского разделения? Был общий язык или общий дискурс?

Reply

palaman February 8 2020, 12:09:28 UTC
Был общий язык -- я думаю, тот самый идеальный язык, о котором я тут говорю! -- но множество различных дискурсов.

Например, очевидно же, что у каинитов и сифитов были разные дискурсы.

Reply


bigod67 February 8 2020, 14:05:23 UTC
"4) При этом в момент выражения мысли мысль уже есть внутри, она уже сформулирована на внутреннем языке понятий - и выразить мысль вовне значит перевести её на русский (или другой внешний) язык."

Все мысли уже есть в вечности. Мне кажется всё это похоже на мир вечных идей Платона. Мир Идей существует и он внеисторичен. Обычные люди идей не рождают, а только восринимают. От мудрецов. Только Мудрецы поднимаются в этот вневременной мир идей, берут от туда взять какую нибудь одну вечную идею(или закон), а потом растолковывают её остальным людям. На каком то земном языке. Так постепенно какие то вечные идеи и попадают в земную человеческую историю. Меняют нашу жизнь...и наш дискурс.

Reply

palaman February 8 2020, 16:36:40 UTC
Православное описание духовного мира отличается от Платоновского.
Прежде всего "духовное" это омоним. Мы отличаем собственно духовный мир, сотворенный Богом, от Самого нетварного Бога.

В духовном мире самостоятельным существованием обладают не идеи, а духи. Идеи не существуют сами по себе, но являются проявлением деятельности духов. Духи не вечны, а сотворены - и уж тем более идеи.

Платоновские вечные идеи, если искать им соответствие в Православии, более всего похожи на логосы Божества. То есть, изначальные и неизменные "мысли" Бога относительно твари.

Reply


medved_kuznets February 8 2020, 14:14:48 UTC
Сразу так много всего!
По поводу снов и слов. Давно, когда я пытался работать со снами, у меня вышел спор с медиком, который утверждал, что человек не может запомнить быстрые сны не считая самого последнего, т.е. те быстрые сны, что шли перед последним медленным сном. Я пытаясяь доказать обратное стал запоминать сны, и, чтоб выработать привычку к этому, понял, что проще всего - во сне увиденное описать одной-двумя фразами - а фразы "вытаскиваются" из сна значительно легче. В результате через некоторое время удалось запомнить три быстрых сна разделенных медленными. Самое трудное было - "протащить" фразу или две (которые я запомнил) через медленный сон - это буквально - как мешки таскать!
Это я к тому, что вообще, осознание - это называние. Т.е. видя сон - мы наблюдаем его как что-то внешнее. Он становится внутренним и мы в нём начинаем действовать только тогда, когда "включаем" слова. Если мы сон не запомнили - он так и остался внешним - не нашим событием.

Reply

palaman February 8 2020, 16:37:52 UTC
Интересный опыт. А каким способом Вы добились осознанного поведения во сне (назвать словами и запомнить)?

Reply

medved_kuznets February 8 2020, 17:06:20 UTC
Длительной тренировкой. Конечно, в те годы я читал Кастанеду, но принципиально не стал использовать то, что у него написано. Я просто пол года тренировал память и концентрацию каждое утро записывая как можно подробнее сон.
Кроме того, мне показалось, что ближе к концу быстрого сна осознавать себя легче.
Вообще всё это делалось для того, чтобы молиться во сне))) Я стремился именно к этому.

Reply


medved_kuznets February 8 2020, 14:23:09 UTC
По поводу дискурса и тропоса.
Сразу вспоминается Одиссея: буквально в первой строке Одиссей назван πολύτροπον - т.е имеющим много тропосов))) И вот тут как раз дискурс очень хорошо подходит, чтобы перевести смысл.
Т.е. его способность общаться в разных дискурсах, но и даже эти дискурсы создавать и помогла ему в итоге вернуться к жене. И наверное не зря Гомер затрагивает тему борьбы его с богами - создающий дискурс - это почти бог с маленькой буквы.

Reply


vmel February 8 2020, 21:09:44 UTC
На всякий случай - вот тут полностью мои рассуждения о сравнении языка и дома:
https://vmel.livejournal.com/20785.html
(есть дополнения в комментариях.)

Reply


Leave a comment

Up