Вершина Античной философии

Jan 27, 2020 10:17

В этой заметке я собираюсь распутать несколько запутанных, но в сущности простых вопросов. Путаница в них возникает из-за подмены понятий. Когда одно и то же слово обозначает две разные вещи, и подразумевается то одно, то другое. Для наглядности я буду использовать в этой заметке специальные маркеры, стараясь всякий раз явно обозначать, какой из ( Read more... )

философия, религия

Leave a comment

palaman January 28 2020, 11:31:27 UTC
Христос освободил нас от всякого греха. Но мало получить дар, надо его ещё и воспринять.

Скажу больше. Вообще-то Крещение это благодать ОБОЖЕНИЯ.
Не менее того. От греха мы освобождаемся, принимая благодать Оглашения (первая часть таинства Крещения). Полнота Крещения не укладывается в тему "освобождение от греха".

Снова цитирую великого исповедника Максима:

Вопрос 6. Если, согласно святому Иоанну, «рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить» (1 Ин. 3:9), а рожденный от воды и Духа (Ин. 3:5) - рожден от Бога, то как мы, рожденные от Бога через [святое] крещение, можем согрешать?

Ответ. Двояк образ нашего рождения от Бога: один дает рождаемым [постоянно] присутствующую благодать усыновления в состоянии возможности, другой же - приводит всю эту благодать в состояние действительности и через нее преобразует нравственно всё произволение рождаемого в отношении к рождающему Богу. Первый образ рождения содержит благодать в состоянии возможности, в одной только вере, другой же - сверх веры, по действенному познанию, осуществляет в познавшем божественное подобие Познанному. В ком созерцается первый образ рождения, в тех еще присутствует (если, конечно, они того пожелают) возможность грехопадения, потому что воля их не стала еще чистой от плотского пристрастия настолько, чтобы быть определенной Духом в самом действительном причастии познанным божественным тайнам. Ибо не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения. Причастный этому [обожению] в опытном познании не может уже отступать от того, что однажды реально было познано на деле, и [прилепиться] к чему-либо другому помимо него и выдающему себя за него, подобно тому, как и глаз, однажды видевший солнце, не может ошибочно принять за него луну или какие-либо звезды на небе. А у тех, у кого Святой Дух, приняв при рождении всё их произволение, переместил [его] всецело от земли на небо и путем действительного и истинного познания претворил [их] ум в блаженных лучах Бога и Отца так, чтобы этот ум считался за другого бога и испытал по благодатному причастию то, чем является по сущности (а не испытывает) [Сам] Бог, - у таких [людей] произволение явно стало безгрешным по навыку в добродетели и ведении, ибо они не могут уже отречься от того, что действенно и опытным путем было ими познано.

Итак, хотя мы и «имеем Дух усыновления» (Рим. 8:15), Который есть семя, воспроизводящее в рождаемых подобие Посеявшего его, но, поскольку не представляем Ему своей воли свободной от наклонности и расположения [к греху], то поэтому и после рождения водою и Духом согрешаем по своему желанию. А если мы сознательно приготовили бы волю к принятию их, то есть воды и Духа, то тогда таинственная вода совершила бы очищение [нашей] совести через деятельное любомудрие и животворящий Дух произвел бы в нас непреложное совершенство через опытное ведение. Таким образом, каждому из нас, еще могущих согрешать, остается преисполниться желанием добровольно предоставить себя Духу.

Reply

a_longway January 28 2020, 12:38:01 UTC
Т.е. святые, как и Христос по своему произволению берут на себя грех-2 и, соответственно, страсти-2 (включая телесную смерть)?

Reply

palaman January 28 2020, 14:19:59 UTC
Великие святые, достигшие обожения, безусловно. Поэтому мы празднуем, например, Успение Богородицы, сознавая, что это была не обычная смерть.

Обоженные святые страдают по естеству, но и вышеестественно, уподобляясь в смирении Самому Христу.

Reply

a_longway January 28 2020, 19:01:07 UTC
Пока не понимаю. Что значит "страдают по естеству"? Это не то же самое, что и грех-2?

Reply

palaman January 29 2020, 17:38:53 UTC
Нет, это не грех-2, потому что всякий грех их смыт благодатью Крещения, которую они не только получили, но и восприняли. Ведь речь идёт об обожении, напомню.
То есть, о уподоблении Христу. И они воспринимают страсти-2 добровольно, уподобляясь Христу.

Reply


Leave a comment

Up