Я продолжаю тему античной философии, начатую заметками
Иерархия "существований" или Попытка выразить всё-всё-всё в одной заметке. О житейских акциденциях Априорный критерий Истины (тропос: дискурс и гламур) В сущности, античная философия это не какая-либо конктретная "философия", а универсальная классификация понятий, отражающая основные принципы работы нашего ума.
Каждая из базовых её категорий - сущность, природа, ипостась, акциденция, энергия, тропос - это не обозначения какой-либо вещеи, а тотальное обобщение целого ряда различных вещей.
Когда человек пытается понять, что такое "ипостась", он представляет себе то одно, то другое - но все его предствления неверны. Ипостась-как-таковая вообще не существует. Существуют лишь конкретные примеры ипостасей. Понятие "ипостась-как-таковая" не то чтобы бессмысленно, но оно не обозначает что-либо существующее, а является лишь обобщением конкретных примеров ипостасей. То же самое можно сказать и о сущности, природе, тропосе и прочем.
Всё это категории мышления, которыми бессознательно пользуется всякий человек, потому что они вшиты нам "в железо". И надо было быть поистине античным человеком, чтобы осознать эти категории. "Неизвестно, кто первый открыл воду, но это сделали не рыбы". На такое были в истории человечества способны только греки. И только античные.
Размышления читателя:
> Например, мне кажется, что тропос это ТИП сигналов, которые наше существо улавливает из внешней среды и преобразует в понятный этому существу вид - картинку, звук, запах. То есть, тропос это не сами сигналы, а их принадлежность к определенному типу.
Отвечаю:
Да! Тропос это третий уровень абстракции. Он основан на втором, а второй - на первом.
Давайте по порядку. Мы классифицируем понятия. Понятия это абстракции. Но абстракции могут быть более абстрактными и менее абстрактными.
Первый уровень абстракции - сущность. Например, "человек" это абстракция. Ведь не бывает "человека-как-такового", бывают только конкретные люди. Но каждого из них мы обозначаем одним и тем же словом "человек", обозначающим то общее, что есть у всех людей.
Второй уровень абстракции - действие, свойство или признак. Например, сигнал - это действие. Чтобы подавать сигнал, сигналить, нужен кто-то, кто будет это делать. Человек сигналит. Кто-то сигналит. Сами собой сигналы не появляются.
Если нет сущности (человека), то логически невозможно действие (сигнал).
Поэтому действие это более абстрактная абстракция. Мы уже не просто выделили общее, что есть у разных людей (это первый уровень). Мы теперь отделили (абстрагировали) от человека его действие и назвали его отдельным словом: сигнал.
И наконец, третий уровень абстракции - тропос. Это понятие, обозначающее, какого типа сигнал. Тип сигнала.
Это абстракция абстракции абстракции. Если нет сигнала, логически невозможен и тип сигнала.
Третий смысл висит на двух первых, иначе просто нет этого смысла.
Не бывает типа сигнала, если нет сигнала. Не бывает сигнала, если никто не сигналит.
Естественно, есть ещё и нулевой уровень абстракции, самый основной.
Это ипостась.
Понятие "человек" - это абстракция первого уровня. В самом деле, не могло бы в нашем уме быть абстрактного человека-как-такового, если бы не было конкретных людей.
А вот конкретный человек это ипостась. Нулевой уровень абстракции - это конкретность. Это просто реальность, конкретная реальность бытия. Нет ничего более реального, чем ипостась. Именно поэтому так трудно понять, что такое ипостась. Ипостась - это любая конкретная, реально существующая вещь.
Надо было быть античным греком, чтобы придумать абстрактное понятие, обозначающее любую конкретную вещь. Этакий логический кувырок через голову!
Абстракция первого уровня - "человек", "планета", "корова" - это обобщение, охватывающее конкретных людей, конкретные планеты, конкретных коров. То есть, конкретные ипостаси определенного типа. Это "сущность".
Первый - сущность.
Второй - действие, признак, энергия.
Третий - тропос.
Дальше греки не пошли, потому что на третьем всё кончается. Идти некуда!
Дальше идёт повтор, потому что тропосы сами по себе начинают выстраиваться в смысловые ряды между собой, но всё это уже всего лишь тропосы. Тропосы, тропосы и тропосы.
ТАК УСТРОЕН УМ ЧЕЛОВЕКА. Почему там именно три уровня абстракции - Бог весть.
PS: а я, кажется, понял, почему имено три уровня. Потому что сами наши мысли о реальности это третий уровень. Есть человек (1), человек думает (2), думает о чем-то (3). Эта его мысль это и есть тропос, третий уровень абстракции. Дальше идти некуда, потому что дальше только мысли и мысли и мыслях, и мысли о мыслях о мыслях. Как ни крути, а отнология у них у всех одна и та же. ТРОПОС.