Неделю назад я написал небольшую заметку о Грузии с презрительным заголовком
"Где-то в Азии", в которой выразил своё недоумение, почему эта ничтожная во всех отношениях тема привлекает столько внимания русских. Эта маловажная заметка, однако, вызвала столько внимания и даже неудовольствия части читателей, что мне пришлось написать к ней продолжение
(
Read more... )
1) Зороастризм - это не дуализм, он ближе к монотеизму (есть творец мира Ахурамазда, есть два духа - Спента-Манью (святой) и Ангро-Манью (дух зла и разрушения), и в конце веков второй будет повержен; для этого каждый человек в своей жизни должен творить как можно больше добра и как можно меньше зла). А вот манихейство - дуалистично. И оно стало совершенно явной основой для всевозможных гностиков, из идей которых вырастает европейский оккультизм. Судьба манихеев, кстати, интересна - они везде считались сектой, их гоняли во всех государствах (кроме уйгурского), но истребить так и не смогли. До конца не понимаю, чем же они "цепляли" себе новых сторонников.
2) С несторианством всё тоже не так просто, как кажется. Изначально православные церкви были сосредоточены в Риме. Собственно, три ветви христианства - православие, католицизм, протестантизм - все вышли из Рима. Но проповедями апостолов и их последователей были охвачены и иные регионы, и там возникли собственные церковные структуры (примеры - Эфиопия, Персия). Эти Церкви, что логично, поддерживались местными правительствами (логика совершенно проста - выгоднее, чтобы христиане подчинялись своей иерархии, а не римской). И когда александрийские иерархи победили в борьбе с антиохийскими за Константинополь, сторонники вторых, спасаясь от преследований, бежали в соседнюю Персию, где объединились с местными христианами.
3) То, что несторианство (уже не как учение Нестория, а как его сплав с христианством персидским) пришло на Русь со степи с монголами - это факт. И вот тут интересен вопрос о том, кто же был Сарайский епископ. Где-то мне попадалось (не помню где, потому за достоверность не ручаюсь), что он был несторианским - и соответственно, русская Церковь была в общении с несторианами долгое время.
4) Ну а что Персии надо уделять больше внимания - так я об этом давно говорю. Это цивилизация, не уступающая античности ни по древности, ни по силе.
5) Про связь старообрядчества и несторианства - похоже на правду. Причём стоит отметить, что к моменту реформ Никона старообрядчество было не каким-то маргинальным течением, а самим русским православием. Никон устроил поворот к греческой базе. Так что старообрядчество - это не "бомба", оно наоборот было "взорвано" греками.
6) Связи Руси с иранским миром всегда были сильными - даже тогда, когда Руси ещё не существовало. Даже половина славянских языческих богов носит иранские имена - а ведь религия это наиболее консервативная сфера. Особенно во времена, когда миссионерских религий не было (к слову, хронологически первая из них - зороастризм).
Reply
Кажется, в описании связей гностического христианства и манихейства я ошибся. Не второе послужило основой первого, а наоборот (поскольку хронологически манихейство возникло позже). А значит, есть вероятность, что манихейство изобрели ромеи - чтобы сделать гадость восточному соседу.
И ещё. Кусочек самого настоящего иранского мира в России - это Осетия. А на неё много интересного завязано.
Reply
А как Алания связана с Персией?
Если в двух словах. Тема для меня новая, буду благодарен.
Reply
Reply
Reply
Reply
Иранцы в степи пришли двумя волнами - скифы и сарматы. Больше похоже что заимствования были произведены у вторых.
Reply
да и многочисленные кочевые белые племена (индоевропейцев) мигрировавшие (в античности и позже) в поясе Степей, современная наука стыдливо кличет "иранцами" (в силу известных исторических обстоятельств) - лишь бы не арийцами...
Reply
Reply
Reply
Вообще-то арийские и иранские в этой самой науке считаются синонимичными понятиями.
Собственно, самоё слово "Иран" и есть, в основе своей, "Страна арийцев".
Reply
Reply
1. стал почти общим местом тезис о том, что человечество не знает собственной истории.
2. представляется, что есть структуры, которые знают историю, в прямом смысле знают, т.е. владеют фактами, недоступными миру.
3. в этом плане весьма интересна доступная история Сарайской епархии.
В связи с этим предлагаю интересующимся прочесть Вики=статью "Крутицкая епархия", только читать надо внимательно, стараясь постигнуть скрытые смыслы..
Reply
Reply
Leave a comment