Против православного "национализма",
за православный "империализм".
Культура каждого европейского народа имеет свои неповторимые особенности, и потому при желании можно рассуждать о "немецком мире", "французском мире" или "итальянском мире". Можно сопоставлять и даже противопоставлять одну национальную культуру другой. Но совсем не безопасно доводить это обособление до крайности и противопоставлять европейский народ остальным европейским народам, например, противопоставляя "русский мир" Европе как целому.
В отношении "русского мира" большой соблазн такого рода сязан с Православием. Наша Церковь совершенно самодостаточна; она ни в чем и никак не опирается на другие христианские конфессии. И есть глубокие основания противопоставлять Православие всем прочим формам христианства, считая нашу Церковь той самой Единственной Церковью, о которой говорится в Библии и в Символе веры. И потому возникает соблазн использовать Православие для противопоставления "русского мира" Европе.
Потому очень важно понимать, что ложна теория, согласно которой Православие породило всего лишь особую цивилизацию ("русский мир"). Согласно этой теории, "гора родила мышь".
Православие - религия с всемирный размахом, и естественный для него масштаб - всемирная проповедь. Православие, замкнувшееся в пределах какой-то страны или даже региона или империи - это нелепость. И Бог такую нелепость не благословляет.
Отсюда революции и падения. Почему Бог попустил кризис и гибель Византии? нашествие арабов, четвертый крестовый поход и падение Царьграда? безумные крайности петровских реформ и катастрофу 1917 года?
Потому нет и не может быть никакой "православной цивилизации". Эта идея нелепа и порочна в самой своей основе. Попытка устроить локальное "царство небесное" здесь на земле - это совсем не то, ради чего Христос пришел в мир и пострадал на Кресте.
"Православная цивилизация" - нелепость. Зато вполне осмысленна и целесообразна христианская цивилизация (
"христианский мир"). Духовная задача этого мира - распространение Евангелия и подготовка мира к принятию Истины. Именно для этого ему дается сила и власть. Для мира, для цивилизации как таковой несущественны богословские тонкости и различия между конфессиями. Тут в одном направлении работают представители всех конфессий - и католики, и протестанты, и даже атеисты. Это всё части христианской цивилизации. Христианский мир - это не Церковь, это Рим. Потому-то именно Риму и подчиняет Бог мир сей - но надо понимать, для чего же это? Чтобы создать благоприятные условия для всемирной проповеди Православия.
Рим не является Истиной, и с точки зрения строгого учения Церкви его духовность, его мистицизм - это прелесть. Но для Рима это нормально. Нелепо требовать смокв от терновника. Перед Римом просто-напросто стоит другая задача: он готовит место для проповеди Истины, он создает пространство, в котором эта проповедь должна будет прозвучать. Потому и Россия - не "особая цивилизация", а органическая часть Европы, притом лучшая её часть. Противопоставлять Россию Европе значит работать на Антихриста. Именно этим и занимались во время оно древние иудеи, которые были до того поглощены борьбой за независимость своего отечества, что даже и не заметили, как Сама Истина пришла в этот мир. Неужели и христиане должны без конца наступать на те же самые грабли? Да не будет!
И потому каждый православный должен хорошенько усвоить, что Европа - не враг Православия. Сама того не сознавая, Европа продолжает работать Христу. Как и Римская Империя в Античности работала Христу, сама не сознавая того. Римляне много погрешили против себя самих, когда распяли Христа и гнали христиан. Но в конце концов они все-таки сделали то, для чего и терпел их Бог, ведающий грядущее: приняли христианство.
Это же случится и в будущем.
"Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся", потому что Христос грядет в этот мир судить живых и мертвых.
> А каким может быть дальнейшее развитие отношений между Россией и Европой, с вашей точки зрения? Чего ждать?
Россия после 1917 года - придаток, криптоколония Европы. Между нами нет никаких отношений кроме отношений управления. Восстановление независимой России возможно только чудом. Чудом всемирной проповеди Православия. И это чудо произойдет.
Подробнее см. в заметке
Смысл Русской революции (принцип наименьшего действия) > У вас смешались в кучу кони, люди: "и католики, и протестанты, и даже атеисты". Атеисты-то при чем?
Атеизм неслучайно возник и получил развитие только в лоне христианской культуры. На самом деле он её органическая часть наряду с католичеством и протестантизмом. Духовная задача атеизма - борьба с язычеством и предрассудками, а также обличение нелепости еретических заблуждений. Когда атеист борется со святоотеческим Православием - это аутоимунная реакция. Сошедший с ума иммунитет начинает разрушать свой собственный организм. Борясь с Православием, атеисты погрешают и закрывают себе возможность покаяния и спасения. Их истинная задача - борьба с уклонениями от Истины, но не с самой Истиной. Как и истинная задача мистицизма - борьба с крайностями атеизма.
UpDated: Я решил сменить заголовок этой заметки. Изначально она называлась "Порочность концепции русского мира", но по реакции читателей я понял, что это звучит слишком броско и вызывающе. Естественно, я не противник "русского мира". Я всего лишь напоминаю, что у этого мира (как и у любого мира) есть границы, за которыми начинаются другие миры. "Русский мир" рожден православием, а у Православия нет границ, потому что Православие - это не мир; Православие - это язык общения с Тем, Кто создает миры. Он создал христианский мир как некое пространство бытия для Своей Церкви. Церковь - это смысловой центр христианского мира. У Церкви есть границы, выходя за которые люди оказываются в расколе или даже в ереси, но по-прежнему остаются в границах христианского мира и играют какую-то особую роль в Его промысле. Русский мир тоже не ограничен пределами Церкви, там есть всякое. Суть же сказанного в том русский мир - лишь часть христианского мира, который в культурном (а не географическом) смысле и именуется сегодня Европой (а раньше именовался Римом, миром Ромеев). Полезно знать и соблюдать границы Церкви, но для русского мира полезнее не ограничивать себя национальными пределами, но мыслить и сознавать себя частью Европы.