Ум дьявола

Jun 15, 2018 08:03

Плодотворнейший диалог в комментариях с сатанинствующим Анонимусом, развернувшийся на страницах моего ЖЖурнала, спонтанно вырос в небольшой цикл заметок о Теодицее (см. Самостийность и теодицея, Теодицея, управление массами и Бессознательное (1) и (2)), который привлек к себе неподдельный и острый интерес моего читателя ( Read more... )

бессознательное, религия, психология, выход есть

Leave a comment

Comments 23

a_longway June 15 2018, 13:27:26 UTC
Спасибо.
Что Вы имели ввиду, спрашивая, является ли Воскресение ПРАВДОЙ в высшем, духовном смысле?

Reply

palaman June 15 2018, 13:50:10 UTC
Такие вещи довольно трудно объяснять. Но скажем так: научный факт есть вещь переменная в том смысле, что в другой реальности ("в другом сне") его место может занять другой факт. Материя ведь штука переменчивая. Сегодня она одна, а завтра другая. Нет никакой гарантии, что физика другой Вселенной, которая придет на место этой Вселенной, останется прежней ( ... )

Reply

a_longway June 15 2018, 17:28:17 UTC
Примерно понятно, но все-таки сложновато. Наверное, необходимо больше времени для понимания.
А в целом текст, конечно, фундаментальный и комментировать можно каждый абзац.
Кстати, я свое воцерковление начинал с книг Кураева. А через несколько лет наткнулся на его ЖЖ и был весьма разочарован. Настолько он погружен в свои "разоблачения", что возникает ощущение, как будто бы грех ему нравится, так он к нему тянется, выискивает. Хотя, недавно подумал, может быть он юродствует?

Reply

palaman June 16 2018, 12:11:03 UTC
> я свое воцерковление начинал с книг Кураева

Начинать можно с чего угодно. Но есть общая закономерность: рано или поздно нам приходится сжечь тот мост, при помощи которого мы перешли Рубикон.
Кураев вреден лишь своей избыточной популярностью, которая никак не пропорциональна его реальному значению. Сам по себе он такой же безобидный околоцерковный блоггер, как и я, например. Мало ли кто что пишет; у нас свобода слова. Читатель вправе выбирать себе автора на свой вкус. Но Кураева по какому-то недоразумению считают важной птицей. А он простой комсомолец-доброволец эпохи, когда борьба с Православием перешла из фазы "подавить" в фазу "возглавить". ("Если не можешь подавить, возглавь.")
Юродство бывает разным. Ценно лишь юродство ради Христа. Но юродивого Христа ради отличает благоговение перед святыней. У Кураева очень мало благоговения, потому его юродство - не ради Христа.

Reply


medved_kuznets June 15 2018, 15:30:52 UTC
Спасибо Вам большое! И за вашу работу и за Ваше хобби.
Не знаю как ещё комментировать, всего так много. Отмечу только, что даже не догадывался как всё сильно отличается от православия - оно и всё что в нем казалось так естеснвенно и неоспоримо, что другое не замечал, даже у того же Кураева.

Reply

palaman June 15 2018, 15:42:44 UTC
Спасибо Вам. Огорчает только, что читатели реагируют так вяло. История и политика привлекает гораздо больше внимания, чем самое важное в жизни.

Reply

medved_kuznets June 15 2018, 15:51:34 UTC
Сейчас отпуска начались. Я и сам не сразу среагировал пл этой причине (интернет эпизодичен). Думаю этот ваш текст - один из самых важных. Просто он слишком объемен.

Reply

palaman June 15 2018, 15:56:15 UTC
Слишком объёмен - да. Тут я виноват. Но мне не хотелось делить его на много небольших текстов.
Во-первых, потому, что все высказанные здесь идеи тесно связаны между собой и зацеплены друг за друга, так что надо было бы писать не просто ряд статей, но связный цикл.
Во-вторых, потому, что тем из моих читателей, кто вообще не интересуется религией, проще пропустить и не читать один текст, чем целый ряд текстов. Может быть, тут я и неправ?

Reply


palmas1 June 15 2018, 16:41:27 UTC
> Никакой порочности в нашей природе (даже в падшем её состоянии!) нет. Каждый из нас по природе так же непорочен, как и Дева Мария. И пороки в нас появляются лишь потому, что мы сами этого хотим. А когда захотим беспорочности - станем беспорочными.

Мне кажется, что в такой концепции в дьяволе вообще нет никакой нужды. Люди и без него справятся. Просто у людей есть несовершенство и шанс его уменьшить или исправить, в результате стать ближе к Богу. Или не стать - зависит от личного выбора. Дьявол появляется просто из логики, что раз есть грехи - должен быть главный по грехам. Как если бы в физике вводить ответственного за рост энтропии или за закон притяжения.

Reply

palaman June 15 2018, 17:38:34 UTC
Как раз в такой концепции без дьявола не обойтись. Ведь если мы примем, что само по себе человек по своей природе вообще чужд зла, то откуда же в нём берется зло?

Reply

palmas1 June 15 2018, 18:38:44 UTC
Так мы же говорили о том, что абсолютного зла нет, а есть относительное зло, которое вполне может быть следствием принятия решений людьми в условиях неполной информации и частично сбитых критериев в отношении того, что можно делать, а что нельзя. И то, и другое - просто следствие несовершенства человека, для возникновения которого дьявол совсем не обязателен. Достаточно будет просто каких-нибудь наследуемых паттернов восприятия и оценки, что-то вроде "психогенетики". В вашей интерпретации подсознательного, например, какое-нибудь "наследование бесов". То есть это может быть некий естественный процесс, не требующий ручного управления.
Можно, конечно, говорить что мы тут вообще-то все совершенные, только вот дьявол, гад, нас портит. Это очень по-человечески и с перекладыванием части (а то и всей) ответственности на дьявола.
Как там было в кино:
-Михалыч, это всё медведь!
-Где эта сволочь?!

Reply

palaman June 16 2018, 06:53:18 UTC
> абсолютного зла нет... просто следствие несовершенства человека

Идея, что абсолютного зла нет, вытекает из веры во всемогущего и благого Бога. Но отсюда же вытекает и невозможность выводить зло (пусть и относительное) из несовершенства. Что за проблема для всемогущего Бога сделать нас совершенными?

> с перекладыванием части (а то и всей) ответственности на дьявола

Обо всей ответственности речь не идет. Человек сам выбирает, кому служить. А что касается части - не вижу ничего несообразного в идее, что дьявол отчасти виновен.

> естественный процесс, не требующий ручного управления

Это не в духе теории Власти :)
Я вообще не верю в возможность каких бы то ни было безличных процессов. Всё совершающееся совершается по чьей-то воле и за все кто-то несет ответственность. Кажущееся "безличным" происходит часто по воле Бога, а иногда и по воле кого-то ещё.

Кстати, веровать в возможность "безличного процесса" - это идеальный способ снимать с кого бы то ни было ответственность. "Само упало"

Reply


habanerra June 16 2018, 04:57:02 UTC
Некий монах спросил старца: "Что мне делать? Блудный помысел не оставляет меня ни на час и поэтому скорбит душа моя". Старец же сказал монаху: "Когда демон сеет такой помысел, не говори с ним. Потому что бесы все время без лени сеют скверну в наши души. Однако не заставляют. В твоей воле принять этот помысел или нет. Вспомни, что сотворили моавитяне: украсили дочерей своих и поставили на блуд перед сынами израильскими, не заставляя никого, но надеясь, что сами падут с ними, как и произошло. Другие же, кто не соблазнился, убили блудников. Так происходит и в помыслах". (св. Филофей (Лещинский))

Reply

palaman June 16 2018, 06:25:56 UTC
Не имеет смысла строить иллюзию, будто мирянин может успешно использовать специфически-монашеские методы противостояния дьяволу.

Не принимать никаких помыслов - это эффективный способ борьбы с дьяволом, но он требует непрестанной молитвы. Не достигнув этого, невозможно не принимать помыслов.

Reply

habanerra June 16 2018, 11:45:51 UTC
Монашеский опыт "умной молитвы" безусловно труден для мирянина, но постичь "технику" бесовского влияния на человека невозможно без святоотеческого предания.

Reply


dante_beretta June 16 2018, 15:44:03 UTC
Отличный пост уважаемый Максим, но есть нюансы. Вообщем-то я об этом и пишу, но у вас как у профи получилось 100% лучше чем у меня, любителя.

Наш грех состоит в том, что мы сами себя лишаем свободы и подчиняем дьяволу, следуя его советам. Ничто нас к этому не вынуждает. Это очень важно, у нас любят говорить "бес попутал" а я мол весь такой неуиноватый! А вот и виноватый!
И пороки в нас появляются лишь потому, что мы сами этого хотим. Именно! Сами своей свободой воли себя закатываем в Ад!
А когда захотим беспорочности - станем беспорочными. Спасение возможно, но вот нюанс, не все хотят его.
И Бог потому страшен дух захватывает.Он парадоксален.
Нет, пародоксальность совершенного существа невозможна. Он НЕ пародоксален, он СВЕРХ логичен, на недоступном нашему уровню понимания.
Мне кажется 90% христиан не молятся потому, что боятся получить ответ. И разрушить мирок своих иллюзий. Я молюсь именно потому, что получаю ответы. Как сказал Злодеевич, недавно: "Не зря ты Богу молишься! Он явно тебя слышит!"
Приближаешься к Нему как к ( ... )

Reply


Leave a comment

Up