Иисус Христос: личность и маска (дополнение)

Dec 26, 2017 11:32

И небольшое добавление к статье ( Иисус Христос: личность и маска) для тех, кто интересуется психопатологией и/или немного разбирается в Богословии.

Как соотносятся между собой понятие древнее античное понятие "лицо" и современная новомодная "личность"? Когда-то, на самой заре моего ЖЖ, я написал по этому поводу статью, которая осталась широким читателем незамеченной. Между тем, она заслуживает самого пристального внимания. Там я даю разрешение этого насущного и страшно важного для современного православного человека вопроса. Прошу любить и жаловать, заметка Строго-православное учение о "личности".

Тут важно понимать, что "лицо" - это термин юридически строгий. Например, если человек страдает раздвоением личности (ужасным заболеванием, которое более точно именуется Диссоциативным расстройством идентичности), то все его деяния совершаются одним и тем же лицом, хотя и разными личностями. Одна личность может не иметь никакого понятия о тех гнусных преступлениях, которые совершила другая, однако юридическую ответственность приходится нести в конце концов базовой личности (преморбиду), которая и есть собственно душа человека, по праву обладающая телом, которым то и дело овладевают иные духи или части психики. Что именно - духи или части психики - это зависит от того, какой Вы придеживаетесь теории. В принципе, то и другое объяснение работает, а какое их "правильнее" - это зависит от угла зрения. А тем, кто упорно держится за части психики, я бы советовал обратить внимание на следующие обстоятельства:

Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичности обладают способностью легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Несмотря на появление новых личностей, базовая личность, носящая подлинные имя и фамилию человека, остаётся среди них. Количество личностей внутри человека может быть велико и расти с годами. В основном это объясняется тем, что человек неосознанно вырабатывает в себе новые личности, которые могли бы помочь ему лучше справляться с теми или иными ситуациями. Так, если в начале лечения психотерапевт диагностирует обычно 2-4 личности, то по ходу лечения выявляется ещё 10-12. Иногда количество личностей превышает сотню. Личности обладают разными именами, разной манерой говорить и жестикулировать, разной мимикой, походкой и даже почерком. Обычно личность не осведомлена о присутствии в теле других личностей.

Естественно, это не "опровержение" концепции частей психики, но лишь те трудные места этой концепции, от которых свободна концепция духов. Человека в сомнамбулическом трансе легко заставить подписать какой-нибудь документ. Но у него другой почерк - каково? тут всё не так-то просто, есть о чём подумать.

"Лицо" применительно к разумному существу означает то же, что и "ипостась". А "личность" - это совсем другое. Например, если человек умер, то его мертвое тело принадлежит той же самой ипостаси. Это то же самое лицо, та же ипостась. Но там уже нет личности.
Личность - это всего лишь состояние ума разумного существа. Другое состояние ума - другая личность. Например, с возрастом личность изменяется, и старик именно как личность может быть совершенно не похож на самого себя в молодости или тем более в детстве. А лицо то же самое.

Так вот, у Христа состояние Его человеческого ума определяется тропосом бытия Его ипостаси. Я сознаю, что у людей, далеких от Богословия (да и у некоторых богословов) понятие "тропос" вызывает оторопь. Но на самом деле ничего страшного тут нет. По счастью, в русском языке есть вопросительное слово "как?", ответом на которое является именно тропос. Тропос - это "как". На вопрос "как поживаете?", если попытаться ответить на него буквально, нужно дать развернутое описание тропоса твоего бытия. Все мы люди, все мы человеки, все имеем одну и ту же природу. И отличаемся мы друг от друга лишь тропосом бытия этой природы. Вот так же и Христос - Он такой же, как и мы, однако имеет совершенно иной тропос бытия, чем каждый из нас. Ведь две Его природы - человеческая природа и Божественная природа - имеют один и тот же тропос бытия, а именно: тропос бытия Сына Божия.
Потому несмотря на то, что Он имеет такой же точно ум, каким обладает по природе каждый из нас, состояние Его ума совершенно необычно:
Должно знать, что святой ум Христов и естественные свои действия совершает, мысля и разумея, что он есть ум Божий, и что ему поклоняется вся тварь, и вместе памятуя Свое пребывание и страдания на земле. В действовании Божества Слова, в Его устроении и управлении всем, ум Христов принимает участие, мысля и разумея не как обычный ум человека, но как ипостасно соединенный с Богом и получивший наименование ума Божия. (Иоанн Дамаксин)

PS: как ни странно, вся эта высокая философия напрямую связана с современной политикой.
Потому что эта политика использует в своих целях мистику. См.заметку Тональ и дискурс, нагваль и континуум (политтехнологии современной элиты)
Previous post Next post
Up