Лекарство от наивности

Nov 21, 2017 18:55

Постоянно общаясь с умными людьми, в той или иной мере искушенными в философии, я несколько отрываюсь от реальности, постоянно забывая о том, что подавляющее большинство людей в этом мире девственно наивны в самых фундаментальных вопросах мировоззрения. И тогда реальность грубо напоминает мне о себе, сталкивая меня с очередным таким enfant terrible ( Read more... )

Leave a comment

a_longway November 22 2017, 09:49:54 UTC
>можно достичь такого состояния, когда все совершающееся в мире совершается согласно нашей воле и нашему желанию.

Не является ли это соблазном для христианина? Или вы раскроете этот тезис позже?

Reply

palaman November 22 2017, 10:45:56 UTC
Только тогда, когда наша воля согласна с волей Бога и наши желания согласны с Его желанием, только тогда действительно всё, совершающееся в мире, совершается согласно нашей воле и нашему желанию.

Это не соблазн, но цель Богопознания, хотя и сформулированная довольно необычным образом, на языке гуманистического века. Но с современным человеком нужно иногда говорить на понятном ему языке. Это необходимо и весьма полезно, если только мы при этом не искажаем мысль Отцов.
В данном случае я действительно рискую, говоря на грани допустимого, так как высказанная подобным образом мысль может быть истолкована и ошибочно.

Но я рассчитывал, что дотошные православные читатели заставят меня уточнить и ещё раз уточнить мои позицию. И благодарен Вам за то, что Вы дали мне повод сделать это.

Reply

euhenio November 22 2017, 12:13:42 UTC
имхо, объективный мир существует -- сотворенный Богом
он прекрасен по природе. но совершенным по способу бытия он будет в будущем веке
задача человека (была до грехопадения и остается) привести этот мир к совершенству в Боге

грехопадение исказило мир, придало ему такой способ бытия, на основании которого и можно говорить, что объективный мир не существует, так как зло -- это движение (самого по себе прекрасного творения) к небытию

зло вошло в мир и придало ему подобие несуществующего
в этом основание для солипсизма: то, что мы видим в мире (а мы видим только форму, а не суть) -- объективно не существует; его (будущее и настоящее) существование в Боге от нас скрыто (по нашей же вине)

задача человека -- отвергнуть такой способ бытия в себе самом и в окружающем его творении и сделать его в этом смысле объективно существующим, тогда и все, что мы делаем, будет не иллюзией, а совершаться объективно согласно нашей (в Боге) воле и желанию

как-нибудь так

Reply

Что такое "объективно"? palaman November 22 2017, 13:05:44 UTC
Понятие "объективность" противоположно понятию "субъективность", которое означает "зависимость от какого-то субъекта". Например, галлюцинация не существует независимо от галлюцинирующего субъекта, она существует лишь субъективно.

Существует ли мир объективно, независимо от какого бы то ни было субъекта? Думаю, не существует.

Само бытие мира имеет своей причиной волю Бога. Мир есть лишь постольку, поскольку Бог желает, чтобы мир был. В этом смысле мир существует не "объективно", а лишь "субъективно", согласно Чьей-то воле.
Если бы мир каким-то образом "отделился" от Бога и далее продолжал бы своё существование независимо от Него, то можно было бы считать, что он существует "объективно", как это представляют себе материалисты. "Сам по себе".

Reply

Re: Что такое "объективно"? euhenio November 22 2017, 13:19:25 UTC
имхо, (это вопрос терминологии, но) лучше придерживаться терминологии отцов

эквивалент "объективному" на их языке, я думаю это "сущее"
Бог сам называет Себя Сущий, и творение обладает качеством "сущее" (которое получает от Бога)

поэтому, пусть это вопрос терминологии, но лучше пользоваться, на мой взгляд, терминологией отцов, в которой и Бог, и творение существуют объективно (пусть это к Богу и применимо с оговорками: Он и сущий, и несущий, так как выше и того, и другого понятия о Нем)

Reply

Re: Что такое "объективно"? palaman November 22 2017, 13:33:52 UTC
> лучше пользоваться, на мой взгляд, терминологией отцов ( ... )

Reply

ext_4265659 November 22 2017, 11:06:16 UTC
Православие - это хождение по грани. Каждое утверждение нуждается в очень аккуратной формулировке, что с определенного момента запутывает вопрос до полной потери ощущения логической нити обсуждения.
Дискуссии могут быть лишь в рамках ДЛИТЕЛЬНОГО обсуждения вопроса в заранее ограниченной аудитории, соблюдающей правила цивилизованного диалога.
Поэтому нужна постоянная калибровка сознания, предупреждающая уход в крайности.
В православии она достигается через Таинство Причастия и Исповеди. Очень хорошо помогает помощь ближнему через НЕ МОГУ и НЕ ХОЧУ.

Reply


Leave a comment

Up