Oct 25, 2017 09:47
Христианство удивительно рационально. И не удивительно, что именно на почве христианской культуры возрос европейский рационализм, шаг за шагом дошедший до полного отрицания какой бы то ни было религии. В сущности, атеизм - это не более чем христианская ересь, доводящий подобно любой другой ереси до крайнего предела один из тезисов, который внутри самого христианства гармонично уравновешивается соответствующим антитезисом.
Для мистики естественно быть иррациональной. Мистический опыт рождается из соприкосновения с духовным миром, логика которого подобна логике сна, она не укладывается в принципы и закономерности материального мире. Рационализм во всем исходит из опыта материального мира, телесного бытия, он пренебрегает духовным как нереальным или по крайней мере маловажным.
Но христианская мистика - это не соприкосновение с духовным миром. Это соприкосновение с Творцом и духовного, и материального мира, Который безмерно выше и материального, и духовного, являясь Причиной того и другого. Потому-то христианская мистика и иррациональна, и в то же время удивительным образом насквозь рациональна, разумна, логична. И в этом каждый раз приходится убеждаться заново, потому что это не укладывается и голове.
Обращение к Богу всё меняет в духовном, заново переустанавливает все смыслы. Вопрос, обращенный к Богу, странным образом становится своим собственным ответом. Сам по себе факт обращения к Богу - это уже акция, это грандиозная деятельность в духовном мире, как бы скромно она ни выглядела извне, на материальном уровне восприятия. Обратить своё человеческое слово к Богу означает совершенно изменить, переосмыслить всю ситуацию этого обращения. Это действие не бывает случайным или маловажным. И потому каждая причина для такого обращения становится началом изменения реальности, всей реальности - как духовной, так и материальной. Изменение в духе происходит мгновенно, по самому факту обращение. Изменение в материи чаще прорастает из него, прорастает постепенно, органично, естественно - хотя изредка носит и характер мгновенного чуда.
Вот человек остался без денег и обратился к Богу с просьбой обеспечить его семью деньгами. Тут сразу встает вопрос, прямо вытекающий из сути самого обращения. А почему именно деньгами? Вообще-то деньги неважны, когда дело касается Бога. Ведь Бог может и от камней воздвигнуть чада Аврааму, может целый народ пропитать в пустыне или накормить семь тысяч семей пятью хлебами. Но у денег есть свой особый смысл. Деньги - это знак социального признания. Деньги, принадлежащие данному человеку - это признание социумом, признающим данные деньги, некоего долга перед этим человеком. Деньги по своей природе есть долг, долговое обязательство. Банкнота есть долговое обязательство выпустившего её банка. Но всякий долг - если это реальный долг - это всегда долг перед Богом. Потому что ведь любым долгом можно пренебречь, если его исполнение не гарантируется той или иной властью. Но нет власти не от Бога.
А что означают деньги, пожертвованные Богу? По сути, это всего лишь законное признание обществом (в лице данного жертвователя) своего долга перед Богом. Если я жертвую что-то Богу, я всего лишь возвращаю Ему то, что Ему же Самому и принадлежит. Почему же я надеюсь что-то получить от Бога в ответ на свою жертву? Потому что сам смысл жертвы в том, что она освобождает в моей жизни место для нового Божественного дара. С точки зрения материальной логики, жертва абсурдна, но именно в этом её духовный смысл. Тут можно немного расширить тему, и это законное расширение. Потому что и деньги, и жертвы, и долг - это общечеловеческое явление, касающееся в равной мере и христиан, и язычников. С точки зрения логики духовного мира, логики сна, жертва есть принуждение к действию того духа или бога, которому приносится жертва. Это кажется иррациональным, но лишь пока эта мысль не приведена в соприкосновение с Тем Самым Богом. Обращение к Богу делает её логичной и вполне доступной для понимания бодрствующего ума.
В самом деле. Если этот дух или бог не воздаст за жертву, совершенную в его имя, то жертва будет чистым абсурдом. Но всё совершающееся в этом мире совершается по воле Бога, является частью Его замысла. А значит, всякий абсурд, если он действительно абсурден в рамках наличной реальности, есть лишь начало нового сюжета, начало Перемен, результатом которых будет иная реальность, в которой данный абсурд будет осмыслен Божественным вмешательством, перестанет быть абсурдом, но окажется вписанным в новую логику новой реальности. Таким образом, если дух или бог не откликаются на принесенную им жертву, на неё откликнется Сам Бог. Потому если данный дух или бог предпочитает не связываться с Тем Самым Богом, то всякая принесенная им жертва вынуждает их к действию. Таков "механизм" действия любой жертвы, совершенной во имя любого бога. Кроме Бога Истины.
Самого же Бога Истины ничто никогда не вынуждает, так как Он есть Причина всего и не имеет для Себя никакой причины вне Себя. И потому "механизм" действия жертвы, принесенной Богу Истины, кардинально отличается от механизма всякой другой жертвы. Жертва Богу не вынуждает Его ни к чему, просто она изначально является частью Его замысла. Ничто не может произойти без содействия Причины всего. И потому если я приношу Богу жертву, это значит, что Бог намерен что-то совершить "в ответ" на неё. Я поставил слова "в ответ" в кавычки, потому что в действительности "ответ" Бога на жертву Ему - это в действительности не ответ, а лишь развитие, продолжение темы, началом, знамением или манифестацией которой и является жертва.
Принося Богу жертву, я совершаю действие заведомо абсурдное не только по логике материального, но и по логике духовного мира, потому что Бог не является частью ни того, ни другого - Он пребывает вне какой бы то ни было реальности, будучи Причиной всякой реальности. Но это действие абсурдно лишь по логике наличной реальности, оно является знаком начала Перемен. Пребывая вне тварной реальности, Бог является Источником перемен этой реальности. "Переменами" с большой буквы я называю те изменения, которые не укладываются во внутреннюю логику этого мира, не вытекают из неё. "Перемены" с большой буквы - это изменение самой реальности, самой её логики. Принесённая Богу жертва - это первый знак, первая ласточка именно таких перемен.
Означает ли это, что всякое абсурдное действие есть жертва Богу? Вовсе не означает. Ведь абсурдное по понятиям рационального мышления может быть вполне логично согласно логике духовного мира, логике сна. Всякое служение богам или духам абсурдно с точки зрения рацио. Однако оно вполне логично и даже банально по логике мира духовного, в котором эти боги и духи обитают. Как поступает обычно человек, который желает совершить что-то абсурдное, нелогичное? Примерно так же, как поступает поэт. Он принимает помысел, он ловит первую попавшуюся мысль - и реализует её. Но случайные помыслы имеют своим источником мир духовный и совершенно неслучайны согласно его логике. Более того, эту логику можно осознать и сделать доступной для бодрственного сознания при помощи специальной техники, психоанализа. И там оказывается, что какой попало абсурд - это вовсе не абсурд, а вполне логичное и последовательное служение богам-духам, жертвоприношение им. На которое они вынуждены отвечать, реагировать если не хотят иметь дело с Богом, создавшим реальность с её логикой.
Потому оказывается, что совершить жертвоприношение Богу Истины не так-то просто. Единственный способ для этого состоит в том, чтобы действовать по Его подсказке, согласно Его воле. Что именно мне открывает Бог, чем отвечает на моё обращение - это не следует ниоткуда, не вытекает из логики данной реальности, выходит за её пределы, является началом Перемен, манифестацией новой реальности. И другого пути нет.
Но здесь встает новый вопрос. Причина этого мира вне самого мира, Творец реальности за гранью этой реальности - а как же Христос? Если Бог стал человеком, если Он вошел в этот мир и стал его Частью, то каким образом соприкосновение с Ним может вывести нас за пределы этой наличной реальности, сделаться источником её Перемен? Как и любой глупый вопрос, этот вопрос очень непрост и совсем не глуп. Будучи частью наличной реальности, Христос как человек действует в этом мире не исходя из этого мира, но исходя из воли Отца, которая является и Его собственной Божественной волей. И дело не только в действии. Будучи частью мира как человек, Он остается вне мира как Бог, потому-то и именуется Словом Бога. Само Его рождение в этом мире не было следствием логики этого мира. Он родился от Девы, без причины, Сам будучи Причиной и Своего рождения, и всего этого мира. Вся Его жизнь как Части тварного мира является источником Перемен. Собственно говоря, Он и есть Источник Перемен, и в этом Смысл его бытия. Все настоящие Перемены, "Перемены" с большой буквы, которые когда-либо начинались в реальности, имели Его и своей Целью, и своей Причиной. И потому всякое соприкосновение с Ним является началом Перемен, в том числе и всякое осмысленное слово, обращенное к Нему, и даже простое призывание Его имени. В этом и смысл христианского Богослужения.
Именно Церковь, которая ассоциируется сейчас у подавляющего большинства с консерватизмом, неподвижностью, является источником подлинных Перемен в этом мире. Эта мысль на первый взгляд может казаться совершенно безумной, "конспирологической". Отчасти причина этого в том, что настоящие Перемены чаще всего прорастают постепенно, органично, естественно. Их начало мгновенно, но развитие плавно.
Как ребенок зачинается во чреве матери в одночасье, но растет десять месяцев. Как рождается он в одночасье, но растет потом ещё и ещё много лет, и его жизнь имеет неисчислимые последствия, если он оставит после себя детей. От наших далеких предков не осталось на земле ничего, ни следа - кроме нас. Мы - не только главный, но и единственный плод их материальной деятельности, как и наши дети - главное деяние нашей жизни, по меньшей мере в материальном плане нашего бытия. Так и рождение, земная жизнь и воскресение Христа проросли бесчисленными семенами, оставили в истории человечества такой след, который не могут не замечать даже и противники христианства, старающиеся этого не замечать.
Главные перемены как правило остаются в тени, а на поверхности обозначаются лишь их второстепенные, пусть не самые важные, но зато самые кричащие знаки. Самый очевидный, самый явный след Христа в человеческой истории - это Европейская цивилизация, невиданная и несравнимая ни с чем по своему масштабу, глубине, размаху и высоте. Она выросла из соединения Римской Империи с семенем Христа - христианской Церковью. Римская цивилизация сама по себе была величественным образованием, но она не оставила бы на земле и следа подобно другим древним и великим цивилизациям, если бы не сумела воспринять и усвоить христианство.
К востоку от самых восточных провинций Рима находилась другая, не менее величественная империя - Персидская. Противостояние двух цивилизаций длилось более тысячи лет, что доказывает их равномощность и равную жизненную силу. И что же? Что осталось сегодня от Персии? Грубо говоря, ничего. Древняя Персия была сметена мусульманским нашествием и сделалась одной из окраин мира Ислама, не оставив в его культуре и философии почти никакого следа. Но оплодотворенный христианством Рим не исчез, не погиб под нашествием варваров. Напротив, он удивительным и даже чудовищным образом сумел цивилизовать этих варваров и мало-помалу сделал их своими потомками и культурными преемниками. А как именно это произошло? Через влияние христианской Церкви, которая мало-помалу окультурила этих варваров, воспитала их и поставила на ноги. Которая дала им историческую память и понятие об исторической преемственности, без которого Рим был бы так же забыт, как были забыты до него другие подобные ему.
Европейская цивилизация - вовсе не главное следствие пришествия Христа. Просто это следствие самое явное, лежащее на поверхности, понятное даже ребенку с его наглядно-образным материалистическим мышлением. А именно таково мышление большинства людей, потомков вчерашних крестьян и ремесленников. Но Апостол учит нас "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними", и надо нам мало-помалу стараться возвысить ум от земного к небесному, от материального к духовному, а от духовного к Божественному. Обращение к Богу не случайно действует всегда именно таким образом, возводя человеческий ум от частной проблемы к общему принципу, и в конечном итоге - к Причине всего.