Монах и бес

Nov 22, 2016 20:43

image Click to view


"Монах и бес" - новый фильм Николая Досталя, недавно (08.09.2016) появившийся экранах. Один из моих православных друзей назвал его "идеальным православным фильмом". Этот "кто-то", во-первых, церковный человек, а во-вторых, профессионал в этой области (великолепные "Необыкновенное путешествие Серафимы" - вполне достаточное доказательство сему), так ( Read more... )

толкования

Leave a comment

Продолжение palaman November 22 2016, 18:56:01 UTC

Старец спросил: "Почему же Господь Бог не объявил мне истины?" Ангел отвечал: "Не смущайся. Домостроительство спасения требовало того для пользы грешников, дабы открыто было неизреченное человеколюбие Божие и то, что Бог никого из приближающихся к Нему не отвергает от Себя, хотя бы пришел диавол или сам сатана, или кто другой из числа сих погибельных. А вместе - дабы некоторым образом открылось и непреклонное отчаяние демонов. Итак, когда опять придет к тебе искуситель, ты не тотчас обличи его, но сначала скажи ему: знай, что Человеколюбивый Бог никого из приходящих к Нему никогда и ни за что не отвращается, и возвестил, что ты можешь быть принят, если исполнишь то, что я прикажу тебе. Когда же он, услышав сие, спросит, в чем состоит приказание, отвечай ему: так заповедал тебе Бог: знаю тебя, кто ты, и откуда пришел искусить Меня. Ты - древнее зло, ты - гордыня неприступная; как же можешь принести достойное покаяние? Впрочем, чтобы ты не имел никакого предлога к извинению в день суда, слушай, как должен ты начать покаяние. Господь говорит: пробудь три года на одном месте, не сходя с него; днем и ночью, обратившись к востоку, говори: Господи! помилуй меня - древнее зло. И еще по сто раз говори громко так: помилуй меня, омраченную прелесть. Скажи ему: когда выполнишь сие с должным смирением, тогда сопричислен будешь Ангелам Божиим. Если согласишься это сделать, прими его в покаяние. Но знай, что древнее зло не делается новым добром. И что напоследок случится, запиши, дабы желающие раскаяться не отчаивались. Пусть из сего опыта твердо уверятся люди, что никогда не должно скоро отчаиваться в спасении своем".

Сказав сие, Ангел Божий вознесся на небо. На другой день рано поутру приходит диавол и начинает издалека показывать вид плачущего человека и просить милости старца. Но старец сразу не обличил его замысла, а только в сердце своем говорил: в худой час ты пришел, хищник диавол, ядовитый скорпион, древнее зло, тиран, чудовище! Потом говорит ему: "Знай, что я просил Бога, как обещался. Бог приемлет тебя в покаяние, если только выполнишь то, что Он приказал тебе, как Сильный и Вседержавный". Демон спрашивает: "Что же Он приказал мне?" Старец отвечал: "Приказал, чтобы ты простоял на одном месте три года, днем и ночью громогласно произнося по сто раз таковые слова: Боже! умилостивись над моим окаянством. И опять подобным же образом по сто раз: Боже! помилуй меня - древнее зло. И еще в третий раз: Боже! спаси меня, омраченного и проклятого. Если сие сделаешь, Бог примет твое покаяние и причислит тебя, как и прежде, к Ангелам Своим".

Демон Зерефер много смеялся на сии слова старца и сказал ему: "Если бы я хотел назвать себя окаянством и древним злом, и омраченным прелестью, и темным, и проклятым, то я позаботился бы это сделать еще с самого начала и спасся бы немедленно. Но теперь я назову себя древним злом? Нет - невозможно. Ибо теперь я покрыт славою. Все служат мне, боятся и трепещут меня. И теперь-то я назову себя окаянством и прелестью, и древним злом? Нет, старик, нет. Чтобы я, господствующий над всеми грешниками, сделался непотребным рабом, смиренно раскаивающимся? Нет, старик, нет". Сказав сие, нечистый демон с воплем исчез. Старец, видев то, встал на молитву, говоря: "Поистине, справедливо сказал Ангел, что древнее зло не делается новым добром".

Reply

Re: Продолжение medved_kuznets November 22 2016, 19:11:34 UTC
ну это же совсем другая история и о другом (о тех, у кого были силы не каяться и было полно энергии на гордыню). К тому же Господь ясно говорит, что примет и покаявшегося беса.
Ну и самое главное то в фильме - не в бесе, а в людях - к людям любовь надобно иметь такую, это ж метафора: Нельзя относиться к человеку так, как к бесу, который этим человеком "пытается управлять"

Reply

Re: Продолжение palaman November 22 2016, 19:15:36 UTC
> Господь ясно говорит, что примет и покаявшегося беса.

А также ясно говорит, что бес не желает каяться и не будет каяться. Следовательно, в этом фильме содержится очевидно ложная информация.

> главное то в фильме - не в бесе, а в людях - к людям любовь надобно иметь такую

И кто же в фильме являет пример такой любви к людям?

Reply

Re: Продолжение medved_kuznets November 22 2016, 19:18:04 UTC
пример любви - да монах и являет. Это метафора, это бес, - это все окружающие нас люди, которых мы по жестокосердию воображаем "бесами, которые ни покаяться ни измениться не могут"

Reply

Re: Продолжение palaman November 22 2016, 19:21:30 UTC
> пример любви - да монах и являет

Пример любви к людям? Нет, этот монах самоотверженно любит беса.

> это бес, - это все окружающие нас люди, которых мы по жестокосердию воображаем "бесами, которые ни покаяться ни измениться не могут"

Наверное, такая метафора только для того и понятна, кто воображает окружающих нас людей бесами?

Лично для меня же такое толкование непонятно и неубедительно: с чего бы это вдруг бес изображал в этом фильме "окружающих меня людей"?

Явная натяжка!

Reply

Re: Продолжение medved_kuznets November 22 2016, 19:32:40 UTC
Вы наверное в прекрасном месте живете, если для вас это натяжка. Не все как вы могут видеть отдельно беса и человека "в одном человеке", очень многие отождествляют то, что видят с самим человеком, а поскольку за многие поступки бес отвечает, то и человек с ним автоматически ассоциируется. В фильме это очень хорошо показано, когда монах (а точнее бес за него) сыпал прибаутками. Мне очень интересно было смотреть фильм сразу (в тот же день) после прочтения "Короля и каролинки" - сравнить как люди одну тему по-разному описывают: интересно, в фильме мы видим героя то Вашими глазами (т.е. отдельно человека и беса), то обычным взглядом (не различая их явно, а только догадываясь)

Reply

Re: Продолжение palaman November 22 2016, 19:36:19 UTC
Хорошо, но любовь монаха-то к людям выглядит в этом контексте очень уж странно: как любовь к "самому себе", выходит что. К той "части себя", которая ответственна за беснование, за шутки-прибаутки и необыкновенную эффективность в исполнении послушаний.

Reply

Re: Продолжение medved_kuznets November 22 2016, 19:41:43 UTC
Мне кажется, что как раз к другой части человека. Монах как бы понимая, что раз в нем самом и бес живет, допускает, что и в бесе может где-то глубоко "человек" живет. А раз в фильме бес в человеческом облике показан, то это ясная для нас метафора - что в каждом человека, как бы он себя ни вел - есть то, что Божье.

Reply

Re: Продолжение palaman November 22 2016, 19:50:45 UTC
"Бесы - они тоже люди"

Понятно. Ну, что тут сказать?
Скажу, что это опасное заблуждение.

И если Вы правы - если на каком-то глубоком уровне это заблуждение неизбежно в том случае, когда беса играет артист, человек - тогда лучше не надо артистам играть бесов, по крайней мере в православных фильмах.
Хотя вот у Басилашвилли неплохой Воланд получился. Такой, как бы это сказать, негуманоидный.


Имеет вид человека, но не человек. Хорошо сыграл! Наверное, Ахеджакова тоже смогла бы.

Reply

Re: Продолжение medved_kuznets November 23 2016, 08:31:56 UTC
я согласен, что людям лучше не играть бесов. Вообще не стал смотреть этот фильм как раз после того, как увидел кадры с Басилашвилли. Также как перестал смотреть на эксперименты с демонами Врубеля. Очень это страшно, ибо и правда - не человек.
Мне вообще кажется ,что не про нас - пытаться "загипнотизировать бесов", и, кстати, в фильме это тоже указано - не мог сам монах этого сделать - последняя надежда его была - на Господа (что собственно в Храме и случилось).

Reply

Re: Продолжение palaman November 22 2016, 19:54:12 UTC
> в каждом человека, как бы он себя ни вел - есть то, что Божье.

А есть ли это в бесе? Если хорошо подумать, то - да! См. Как загипнотизировать дьявола

Reply

Re: Продолжение medved_kuznets November 23 2016, 08:24:58 UTC
Сперва замечу, что я бы сам не стал говорить "бесы - они тоже люди", ибо и ангелы - не люди. Но то, что Вы увидели, этот механизм (о том, как загипнотизировать дьявола) - да, я именно об этом. Но я в первую очередь думал о применении этого принципа к людям. Вы же, в силу своих способностей, можете продвинуться в понимании дальше, распространив принцип на бестелесных. Вот, кстати, как раз в фильме этот момент очень хорошо показан: когда Монах выходит из Храма Гроба Господня, неся на руках как бы младенца - то истинное, что оставалось, быть может, в Легиоше, и что было наконец открыто (пусть и против его воли) приближением к Богу, срыванием наносного (пусть и древнего) зла. Это и нам даёт понимание и шанс, что если уж древнее зло может обратиться (пусть и в исключительных случаях), то уж тем более и сами мы и наши ближние должны идти по этой дороге. И если Господь не отвергает обессилевшего беса, давая ему возможность нащупать истинного себя (т.е. заново открыть внутри себя и Бога и Любовь), то уж тем более не нам отвергать ближних.
Короче говоря, не нужно отождествлять грех и грешника.

Reply


Leave a comment

Up