Грех и обожение: парадоксальное единство противоположностей

Aug 19, 2016 04:32

Об этом надо бы написать специально, но бес попутал меня увлечься политикой, так что не остается времени и сил, чтобы писать на темы более важные и глубокие. Потому воспользуюсь случаем и вынесу сюда диалог из Facebook, поводом к которому стала цитата из прп. Иоанна Кассиана Римлянина:

Доказательством того, что грехи прощены, служит то, что из наших сердец истребляется и расположение к ним.

Sergei Kopeikin Грехи прощаются в момент раскаяния! Бог не гарантирует что человек не согрешит вновь. Если в сердце нет греха, то это не означает что грехи отпущены. Просто человек стал импотентом, и потерял двигательное начало, которое может быть как разрушительным так и созидательным.




Maksim Soloĥin Христос не был импотентом ни в каком смысле, просто в Нем не было даже начатков греха. Грех не является частью естества! И для исцеления от греха нет нужды становиться "импотентом", достаточно очистить сердце. Но чистое сердце человек может при желании снова осквернить, как это случилось, например, с Адамом. Впрочем, бывает и более высокое состояние, когда человек, по слову Писания, "уже не может согрешить", потому что в него вселился Бог, он стал Богом по благодати. Собственно, ради возможности этого состояния нам и дается свободная воля, в которой таится как возможность греха, так и возможность обожения. Грех - это извращенное обожение. Обожение - это сверхчеловеческая способность, и обоженный человек содействием Бога действует за пределами своего естества. Так и грешник действует за пределами своего естества, будучи ложно "обожен" дьяволом. Все мы, грешники, "обоженные" люди (уподобившиеся языческим божествам, отпавшим от Бога духам). И чтобы достичь подлинного обожения (уподобиться ангелам и Самому Христу), надо вначале вернуться к первоначальной естественной чистоте сердца.




Sergei Kopeikin Но мы-то говорим о человеке. А грех в человека проникает через страсти. Полностью очистить сердце не может никто из людей. Если этого ожидать, и полагать, что только тогда грехи простятся, когда сердце полностью от греха очиститься, то тогда мы все обречены на вечное ожидание, и нет успокоения, ибо прощения нет. Нет также и критерия полного очищения сердца от греха, ибо кто же судья в таком вопросе. Кто дерзнет сказать, что его сердце полностью очищено от греха?




Maksim Soloĥin
> мы-то говорим о человеке

А Христос - человек. Просто Он обоженный человек, причем это единственный в истории человек, обоженный с самого момента зачатия.

> грех в человека проникает через страсти

Нет, в точности наоборот, если речь идет о греховных страстях. Страсть - это грех, ставший привычным, как бы смешавшийся с естеством. Другое дело страсти естественные: они являются следствием греха предков и действительно смешались с естеством.
>Полностью очистить сердце не может никто из людей.

Если так, то и Богородица была нечиста. Но это ересь, и в действительности Богородица была свята и непорочна.
> Нет также и критерия полного очищения сердца от греха, ибо кто же судья в таком вопросе. Кто дерзнет сказать, что его сердце полностью очищено от греха?

Не так учит Варсанофий Великий. Признаком чистоты сердца, говорит он, является непрестанная молитва. Кто достиг этого состояния (непрестанной внутренней молитвы), тот имеет чистое сердце и освободился от греха. Другое дело, что это ещё не обожение, а всего лишь чистота сердца, которая может быть и утрачена по нерадению, как это случилось с самим Адамом, который даже и естественных страстей-то не имел.
А обоженный человек полностью свободен от греха, и если он умирает (как это случилось с Богородицей), то лишь по своей воле, ради желания во всем следовать за Христом.
Previous post Next post
Up