Вы пишете очень интересные вещи, спасибо огромное!
С практической точки зрения хотелось бы отметить, что в исторических материалах очень часто можно встретить сведения об искренней религиозности монархов и аристократов. Католическая и православная вера, таким образом, являются ШКОЛОЙ, воспитывающей человека власти, максимально расширяющей круг людей, способных войти во властные группировки.
Ведь мы с вами видим, что власть - не для всех, не всем комфортна и привычна идея служения какому-либо господину. Более того, во всем мире широко распространен культ независимости и индивидуальности. Я встречал довольно много людей, которые занялись бизнесом, не имея к тому ни малейшего таланта только потому, что им было тошно даже просто "работать на дядю". Что уж говорить о готовности "верно служить дяде"!
Католическая и православная религии с детства воспитывают в человеке готовность служить. С одной стороны, при этом может подавляться инициатива и индивидуальность человека. С другой стороны, из общества выгребаются мелкой гребенкой все, кто способен к членству во властной сети.
Тотальность распространения этих религий в Европе с 10 по 18 век говорит о том, что в этот период в европейском обществе существовал жесточайший дефицит людей власти, и церкви выгребали из населения всех, кто хоть как-то способен к служению или службе. Начиная с 19 века эта потребность начала резко снижаться, что связано, безусловно, с развитием коммуникаций и технологий управления.
Дело в том, что, на мой взгляд, власть МОЖЕТ выполнять задачи управления, но делает это ПЛОХО. В 18-19 веках начало происходить отделение управления от власти, что выразилось в формировании социального слоя чиновников. Чтобы работать в сфере управления уже не нужно иметь психологию человека власти. Количество чиновников начало расти, а количество людей власти - сокращаться. В результате потребность в воспитании властной психологии у населения сократилась, и в обществе распространился атеизм. Для обучения же существенно меньшего количества людей психологии власти, возможно, стали применяться другие социальные технологии (например, закрытые частные школы, где детей именно что учат подчинению), религия и церковь стали слишком затратны.
Обратите внимание, что все мировые религии учат послушанию, но в случае буддизма есть важное отличие. Буддизм учит послушанию, но он не обучает пониманию властной иерархии. Вероятно поэтому этот "баг" на определенном этапе потребовал патча в виде конфуцианства, которое именно что посвящено иерархичности и отношениям вассалов и сюзеренов. Только делает это не при помощи метафорических образов, как у христиан, а прямо в в виде четких инструкций.
В случае же протестантства была проделана обратная операция - из христианского учения извлекли понятия об иерархичности власти (вероятно, это знание ушло в элитные учебные заведения и особые культы, типа "Черепов" или "Богемской долины"), а для населения осталась идея послушания воле Бога.
С практической точки зрения хотелось бы отметить, что в исторических материалах очень часто можно встретить сведения об искренней религиозности монархов и аристократов. Католическая и православная вера, таким образом, являются ШКОЛОЙ, воспитывающей человека власти, максимально расширяющей круг людей, способных войти во властные группировки.
Ведь мы с вами видим, что власть - не для всех, не всем комфортна и привычна идея служения какому-либо господину. Более того, во всем мире широко распространен культ независимости и индивидуальности. Я встречал довольно много людей, которые занялись бизнесом, не имея к тому ни малейшего таланта только потому, что им было тошно даже просто "работать на дядю". Что уж говорить о готовности "верно служить дяде"!
Католическая и православная религии с детства воспитывают в человеке готовность служить. С одной стороны, при этом может подавляться инициатива и индивидуальность человека. С другой стороны, из общества выгребаются мелкой гребенкой все, кто способен к членству во властной сети.
Тотальность распространения этих религий в Европе с 10 по 18 век говорит о том, что в этот период в европейском обществе существовал жесточайший дефицит людей власти, и церкви выгребали из населения всех, кто хоть как-то способен к служению или службе. Начиная с 19 века эта потребность начала резко снижаться, что связано, безусловно, с развитием коммуникаций и технологий управления.
Дело в том, что, на мой взгляд, власть МОЖЕТ выполнять задачи управления, но делает это ПЛОХО. В 18-19 веках начало происходить отделение управления от власти, что выразилось в формировании социального слоя чиновников. Чтобы работать в сфере управления уже не нужно иметь психологию человека власти. Количество чиновников начало расти, а количество людей власти - сокращаться. В результате потребность в воспитании властной психологии у населения сократилась, и в обществе распространился атеизм. Для обучения же существенно меньшего количества людей психологии власти, возможно, стали применяться другие социальные технологии (например, закрытые частные школы, где детей именно что учат подчинению), религия и церковь стали слишком затратны.
Обратите внимание, что все мировые религии учат послушанию, но в случае буддизма есть важное отличие. Буддизм учит послушанию, но он не обучает пониманию властной иерархии. Вероятно поэтому этот "баг" на определенном этапе потребовал патча в виде конфуцианства, которое именно что посвящено иерархичности и отношениям вассалов и сюзеренов. Только делает это не при помощи метафорических образов, как у христиан, а прямо в в виде четких инструкций.
В случае же протестантства была проделана обратная операция - из христианского учения извлекли понятия об иерархичности власти (вероятно, это знание ушло в элитные учебные заведения и особые культы, типа "Черепов" или "Богемской долины"), а для населения осталась идея послушания воле Бога.
Reply
Leave a comment