Эта заметка относится к циклу "Теория Власти".
Читайте
Оглавление циклаНовая хорошая теория подобна свету, яркому свету в темной комнате: в первые мгновения она слепит. И лишь спустя некоторое время начинаешь различать детали и осознавать, что, собственно, происходит
(
Read more... )
«Лестница в небо» привела меня в восторг и ослепила на мгновение. Вдруг разом стало ясно, что же такое Власть и в чем суть её механизма…
Основа, «атом» Власти - это особые отношения двух людей, отношения личной преданности и ответного покровительства. Личные, сугубо личные отношения, отношения вассала и сюзерена.
Юрий Мухин, 1995 г. «Наука управлять людьми. Изложение для каждого»:
…Автор просит читателей вдуматься в понятие «Дело», потому что оно является основой всех остальных рассуждении и выводов книги. Остерегитесь считать это понятие слишком простым, нудным, малополезным, как многие считают лишним размышлять над понятием «власть». И здесь ведь многим кажется, что им все ясно ( ... )
Reply
Щеглов с Хазиным с этого начинают. Это отнюдь не финал книги, а отправная точка их рассуждений. ("К власти рвутся бандой")
Немудрено, что это многие открыли, ведь это сама реальность, механизм социального бытия.
Впрочем, в вышеприведенном рассуждении Мухина нет той ясности и четкости, которая есть у Хазина с Щегловым. Например, он смешивает Власть и подвластных. Между тем, это разные вещи! Подвластный человек совершенно необязательно повинуется добровольно, и вовсе не он обеспечивает механизм власти. Суть вопроса в том, почему вассал повинуется сюзерену. Оба - люди власти, но именно взаимная согласованность их действий делает их страшными для остальных людей. Именно ИХ отношения добровольны и сугубо добровольны. Они и есть Власть, а вовсе не прочие подчиняющиеся им граждане.
Reply
Ну, у Мухина это во многих местах есть, щас уже и не вспомню все. Вот, например, такой отрывок, из чего можно увидеть каким образом возникает власть и происходит подчинение, насколько оно добровольно или нет:
…Начиная от времен революции, очень злобным и подлым политическим противником Сталина был Троцкий, один из тогдашних вождей коммунистов России. Когда уже в эмиграции он писал свои воспоминания, у него возникла необходимость объяснить, как так случилось, что он, враг Сталина, сам способствовал назначению того на пост генерального секретаря. Троцкий признался: «…только потому, что пост секретаря в тогдашних условиях имел совершенно подчиненное значениеНи Троцкому, ни Ленину, наверное, и самому Сталину не приходило в голову, что если партия берется контролировать госаппарат, то в этом случае не технический руководитель госаппарата - глава страны, а технический руководитель партии становится главой страны ( ... )
Reply
Будь этому документальное подтверждение, было бы любопытно ознакомиться.
Ибо по жизни мы наблюдаем - начиная с самых примитивных школьно-дворовых группировок - что шестерки охотно подчиняются полным идиотам и хвостом бегают за безмозглыми курицами, одаренными тупо природным гонором, оказывающим на на определенную часть популяции гипнотическое воздействие. Этология дает куда более прозаические ответы, чем вычурные теории таинственного "аристократизма".
Reply
Да, сюзерен может быть (и часто бывает) глупым, но глупый сюзерен неизбежно проигрывает в борьбе с другим, умным сюзереном.
Потому что ум для человека Власти гораздо более важное качество, чем способность подчинять своей воле.
Другая сторона дела - это ведь совсем не одно и то же, подчинить своей воле обычного человека и подчинить своей воле другого сюзерена, который сам имеет вассалов. Тут уже простой этологией не обойдешься.
А значит, примитивные тупые мордовороты и "гипнотизеры" высоко по этажам власти не подымаются. Это "сержанты", а не "офицеры".
Reply
Элементарный пример: начальник НИИ - дуб-дубом (случаем с министром в одной песочнице играли); все против назначенца, никаких преданных кадров с собой и что? Поворчат и один за другим подчинятся. Самые возмущенные уйдут. И без этологии и без аристократии. Силой сложившейся системы.
Reply
Это верно. Но важнее обратная задача: может ли появляться власть над данным человеком вопреки его воле? или власть над нами ВСЕГДА добровольна, всегда есть результат нашего собственного выбора?
Reply
Reply
Leave a comment