Этот текст - продолжение цикла
Опыты глубинной психологии Главная ошибка
Тогда я не понимал всего этого. И недоумевал. Для чего тогда игра, для чего вся эта фантасмагория? Положим, мое "я" - это лишь маска истинного Я. Если Я, бессознательное мое Я, изначально все понимаю, то для чего Я столько лет изображал непонимание? И изображал Я настолько самозабвенно, что я, сознательное "я", на самом деле не понимал? Вполне сознательно вопрошал я ВСЕХ окружающих - благо, все всё понимали и были готовы дать ответ - но понимали бессознательно, и ответ давали только намеком. Я мог подойти к первому встречному и спросить без обиняков:
- А зачем все это? Зачем притворяться? Какой смысл?
Актер мастерски изображал испуг и негодование, но вместе с тем давал вполне ясный ответ:
- Ты что, парень, свихнулся? Знаешь, так молчи.
Это говорили все как один, разными способами, на разные лады. В общем, я понимал смысл ответа. Я должен был со временем постичь смысл этой общей игры, пока поддерживая ее без понимания, "за послушание". Чтобы постичь смысл игры, надо было притворяться, будто я ничего не понимаю. Как "все" притворяются.
Было мне ясно, что со мной случилось нечто экстраординарное. Обычно актер играет настолько хорошо, что сознательное "я" даже не подозревает, что оно является лишь маской. (На самом-то деле, напомню, "я" вовсе не является маской!) А моё бессознательное Я вдруг перестало так притворяться. В мой сознательный ум вошла какая-то часть "истины". (На самом деле - перевертыш!) Мне открылось, что я - это не весь Я, а только маска своего истинного Я.
У других я видел их Я со стороны, а у себя - не видел. (Со стороны виднее, это правда.) Но мне недоставало полноты, полного слияния я с Я. Вот мне и обещали восполнить недостающее, если я буду "знать и молчать". Если до тех пор я думал, что живу всерьез, то теперь я должен был, как и все бессознательные Я, сознательно изображать, будто живу всерьез. Я должен был таким образом проявить лояльность к своим "учителям", бесам, которые, насколько я мог видеть, живут в каждом из окружающих, а значит, и во мне самом, в собственном моём бессознательном.
Вот какая мне предлагалась программа: притворяться обычным непонимающим человеком. С позволения сказать, "контролируемая глупость". Поддерживая эту игру, я должен был со временем постичь ее смысл.
Ясно было, что уже и полученный кусок знания мог дать мне огромные преимущества в обыденной жизни. Свободно "видя" и вступая в раппорт с каждым из окружающих, я имел бы большие возможности манипулирования их сознанием. Их бессознательное было бы на моей стороне; от меня требовалась только внешняя лояльность. Я ее, как видите, не проявил. Выдал все секреты! И секреты-то оказались липовые. Мудрость тысячелетий, понимаешь.
Интересно отметить, что я был не одинок. Обнаружилось, что некоторые - немногие, очень немногие - из окружающих, как и я, понимали происходящее на сознательном уровне. На ВИД, в моем ВИДЕНИИ, они почти не отличались от прочих человеков, только играли с некоторой ленцой - так, для вида, без огонька. На мои странные (точки зрения обыденной реальности) вопросы они отвечали без обиняков, кратко и по существу, не кривляясь. Это были маги: колдуны и ведьмы. Они привычно маскировались перед прочими человеками, но не передо мной. Это была тогда большая поддержка (меня поддерживали в моем заблуждении). Ясно было, что им-то я и должен подражать. Играть свою социальную роль тихо, с ленцой, позволяя себе некоторые вольности и необязательности. Позволяя себе с юмором слегка намекнуть обычному человеку ("маглу") на страшную реальность. То есть, просто заговорить с ним напрямую, как с магом. Особо можно было не маскироваться: "маглы" страшно пугаются информации этого рода и охотно закрывают глаза на любые "проколы", если только не слишком дерзить.
Эта терминология - "маги" и "маглы" - заимствована мной из книг про Гарри Поттера. Тогда эти книги еще не были написаны, и я называл это по-своему. А термины удачные. Только там мир магов - это как бы параллельный мир, куда не дано попасть маглам. А у меня выходило, мир магов - это та же самая реальность, только вывернутая наизнанку. Все "маглы", как казалось мне, являются магами, только притворяются маглами, в отличие от собственно магов, по принципу "глухой несознанки".
Собственно маг не станет кривляться, притворяясь маглом, когда имеет дело с магом. Какой смысл?
А собственно магл ни за что не расстанется со своей маской. Но это его добровольный выбор, казалось мне, и его надо уважать. Но я не уважал, и мне крепко вломили!
Теперь, спустя 15 лет, я понимаю, что это было безумие, настоящая шизофрения, от которой обычно не выздоравливают. Боюсь, некоторые читатели, дойдя до таких откровений, поставят мне диагноз, и не станут читать дальше.
Но ведь и вправду, во всякой лжи есть доля истины. Чистая ложь невозможна, это насилие над языком. Любая ложь - это смесь правды и лжи.
Проблеск истины тут был в том, ЧТО я, собственно говоря, видел: я видел ДВЕ личности, ДВА УМА в каждом человеке. То есть, я видел то же, что всякий сильный гипнотизер. Но гипнотизер не становится от этого шизофреником, потому что имеет интерпретацию, согласованную с его социальной ролью. Я не имел.
А моя интерпретация виденного была бредовой!.. Самая большая ошибка - что поверил, будто сознательное "я", собственно человеческий ум, является фикцией, маской. Вторая ошибка - что поверил, будто бесы-актеры являются тем, что по-настоящему ценно в человеке. Но тут и египтяне промахнулись. На самом деле как раз наоборот: сознательное "я" - это ум, законный хозяин души человека, а египетское Я, ИЗОБРАЖАЮЩЕЕ себя законным хозяином, паразитирует на человеке, подобно вирусу. (Но, в отличие от вируса, не погибает со смертью хозяина, а ищет нового.)
Беда в том, что изображают они очень убедительно. Очень! Вот и мессалиан надули, как и меня. Только египтяне просекли, что это "внутреннее" Я привходит извне. Как они до это дошли - не представляю. Может быть, им Авраам подсказал?
Именно с этим-то египетским Я и устанавливает РАППОРТ гипнотизер.
Итак, разобраться в ВИДЕНИИ далеко не каждому дано. Если кто влезет в эти дела, заранее знай, что тебя непременно обведут вокруг пальца. И потом придется много лет разбираться, что к чему.
Но разобраться можно только при помощи настоящего Откровения!
Как я выбрался оттуда. Церковь глазами "видящих"
Дойти до этого своим умом невозможно. Влезть в мадитацию нетрудно, а вот разобратся в том, что видишь - практически невозможно. Сам из себя человек никогда не дойдет до Истины. Он может дойти до поклонения бессознательному (как Египтяне) или до обожествления собственного ума (как индусы), но никогда не додумается до Бога Истины. Если кто додумался до Бога Истины - это была "СИНЕРГИЯ", это было действие Самого этого Бога. Потому что по сути Он - за пределами всякой мысли и всякого слова. Потому слово о Нем и мысль о Нем - это чудо. Это Его собственное действие, вторжение Его в реальность.
Лично для меня суть поисходящего начала проясняться только тогда, когда я начал жить церковной жизнью. Никогда бы я самостоятельно не дошел не только до "СИНЕРГИИ" (до синергии по определению нельзя дойти самостоятельно), но даже до осознания того факта, что бессознательное в человеке не изначально, что у младенца его нет! Мне оно, повторюсь, казалось истинной природой самого человека. Я был бы готов стать мессалианином, но никак не православным. То, что я стал православным - это чудо, дар Благодати. Это было совершено со мной при моем усилии, СИНЕРГИЙНО, не автоматически. Но сам из себя, без чуда, я бы до этого не дошел.
Прежде всего, придя в Церковь, я с огромным удивлением обнаружил, что бессознательное во мне и во всех окружающих активно противится Богослужению. ВРАЖДЕБНОСТЬ БЫЛА НАСТОЛЬКО ОТЧЕТЛИВОЙ, ЧТО ПОНАЧАЛУ ПРОСТО ОГЛУШАЛА МЕНЯ. Я привык доверять его советам, но в данном случае его реакция означала только одно: беги отсюда, братец! Беги как можно скорее, и не оглядывайся! Но я более поверил Церкви, чем бессознательному. Я просто послушался - вот тут и была СИНЕРГИЯ. Я жил в Церкви, но по привычке "видел". Наблюдая за людьми, входившими в храм, я видел (и вижу), что бессознательно они сжимаются от страха, они подавлены. На более поверхностном уровне это может (бессознательно же!) маскироваться как развязность, но внутри таится ужас. Это очень определенный феномен.
Во время любого священнодействия бессознательное притворяется развязным, храбрится. Отсюда происходит привычное неблагоговение, которым страдают многие церковные люди. Бессознательное ведет себя как человек, который идет по лесу и громко поёт, чтобы заглушить собственный страх. А в сознании это проявляется в том, например, что человек начинает в храме вести себя по-хозяйски. Парадокс, но это происходит от бессознательного страха перед настоящим Хозяином храма.
А бессознательное другого человека, приходящего в храм, сразу цепляется за эту соломинку: вот эта бабулька и есть хозяин в храме! Она знает как надо. А бабулька говорит: ты что в таком виде в храм приперся?! И бессознательное с облегчением выскакивает из храма!
В храме происходит явная диссоциация, расщепление сознательного и бессознательного. Потому что когда власть полностью в руках бессознательного, то что ему вообще делать в храме?!
Встает законный вопрос: для чего люди вообще приходят в Церковь, если их истинная сущность - в бессознательном? Если бы сознательное "я" было только маской бессознательного, Церковь была бы невозможна. Соответственно, разгул "бессознательного" всегда сопряжен с подавлением Церкви. А усиление Церкви - с подавлением "бессознательного".
Именно в Церкви я начал понимать, что глубинное Я - не хозяин души, а вирус.
Для меня нет ничего удивительного в том, что к Православию очень напряженно относится известная часть средств массовой информации, религиозных людей, психологов и политиков. Они просто чутко относятся к показаниям своих внутренних "датчиков". Выискивание пороков и недостатков в церковной жизни, в среде священства и иерархии - это совершенно понятная защитная реакция, попытка оправдать, рационализировать свой страх, иррациональный страх перед Православием, являющийся не случайной, а закономерной реакцией бессознательного на Православие. В каком-то смысле, позиция этих людей ближе к мудрости, чем позиция того, что хозяйничает в храме. Они БОЯТСЯ, а "начало Премудрости - страх Господень"!
Если вдуматься, вообще странно, как эта религия, вызывающая такое резкое отторжение со стороны "глубинной психологии", смогла дожить аж до наших дней. Если вдуматься глубже, если участь превосходство демонической мудрости "бессознательного" в сравнении с ограниченностью человеческого ума, то вывод один: Церкви не может быть, не должно её быть!
А ведь я ТОГДА принимал "бессознательное" за самую сердцевину человеческой души! И вот это-то сердцевина решительно не принимала Церкви!
Это открытие меня ошеломило. На какое-то время, на несколько лет, я просто "отключил" восприятие этой неприятной информации, потому что не мог ее переработать. Доверившись авторитету Церкви, я просто решил, что что-то тут не то, что "бессознательное" врёт, - и не стал прислушиваться к его показаниям. Между тем, мне было не так легко отказаться от навыка "подсматривания" за бессознательным у окружающих, а также я не мог не видеть смысл моих собственных "ошибочных действий", снов и прочего, что обычно используется для контакта с собственным бессознательным. Окружающие советовали просто подавить эту обременительное оккультное дарование. Отчасти, я так и сделал. Но я чувствовал, что в ВИДЕНИИ есть какая-то глубокая истина, только не мог понять, как же совместить ее с Правдой Православия. Напомню, что в этот период я продолжал считать бессознательное имманентно присущим человеческой природе. У меня просто не было данных, не было слов, чтобы рассудить как-то иначе.
В конце концов оставалось одно из двух: либо прийти к выводу, что Православие глубоко чуждо, враждебно самой природе человека, либо же понять, УРАЗУМЕТЬ наконец, что бессознательное в человеке находится во власти иной, нечеловеческой силы, и эта сила глубоко враждебна Православию. Настоящим спасательным кругом для меня явилась книга архиепископа Антония Голынского-Михайловского "О молитве Иисусовой и Божественной благодати" (в своем I издании, 1999 года). Внезапно все встало на свои места! Да, в САМОЙ ГЛУБИНЕ МОЕГО СЕРДЦА обитает сила, враждебная Церкви! Но ЭТО не моя природная сила, а моя одержимость "злыми бесоподобными страстями". Обитает ОНО во мне не изначально, но вследствие моих грехов. И хотя мои грехи "автоматически" смыты водами Крещения, их ПОСЛЕДСТВИЯ - страсти - уничтожаются только моим усилием к СИНЕРГИИ, к Богослужению, к послушанию Его Божественной воле.
Как поразило меня открытие, что в период моего "черного озарения" я беседовал не с людьми, а с бесами, выдававшими себя за людей - оно меня поразило как удар тока!
Что гипноз - это контакт гипнотизера со злым духом, обитающим в сердце человека - это вначале показалось мне просто каким-то бредовым "фильмом ужасов", в реальность которого не хочется верить. Неужели наша психотерапия так глубоко заблудилась, что она лечит человека, пытаясь "договориться" с причиной его болезни? Зато после этого я в новом свете увидел Психоанализ, иначе открылась личность Фрейда, глубоко трагическая фигура прометеевского типа.
Коршун выклевал Фрейду не печень, а челюсть (Фрейд умер от рака челюсти). А его открытия были использованы теми силами, против которых он пытался бороться. Что "цензура" - это не автоматизм психики, а действие чужой, паразитической психики - до этого Фрейд никак не мог дойти. А для меня это было потрясение. Это было первое, что я сказал, начиная обретать дар слова после потрясения (заметка
Фрейд и Православие). В результате я пришел к пониманию того, почему наблюдаемая человеческая природа называется "падшей", в чем выражается ее "порабощенность греху", в чем отличие духовного пути Православия от путей иных религиозных систем.
Завершение первой части "Опытов"