Рабочая запись (может, кто что подскажет?)

May 11, 2015 14:01

Оглавление цикла, к которому относится эта "Рабочая запись"

Вот примерно что я делаю, пытаясь уяснить логику политических конфликтов данной эпохи. Я стараюсь разделить игроков политической сцены на минимальное количество команд (в идеале - на две команды!), исходя из таких принципов.

В каждый данный момент времени:
  1. Те, кто находятся в конфликте ( Read more... )

математика, конфликтология

Leave a comment

palmas1 May 11 2015, 17:27:48 UTC
Да, там есть ещё факторы. В XIII веке климат тёплый, в XIV начинается серьёзное похолодание. Продуктивность сельского хозяйства падает, появляется много лишнего народа, в том числе и знати. Воевать начинают просто за ресурсы и ради утилизации населения. Возможно, что чума прошлась по Европе в это время тоже из-за общего снижения уровня жизни. Эти вещи неплохо популяризовал А.Никонов в своей книжке "История отмороженных" (гораздо лучше многих других его книг).

С этим перекликается книга П. Турчина War and peace and war. Я её читал несколько лет назад, надо будет пересмотреть. Мне оттуда запомнились две идеи: Этносы, способные создавать империи, фопмируются на стыке двух "цивилизаций" и объяснение динамики войны и мира перепроизводством элиты. Когда элиты становится слишком много, она начинает нищать и начинаются войны, которые избыток элиты в конце-концов утидизируют. Турчин рассматривал столетнюю войну с этой точки зрения, и для него она была внутрифранцузской смутой, в которой утилизировали избыток знати. Когда численность упала, войну быстро прикрыли.

Может быть, эти два фактора смазывают картину?

Reply

palaman May 11 2015, 18:57:04 UTC
Вопрос о перенаселении - вообще страшный.

Дело в том, что люди в нормальных условиях (если их не убивать) размножаются как кролики.
Согласитесь, что рост населения в два раза за сто лет - это совсем не быстрый рост (ну, чуть больше двух достигающих зрелости детей на семью в среднем). Но два раза за век - это два в десятой за тысячу лет. То есть, в ТЫСЯЧУ раз за тысячу лет. В миллион раз за две тысячи лет. В миллиард - за три тысячи лет!

По логике вещей, люди давным-давно уже должны были заселить Планету. Ведь даже согласно Библии человечество появилось на земле не три тысячи лет назад, а семь с половиной тысяч лет назад. Ну, пусть даже шесть тысяч лет назад был потоп и все пришлось начать заново. Все равно. Ещё три тысячи лет назал люди должны были заселить до упора всю планету.

А уж про научную картину мира с её фантастически огромными сроками - я вообще молчу. Она просто несовместима со здравым смыслом, если не предполагать, что большие и малые "потопы" случались в прошлом регулярно.

То есть, факт тот, что люди время от времени должны были резко сокращать численность, а потом потихоньку (как кролики!) набирать её снова.

Наверное, всякого рода глады, моры, войны, катастрофы шли за человечеством по пятам и постоянно корректировали его численность в прошлом. То есть, это НОРМАЛЬНО. В этом смысле XIV век ничего особенного и нового не принес.

Reply

a_konst July 4 2018, 15:39:54 UTC
Вот Вы это всерьез, про потопы и сроки, несовместимые со здравым смыслом?
Численность людей всю дорогу, как минимум до начала 20 века, ограничивалась главным образом количеством еды, которую люди способны произвести имеющимися технологиями. Да, иногда были эпидемии и войны, локально и на некоторый срок сокращавшие отдельную популяцию, но после этого обычно довольно быстро (1-2 поколения) в этой местности численность снова выходила на предел.

Reply

a_konst July 4 2018, 15:44:11 UTC
Ну и , эта... двое детей на семью - это не в два раза за сто лет. Это гораздо меньше. Учитывая, что есть медицински бесплодные семьи, и проч... это прямо таки предел простого воспроизводства, когда население просто не сокращается.
В 2 раза за сто лет - это _в_среднем_ на семью (включая все семьи, в т. ч. бездетные!) 2,2 ребенка, не просто достигших зрелости, а заведших свою собственную семью.

Reply

palaman May 11 2015, 19:30:04 UTC
--- объяснение динамики войны и мира перепроизводством элиты. Когда элиты становится слишком много, она начинает нищать и начинаются войны

А что здесь подразумевается под "элитой"?

Reply

palmas1 May 12 2015, 04:03:57 UTC
Насколько я понял у Турчина, он называет этим словом тех, кто был noble, то есть землевладельцы, но не крестьяне. Одним словом, знать от короля до д'Артаньянов. Или те, кого в Англии называли gentry.

Далее некоторые цифры, в основном про Францию, и цитаты из Турчина в моём переводе.

У этих nobles в XIII и начале XIV века было в среднем 1.48 сыновей. "...скорость роста нобилей составляла 1.23, что повлекло увеличение их численности на 40% за первую половину 14 века". При этом нижняя часть населения голодала и вымирала.

"Фаза распада векового цикла не могла закончиться до тех пор, пока избыток нобилей не был удалён со сцены. Эта проблема была решена в течение первой половины 15 века - не сознательно, а как результат действия обезличенных общественных процессов. Число нобилей уменьшилось за счет увеличения смертности и нисходящей мобильности и уменьшения восходящей мобильности." "Величайшей катастрофой был Азенкур, где погибло около 10000 нобилей..." "Английский Король Генрих V был знаменит своими жестокостями. Самая известная - убийство пленных на поле Азенкура... Например, когда он взял замок Rougemont в Арманьяке, он повесил весь гарнизон. Тех, кто сумел убежать, поймали и утопили." "Во второй половине 14 века скорость роста нобилей резко упала до 0.82 и составила 0.87 в первой половине 15 века. Восстановилась она до 1.23 только после 1450 года." "Разрозненные данные показывают, что в начале 14 века нобилитет составлял от 1.3 до 3.4% населения, в зависимости от провинции. Сто пятьдесят лет позже нобили составляли от 1 до 1.6% населения. Поскольку население за это время уменьшилось вдвое, количество знати упало в 4 раза. Особенно это уменьшение заметно по знати средних рангов - за 150 лет их число упало с 5000-10000 до примерно 1000."

Reply

palaman May 12 2015, 09:52:07 UTC
Спасибо! Это действительно ценная информация.

Да, поскольку "аристократы" (так я называю "нобилей" от д'Артаньяна и выше) кормятся засчет прочего населения, то рост численности для них неизбежно означает обнищание. Естественно, уровень жизни ихней верхушки не падает - значит, усиливается разрыв между высшими и низшими "аристократами". И это не может не приводить к нарастанию общей социальной напряженности, что должно приводить или к войнам, или наоборот - ко всевозможным переворотам, революциям (или опять-таки даже гражданским войнам).
А это в свою очередь должно сокращать численность населения вообще и нобилей в частности, причем их численность должна сокращаться быстрее, так как они же воюют-то в основном!

Однако в плане глобальной политики эта два возможных исхода внутренней напряженности в данной политической системе - выход во внешнюю агрессию или же во внутреннюю междоусобицу - противоположны по значению.

Ведь победившая революция - это то же самое, что и проигранная война.

Результаты того и другого с точки зрения международной политики почти неразличимы.

И потому тот фактор, на который Вы указываете, играет лишь роль катализатора политических процессов, но не задает их направления.

Reply


Leave a comment

Up