(no subject)

May 28, 2011 16:46


****** правоверным  мусульманам религия запрещает фотографироваться. Из-за этого я не могу снять, как чемпион Киргизии по боксу тренируется у себя в комнате перед вечерним чтением намаза. Очень раздражает.


Недавно прочитала у Лема, что некоторые общественные устройства напоминают поглощающие (?) цепи Маркова, когда за некоторое число шагов ты попадаешь в определённое состояние, а дальше никак из него не выйдешь. А у Фридмана читала что-то о том, что во многом именно ислам мешает развиваться странам востока, потому что это очень консервативная религия. Имея очень консервативную религию в очень быстро меняющемся мире, люди вынуждены отрицать либо религию, либо мир.

Мне сложно оценить, насколько верны эти суждения, но они, по крайней мере, созвучны моим наблюдениям: в головах и в странах происходит сильная путаница из-за противоречий между традициями, тем, как должно быть, и тем, что люди видят вокруг. Знакомый неглупый и приятный таджик рассказывал, что одна его сестра хочет учиться на врача, и даже родители не против, но он сказал "нет, учиться она не будет" -  и она не будет. Его вторую сестру забрали из школы в 14 лет (т.е. она недоучилась), потому что девочка уже взрослая, а класс смешанный, девочки с мальчиками, как бы чего не вышло. Пусть лучше сидит дома, шьёт. Он сам хочет взять жену из села, а не из города, потому что в городе они уже своевольные и привыкли гулять (под "гулять" он понимает пойти в гости к родителям в соседний дом, не спросив разрешения у мужа - после ровно такого происшествия его знакомый развёлся со своей женой).

При этом некоторая часть девушек не только доучивается в школах, но и поступает-таки в ВУЗы (что в Таджикистане, по словам другого знакомого, возможно только и исключительно за деньги: его брат тоже идёт в медицинский, но даже не сдаёт вступительные экзамены, заплатил - гуляй, ждём 1го сентября). Кто-то из этих девушек идёт потом работать, но дело даже не в этом, а в том, что они уже привыкли к гораздо более свободной жизни, чем это кажется приемлемым большинству мужчин. Разумеется, к существенным влияющим факторам стоит добавить телевидение (по утверждению того же Фридмана, для улучшения жизни женщин в Индии было проведено много адресных кампаний, но наибольшее влияние оказало совершенно не адресное телевидение). Это про женщин.

А существенная часть мужчин уезжает на тёплые 6 месяцев на заработки в Россию, и то, что они видят здесь, не всегда укладывается в их картину мира. В общем, жизнь меняется, что там, что здесь, и это само по себе тяжело переживать. В Таджикистане в ответ на это появилось движение за то, чтобы государство из светского стало религиозным, за более строгий ислам (например, женщины должны ходить в парандже), причём движение не брезгует терроризмом.

Ведь в России тоже всё это было - некоторая клановость, подчинённое положение женщины в семье, потом большая свобода в городах, возможность учиться и т.д. Я очень мало знаю о том, насколько болезненным был этот переход, но предполагаю, что менее болезненным, чем в тех странах, откуда сейчас приезжают гастарбайтеры. Возможно, одна из причин в том, что в России он происходил медленнее и постепеннее. Но, может быть, дело и в гибкости религии тоже.

Дом на набережной, ислам, гастарбайтеры, книги, традиции

Previous post Next post
Up