Кризис идентичности одного праздника

Jan 05, 2015 01:54

Новый год - удивительный праздник. Сначала подавляемый в новой Советской России как буржуазный пережиток, он был все-таки принят и идеологически переосмыслен в качестве замены Рождеству. То ли в связи со свертыванием программ по коренизации и откату к русификации на пути к формированию т.н. советского народа, то ли еще почему, но каким-то непонятным образом даже сказочный Дед Мороз вписался в праздник и теперь его никак уже, наверное, не заставить приносить подарки на неделю позже или даже раньше. Стоит сказать, что являясь в наших краях по сути сублимацией настоящего праздника, Новый год не смог толком обрасти традициями. Три с половиной фильма, пяток песен и мандарины с оливье под шампанское - вот и весь багаж за сто лет. Подозреваю, что в лихие девяностые главные направители народных чаяний надеялись, что на волне развала СССР и кажущегося роста духовности, люди внезапно станут активно справлять Рождество на западный манер, отчего никакого нового контента толком для Нового года создавать не пытались. Голубые огоньки всякие и старые песни о разном - это по инерции валило и до сих пор валит с каждого канала голосом Баскова, изливая что-то похожее на юмор и песни, но кино-вакуум налицо (Бедная Саша, давайте признаемся, издохла как фильм соотносящийся с современностью уже через года три). Эту пустоту приходится заполнять ремейками, сиквелами и прочими палимпсестами. Ирония судьбы 2, Джентельмены удачи что-то там, Карнавальная ночь 2... Во всех этих фильмах, кстати, играет Безруков, а самый плохой из них - последний - снят самим Рязановым, который, видимо, не особо в курсе, какие проблемы в организации празднования Нового года появились после смерти Сталина. Из новых франчиз, конечно, главной для нас является Елки. Уже четвертый фильм, что ли, Ургант и Светлаков разыгрывают фантазии на тему Love, Actually. Разыгрывают, к слову, не сказать чтоб уж совсем блевотно, но в долговечности этого дела я не уверен, потому как затирается франчиза до дыр. За праздники три первых части я видел, наверное, по пяти разным каналом в разные дни по нескольку раз. Но и этого не хватает, чтобы заполнить праздничный эфир. В итоге большая часть времени отводится зарубежным рождественским фильмам, коих только экранизаций Christmas Carol Дикенза каждый год выпускают под дюжину, думаю. Во всех джинглах на радио и ТВ у нас тоже, собственно, полный Jingle Bells (написанная, к слову, не для Рождества даже, а для Дня благодарения) и все известные рождественские гимны вплоть до исключительно англоязычного Good King Wenceslas при практически полном отсутствии даже самой простой В лесу родилась елочка. Звукорежисеры или кто там ответственный, видать, просто ищут рождественскую музыку и не сильно заморачиваются уже. Все это, впрочем, живет только в джинглах и рекламе. Со всей вот этой культурной апроприацией Новый год умудряется выживать, что характерно. Казалось бы, уже даже Хэллоуин все больше людей отмечает, а вот Рождество за пределами церквей и окрестностей церковной ограды все никак что-то. Хоть бы одна гадина спела O Holy Night на русском по телевизору в рождественский вечер. Даже тот же Басков не выдаст альбом рождественских песен. Вот вам американский фильм, повтор новогоднего вещания и на ночь трансляция богослужения из архикафедрального собора - будьте довольны. Возможно, кто-то еще гадает на Рождество, не уверен.

Получается, что оба праздника постепенно становятся лишены содержания и топчутся с ноги на ногу, кивая друг на друга, не понимая, кто из них что должен делать (ответ со стороны народа: "беспробудно пьянствовать"). И если раньше содержание перетекало из Рождества в Новый год, то теперь оно просто струйкой уходит в ближайшее канализационное отверстие. Спасти ситуацию не сможет даже переход РПЦ на григорианский календарь. Постсоветское пространстова так отстало от условно цивилизованного мира по музыке, рождественским календарям, свитерам и прочим полусветским, не побоюсь этого слова, буржуазным традициям что никакое религиозное возрождение их уже не привьет и даже не создаст какие-то новые, отличные от. Так и остается одной из главных новогодних песен романс на слова Цветаевой на фоне призрачной церкви отличающей Москву от несуществующего уже города, которая будто намекает на иллюзорность, но в то же время является символом Нового года.

Ну и с Ханукой дела тоже плохо в Эсэнге обстоят, да. Про день рождения Мухаммеда и говорить не надо.
Previous post
Up