Борис Акунин. Часть 9

Jan 30, 2012 12:45

Дорогие фолловеры, я наверное вас уже утомил обзорами на Акунина, но не переживайте. Сегодня я завершаю обзор его произведений последней четвёркой книг, не входящих ни в один цикл.
А поскольку Григорий Шалвович признался и снова признался, что ещё два "писателя" - это он сам под другими псевдонимами, в будущем я сделаю обзор и на их произведения. Но только после того, как прочитаю книги этой загадочной Анны Борисовой, а это будет ой как нескоро. А сейчас - последняя на данный момент порция книг Бориса Акунина:
- "Сказки для идиотов";
- "Чайка";
- "Комедия/Трагедия";
- "Инь и Ян";
- "Кладбищенские истории".


Сказки для идиотов
Довольно старенькое, но при этом малоизвестное произведение Акунина. Жёсткая сатира на власть и вообще государственное устройство. Суть в том, что все личности, которых терпеть не могут обычные россияне, на самом деле милейшие граждане, оказавшиеся просто заложниками ситуации. Нам даётся несколько коротеньких зарисовок. Первая - про несчастного прокурора, влюбившегося сразу в двух девушек и проведшего с ними незабываемую ночь, впервые за тридцать лет изменив жене. Разумеется, дураку понятно, что речь идёт о знаменитом сластолюбце Юре Скуратове. Следующий герой - журналист, который с экрана телевизора вынужден поливать грязью политических оппонентов своего хозяина. Но делает он это не потому что любит деньги или просто хочет быть поближе к власть имущим. Он человек чести - в своё время покровитель оплатил сложную операцию по разделению сиамских близнецов - дочек журналиста. Сейчас журналисты на федеральном ТВ почти сплошь и рядом продавшиеся кому-то, а в 2000-м году под безымянным работником пера угадывался Сергей Доренко. Третья история - про лидера чеченских боевиков и противостоявшего ему премьер-министра (Черномырдин). Первый попал в неприятную для него ситуацию - захватил больницу с женщинами и детьми. А чеченец же женщину не обидит! Поэтому нужно как-то с достоинством выйти из положения. А смелый премьер Виктор Степаныч хочет пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти больницу.
К четвёртому рассказу Акунин уже совсем осмелел и открыто начал критиковать хренового скульптора Ягкфи. Не знаете, кто это? А напишите это слово английской раскладкой... Короче, практически все конкретные названия и имена были названы, но таким вот незатейливым шифром.
Про пятый рассказ, "Зеркало Сен-Жермена" подробней расскажу в "Комедии".
Сборник "Сказки для идиотов" получился замечательным. Акунин очень жёстко раскритиковал ситуацию в нашей стране в 2000м году. Поначалу когда читаешь, смешно - всё-таки там стёб натуральнейший. Но потом становится страшно. Прошло 12 лет... первые лица страны всё такие же, продажных журналистов стало ещё больше, Церетели всё ещё пугает Москву своими "шедеврами"... Может, только террористы стали меньше давать о себе знать... Но разве от этого легче?
Мой рейтинг - 10/10

Чайка
Хочу сказать отдельное "спасибо" Борису Акунину за то, что он написал эту книжку. Благодаря ей я хоть немного приобщился к классике, прочитав чеховскую "Чайку". Кстати, чеховское произведение мне не очень понравилось. Может, его нужно смотреть на сцене?
Как бы то ни было, акунинская задумка просто великолепна. Автор даёт нам восемь развязок одного произведения, в которых поочерёдно оказываются убийцами все герои, включая и "детектива", расследующего самоубийство Треплова в концовке оригинальной пьесы. Почему Акунин взял на себя смелость "дописать" именно это произведение? Во-первых, в нём присутствует смерть при невыясненных обстоятельствах. Чехов решил, что это самоубийство, но Григорий Шалвович рассудил иначе. Ну, и во-вторых, в пьесе есть персонаж по фамилии Дорн! Как можно было пройти мимо одной из веточек толстенного древа фон Дорнов?
Как бы то ни было, Акунин с честью справился с задачей сделать восемь детективных сюжетов. А это особенно непросто с учётом того, что завязка у всех одинакова. Соответственно в одних и тех же условиях у героев должны быть восемь разных мотивов, восемь алиби, восемь рассуждений детектива и соответственно восемь развязок. Честь и хвала автору, хотя последнее "расследование" больше напоминало фарс. Мы внезапно узнаём новый факт из биографии Дорна, что делать как-то неканонично. И только по этому факту мы вычисляем мотивы убийцы. Впрочем, понятно, что Акунину пришлось это сделать потому, что не так-то просто было найти мотивы у казалось бы эпизодического персонажа, да ещё и семь раз расследовавшего одно и то же дело:)
Мой рейтинг - 9/10

Комедия/Трагедия
Эта книга представляет собой два несвязанных произведения, объединённых лишь жанром - пьеса.
По идее, оригинальное издание должно быть абсолютно симметричным сверху и снизу, чтобы можно было начать читать его либо с одной, либо с другой стороны. Издатели сделали для этого всё - написали выходные данные с обеих сторон, сделали две нумерации... но когда я приобрёл эту книжку, на стороне "Комедия" была наклейка с ценником:) Так что начал я читать с "Трагедии".
Да, таких стёбщиков как Акунин, нужно ещё поискать! В этой пьесе он взялся за переложение самого что ни на есть классического произведения мировой литературы. Как говорится, замахнулся на Вильяма нашего Шекспира. Практически весь сюжет, кроме концовки, совпадает с классическим сюжетом "Гамлета". В а в концовке оказывается, что Клавдий и Гертруда не убивали отца Гамлета, тень была лишь умелым представлением для впечатлительного принца, а Гораций (кстати, фон Дорн!) является норвежским шпионом и организатором заговора против датского королевского дома. Но до самого конца мы этого не знаем, поэтому с удовольствием наблюдаем за "расследованием" этого родича Зеппа Теофельса. Очень позабавила такая мелочь, что Гораций - единственный, кто говорит не стихотворной строкой, и поэтому все считают, что он... иностранец с акцентом:)
"Комедия" же является расширенной версии пятого рассказа из серии "Сказки для идиотов", "Зеркала Сен-Жермена". В нём барыга из 1999 года и управляющий из 1899 в полночь меняются местами посредством волшебного зеркала и потихоньку привыкают к новой обстановке. Один в наступившем XXIм веке постепенно учится "по-волчьи выть", но при этом приводит в порядок пошатнувшийся бизнес своего "предшественника", а другой в начале века XXго постепенно насаждает прогресс, технологии, казино, "крышевание" и прочие прелести девяностых. В конце оба решают, что "дома лучше" и пытаются вернуться назад. Вообще, пересказывать смешные моменты комедии бессмысленно, т.к. придётся пересказать её всю:) Так что лучше перечитайте её или сходите на постановку (знать бы ещё, где её ставят).
Мой рейтинг - 6/10 за "Трагедию" (Акунин особенно не творил) и 10/10 за "Комедию". В среднем - 8/10

Инь и Ян
Википедия говорит, что пьеса эта "экспериментальная". Да уж, более чем экспериментальная:) Конечно, задумка её хороша. Два развития событий, детективный сюжет, милые кролики, немного магии в чёрной версии и конечно же любимый нами Эраст Петрович Фандорин! Но с точки зрения детектива пьеса не выдерживает никакой критики. Я понимаю, чёрный и белый, Инна и Ян... но в обоих случаях убийцами является заглавный персонаж! В версии "Инь" - Инна, в версии "Ян" - вы не поверите - Ян. Вообще, есть считанное число пьес, которые легко читать: "Горе от ума", "Гроза", "Ревизор", некоторые шекспировские... Поэтому возможно пьесу действительно стоит смотреть сидя в зрительном зале. Как бы то ни было, пьеса не впечатлила, да и магия веера не совсем понятна.
Мой рейтинг - 6/10

Кладбищенские истории
Самая "долгоиграющая" книжка автора. Начал он её ещё в 1999 году, а выпустил только в 2008-м. В этой книге Акунин немножко поиграл в раздвоение личности: выпустил её в "соавторстве" с писателем Григорием Чхартишвили. Под своим автонимом он рассказал о нескольких любопытных кладбищах мира ("любопытные кладбища" - звучит, а?), а как Борис Акунин написал несколько зачётных страшилок. Тут и Салтычиха, заколдовавшая доблестного милиционера, и Оскар Уайльд, изнасиловавший после смерти мужичка (не знаешь, что страшней - секс с покойником или секс с покойником-мужчиной), и Эраст Фандорин, ловящий вампира-паука (кстати, единственная "немистическая" история, вошедшая также в "Нефритовые чётки"). Но самым шикарным пассажем я считаю историю про то, что Карл Маркс - ходячий мертвец, ловящий коммунистов, чтобы сосать у них кровь и делать из них коммунистических зомби. По-моему, очень забавно.
В общем, устав от детективов, Акунин позабавлялся с жанром "страшилок". Получилось очень неплохо.
Мой рейтинг - 8/10 (несерьёзненькое чтиво, но покатит)

На этом я заканчиваю писать обзоры на произведения Бориса Акунина. В будущем, как я и обещал, выскажу своё мнение о его проекте "авторы" (Борисова и Брусникин). Кроме того, автор продолжает активную творческую деятельность, так что...

Продолжение следует!

Акунин, Детектив

Previous post Next post
Up