Завершаю свой внезапный цикл обзоров творчества БГ и «Аквариума». На этот раз я хочу поговорить о самых интересных сайд-проектах Гребенщикова. Пост получится большой, но я все равно могу что-то интересное упустить. Так что если вдруг я о чем-то забыл, то напишите в комментариях.
А еще вы можете прочитать мой обзор официальных альбомов «Аквариума» (
часть 1 и
часть 2),
самых интересных концертников,
доисторических записей и самых интересных
компиляций-архивников-сборников.
Ну а сейчас - такой разный БГ! Как всегда оставляю ссылки, где вы можете послушать эти альбомы.
БГ. Стихи, песни (1984)Я не стал вставлять эту запись в список концертников, потому что это довольно необычное, но при этом невероятно важное исторически событие. Квартирник почти без зрителей, в котором Гребенщиков раскрывается с необычных сторон: как исполнитель песен Вертинского (об этом поговорим потом), а также как автор не только песен, но и стихов.
На этом квартирнике также можно услышать старые раритетные версии «Русской симфонии» (тогда еще сюиты), «Ангела всенародного похмелья» и «Зачем?», которые полноценно будут записаны уже в другую эпоху.
Но, конечно, главная ценность этого альбома - это семиминутная композиция с циклом стихов об Иннокентии. Сюрреалистические и довольно смешные вирши о добром Иннокентии и его заклятом враге Полтораки позднее даже были положены на музыку Ольгой Першиной и вышли на ее альбоме «В объятиях джинсни» (довольно специфическая вещь, на любителя).
Не скажу, что я часто переслушиваю «Стихи, песни», но в целом испытываю к нему теплое отношение, а «мораль» басни про глядящего медведя частенько цитирую в быту:)
Любимые треки: Иннокентий, Басня №1, Разве можно от женщины
Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (1989)В конце восьмидесятых «Аквариум» записал саундтрек для трех фильмов Сергея Соловьева - «Асса», «Черная роза» и «Дом под звездным небом». Позднее у всех трех были релизнуты саундтреки. Но про саундтрек «Ассы» я не вижу смысла говорить: там были лишь звучащие на альбоме песни (а на расширенном варианте - версии «Козлодоева» и «Мочалкина блюза» из самого фильма в исполнении Рыженко).
Но вот с «Черной розой» случай особый. Помимо песен из фильма (коих было не так много), на ней звучат и инструментальные композиции-части саундтрека, а также парочка очень классных песен, которые долгое время оставались без альбомов. Это и чудеснейший «Капитан Воронин», и «Серебро Господа моего», и «Комиссар», и, конечно же, мегахит на все времена «Поезд в огне».
Да и некоторые инструментальные композиции заслуживают внимания, поскольку звучат очень живо и эмоционально. Например, «Пленение Сталина ирландским народным героем Фер Диадом» или «Рыбаки обсуждают закат солнца».
Я очень люблю саундтрек «Розы» за его эклектичность, сочетание авангардных инструментальных извращений со старым добрым «Аквариумом», который мы любим.
P.S. Саундтрек к фильму «Дом под звездным небом» вышел в 2000 году под названием «Сделано на Мосфильме». Там есть пара годных вещей - вроде «О лебеде исчезнувшем», «Мир, как мы его знали» и «Не стой на пути у высоких чувств», но в целом я не вижу смысла говорить о нем отдельно. Песни оттуда попали в различные альбомы и сборники «Аквариума», а инструментальные композиции вышли не в пример скучнее, чем в «Черной розе».
Любимые треки: «Капитан Воронин», «Серебро Господа моего», «Лой быканах» (это личное)
Radio Silence (1989)Первыми русскими рокерами, вышедшими на американский рынок, стали Борис Гребенщиков и «Парк Горького». И если первый был просто увлечен зарубежной музыкой, то вторые изначально были коммерческим проектом с целью заинтересовать тамошнюю публику. И разница подходов спустя годы заметна невооруженным глазом. «Парк Горького» с самого начала эксплуатировал образ RUSSIANS, сочетающим лубок и советскую стилистику. БГ же изначально был против делать «тот же «Аквариум», но на Западе», и потому Radio Silence звучит как чистый иностранный продукт (за исключением двух песен на русском, но не суть).
И вот в этом-то для меня и заключаются основные плюс и минус альбома. С одной стороны, интересно послушать еще и вот такого Гребенщикова, у которого на подыгрыше были Eurythmics, а сама Анни Леннокс была на подпевках. С другой - получился типичный средний американский продукт, который ничем не лучше топовыых англоязычных групп.
Я не могу искренне полюбить этот альбом, но и не могу разделять общее негативное отношение к нему в России. Потому что большинство критиков сводятся к тому, что БГ «полез со свиным рылом в калашный ряд» и вообще «кому он там на Западе нужен». Почему-то многие считают, что Гребенщиков ехал в Америку что-то там доказать и превознести ЪрусскийЪ ЪрокЪ, продемонстрировав, что вот мы-то могём. А ведь с самого начала было понятно, что он это делает потому, что лично ему это было ИНТЕРЕСНО.
Возможно, именно из-за того, что БГ воспринимал это как «интересный опыт», дальнейшее сотрудничество с лейблом не получилось. Но эта страница его биографии как минимум любопытна.
Любимые песни: The Postcard, Молодые львы, Mother
Radio London (1990)А вот этот альбом у меня чудесным образом выветривается из головы сразу после очередного прослушивания. У половины песен я даже не могу вспомнить мотив. И оно и понятно: это были не полноценные записи, а демо-версии. Возможно, выйди они в полноценном виде, с необходимым звучанием, Radio London запало бы мне в душу сильнее. Ну а так оно выглядит как довольно серый постскриптум к Radio Silence, к которому у меня нет никакого негатива, но и позитивное что-то выделить сложно.
Любимые песни: Up in smoke, Annie of the nightingales, Promises of eden
Песни Вертинского (1994)Я очень благодарен Борису Гребенщикову за то, что он открыл для масс (и меня в частности) творчество Вертинского. Возможно, если бы не БГ, я бы о Вертинском знал только его фотографию в цилиндре и песню про лилового негра, которую поет Глеб Жеглов в «Месте встречи». Но Борис Борисович регулярно исполняет песни легендарного барда начала века. Композиции Вертинского есть, например, на уже упомянутых «Стихи, песни» и «Radio Silence». А уж «То, что я должен сказать», особенно в нынешних реалиях звучит просто невероятно мощно.
Но только песни Вертинского хороши в правильной дозировке. Одна, две, максимум три. А вот слушать весь альбом этих заунывных протяжных страданий о том, как плачут попугай Флобер и пес Дуглас (ладно, «пёс не будет плакать»), о злых духах из флакона Nuit de Noel, о голубом тюльпане и пахнущих ладаном пальцах в какой-то момент становится просто тяжко. Поэтому именно редкие позитивные песни выделяются на общем депрессивном фоне.
Ну и да, звучащая на «Библиотеке Вавилона» «То, что я должен сказать» в одну калитку уделывает все 13 композиций с «Песен Вертинского».
Любимые песни: Без женщин, Китай, Пани Ирэна
Квартет Анны Карениной. Задушевные песни (1994)Вы меня извините, аквариумисты, но я решительно не понимаю, зачем делать такое. Ну ладно, захотелось немного музыкальных экспериментов и авангардных звуков. Но выпускать это как полноценный альбом? Спасибо хоть не под лейблом «Аквариума».
Получилась та же «Музыка общественных туалетов», только 20 лет спустя.
Забавно, что еще через 10 лет БГ выпустит еще один похожий альбом «Без слов», где так же будет исполнять авангардные инструментальные композиции.
К ознакомлению не рекомендуется. Ну разве что развернуть «Мое детство в кислой избе» задом наперед и послушать, как БГ поет матерные частушки.
Чубчик (1996)В середине девяностых БГ вообще очень сильно пустился в различные сольные эксперименты - тут и авангард «Квартета Анны Карениной», и песни Вертинского, и очередная кооперация с Курехиным («Детский альбом»), и несколько альбомов с мантрами (о них чуть ниже). И вот, отдельный полноценный альбом-сборник старых песен «Чубчик». О втором подобном сборнике - «Услышь меня, хорошая» - я рассказывал
в предыдущем материале, но он вобрал в себя записи совершенно разных лет. А вот «Чубчик» был полноценным альбомом-трибьютом, так что о нем рассказываю сейчас.
Что тут можно сказать? На альбоме я ощущаю атмосферу хорошего раздолбайства и разнузданности. Примерно в ту же эпоху у Чижа вышел аналогичный сборник «Бомбардировщики», и он был сделан по-академичному грамотно, с правильными качественными перепевками и четким следованием тексту. «Чубчик» же записывался по принципу «как получится», многие вещи спеты по памяти, где-то сильно менялась мелодия (например, «Сердце»), где-то текст.
Отсюда и неровный тон альбома. Какие-то песни мне дичайшее нравятся, а какие-то я просто переключаю, когда слышу. В любом случае, получился очередной необычный экспириенс - Гребенщиков поет советские и досоветские хиты (и «Шинкаревский романс»!).
Любимые песни: Сердце, Шинкаревский романс, Пускай погибну безвозвратно
Детский альбом (1996)Кстати, сегодня, 16 июня, у Сергея Курехина день рождения!
У БГ уже были кооперации с Курехиным («Эксерсизы», «Безумные соловьи русского леса» и «Подземная культура»), но это были совсем уж нишевые авангардные извращения Курехина, в которых от БГ было примерно ничего.
И тем неожиданнее звучит невероятно адекватный (по музыке) «Детский альбом», который выглядел, собственно, как… ну это… как АЛЬБОМ.
Тексты в нем, правда, для неподготовленного уха, будут звучать еще страшнее, чем стихи Гуницкого, но если вы не бросили слушать после слов «ведут тапира болтом вовнутрь», то вы прошли психологический барьер и готовы узнать, что «слон ебется зря».
Лично у меня очень теплое отношение к этому альбому, в том числе благодаря отсылкам на него в творчестве моего друга, а также тому, как старательно я собирал его на свой жесткий диск по крупицам в начале нулевых.
Ну и именно на этом альбоме я впервые услышал одну из моих любимых песен - Surfin’ Bird, а также впервые оценил, как можно необычно писать песни.
P.S. В 2001 году в интернете был выпущен мини-сборник «Песни шахматистов прошлого столетия», В него вошли четыре трека на английском языке, которые не попали в «Детский альбом» - это Axios (на мотив «Мой сурок»), Law of induction (на мотив «Козлик и тапир»), Opera backwards (в конце слышны слова БГ: «попал я, нет?») и Glimpses of you. Русская версия последней песни - «Отблеск тебя» - позднее попала бонус-треком на «Любимые песни Рамзеса IV».
Любимые песни: Козлик и тапир, Степан да дивчина, Rock-n-Roll
Bardo (1997),
Прибежище (1998),
Переправа (2002)В эпоху гребенщиковских экспериментов с жанрами выход альбома мантр буквально напрашивался. Кто, как не музыкант и главный проводник тибетского буддизма в нашей стране, мог еще записать сборник таких песен?
Ну что тут сказать: иногда прикольно включить фоном. Наверное, ничем не лучше более аутентичных мантр, но все же гребенщиковский вокал как-то ближе будет, что ли.
Кстати, к «Переправе» у БГ довольно сдержанное отношение. Этот альбом (как и «Прибежище») был записан вместе с Габриэллой Рот и содержал перепевки старых мантр с Bardo, а также «Сварог» и «Лой быканах» (в новой версии - «Медленно со дна» и «Дальний берег жизни»). Дескать, «Bardo» был более искренним альбомом, а «Переправа» - более коммерческим. Но мне из всей трилогии мантровых альбомов все же «Переправа» зашла сильнее всего. Очень уж там звук «нажористый», как говорит мой друг-музыкант.
Рапсодия для воды (1997)Это не совсем проект БГ, но я обязан рассказать, потому что далеко не все о нем слышали. Это набор инструментальных композиций «Аквариума» в оркестровой обработке Алексея Зубарева. Невероятно красивая и чарующая музыка, очень советую для прослушивания фоном.
Кстати, в прошлом году я общался с Алексеем Павловичем, он с горечью рассказал, что из-за юридических деталей он сейчас не обладает правами на этот альбом, и даже диски с ним выходят без упоминания его фамилии. Обидно.
БГ и Deadушки (1998)Вы еще не устали от экспериментов БГ? Тогда вот вам еще один - электронный «Аквариум». И… ну как бы сказать…
В общем, по мне эта музыка совершенно не подходит этим песням. При том, что электронный «Афанасий Никитин буги» или псевдоэлектронная «Жажда» мне вполне заходят, а тут… Может, выбор песен был не самым удачным, не знаю. Но я явно не являюсь аудиторией этого альбома. Хотя «Сны о чем-то большем» мне очень зашли, вероятно, благодаря своей сюрреалистичной тематике.
И я был очень рад, когда годы спустя услышал-таки оригинальную версию «Нож режет воду», которая вышла на порядок драйвовей и интересней версии с Deadушками.
Любимые песни: Пепел, Сны о чем-то большем
Песни Окуджавы (1999)Ну что, продолжим критиковать любимого музыканта?
В общем, «Песни Окуджавы» я считаю самым неудачным экспериментом в карьере БГ. То есть есть альбомы и диски, которые мне нравятся еще меньше, но это в основном авангардные «эксперименты» вроде «Задушевных песен». «Песни Окуджавы» же вышли просто на редкость унылыми, да еще и с невероятно унылой гармошкой, тянущей одну ноту на весь альбом. Да, Окуджава был в основном печальным певцом, но нельзя его исполнять так, как будто продолжаешь петь Вертинского. И в его творчестве были и веселые песни, а здесь даже относительный позитив вроде «Пиратской лирической» или «Нади-Наденьки» звучит замогильно.
А еще у меня с этим альбомом связана одна история, как я чуть в дурку не попал. И вот о ней стоит рассказать (хотя подписчики моей телеги наверняка уже ее читали).
В общем, было мне лет 16-17. Я играл в какую-то игру на компьютере и фоном слушал БГ. И тут заиграла песня «Госпожа удача». Ну спел он ее и спел, спел в целом нормально, не плохо, не хорошо. И вот, спустя какое-то время, я захотел ее переслушать. Где искать «Госпожу удачу»? Правильно, на сборнике «Песни Окуджавы». Открываю я его, а там… ее нет! 15 песен, и ни одной «Госпожи удачи».
Тогда я лезу в альбом «Чубчик» - но и там ее нет! Тогда я снова открываю «Песни Окуджавы» и включаю один трек за другим, чтобы понять: может, просто она названа по-другому? Но нет, ни одна песня не начинается словами «Ваше благородие, госпожа разлука…»
Тогда я начинаю шерстить все альбомы БГ, один за другим. По поиску («Госпожа», «Gospozha», «Udacha», «Удача», «Ваше благородие», «Vashe blagorodie», «Белое солнце пустыни» и так далее). Затем вручную. Нет «Госпожи Удачи»!
Лезу в другие папки - нет «Госпожи Удачи»! В общем, я прихожу к выводу, что мне это просто приснилось.
И лишь спустя какое-то время я узнал, что «Госпожа удача» шла после последнего трека, с двухминутной паузой и без указания этой песни отдельной композицией! В общем, троллинг от БГ удался!
Любимые песни: Разговор перед боем, Пиратская лирическая, Надя-Наденька
Террариум. Пятиугольный грех (2000)«Пятиугольный грех» стал очередной вехой экспериментов «Аквариума» девяностых. Вехой, которая началась проектом «БГ-Бэнд» и закончилась примерно на «Сестре Хаос».
В альбом вошли песни на стихи Джорджа Гуницкого в исполнении не только самого БГ, но и Максима Леонидова, Насти Полевой, Саши Васильева из «Сплина» и Вячеслава Бутусова. Как раз последний записал главный хит альбома - «Гибралтар, Лабрадор».
По звучанию и составу участников проект больше напоминает условный «саундтрек к «Брату-2», но все вывозят отбитые тексты. Без них «Пятиугольный грех» спокойно канул бы в Лету, но слышать, как «бранятся репа без идей и помидор-прелюбодей» - это, я вам скажу, тот еще экспириенс. Своеобразный сиквел «Детского альбома» с его тапиром болтом вовнутрь.
Но, справедливости ради, мне больше всего нравится «Пятиугольный грех» необычным звучанием самого «Аквариума». Те же «Моллой пришел», «Электрическая птица» и «География» совсем не звучит как песня БГ конца 90-х - начала 2000-х. И это круто и заставляет запомнить
Любимые песни: Моллой пришел, Зоя и Соня, Электрическая птица
Летние песни (2005)Я обязан рассказать об этой штуке, потому что даже в официальных справочниках «Аквариума» о них не всегда рассказывают. Летом 2005 года на сайте «Аквариума» (старом, еще лебедевском) появился раздел «Летние песни», куда БГ закинул 15 чужих англоязычных песен, которые он исполняет под гитару. Там есть и Дилан, и Коэн, и Донован, и Битлы с Роллингами, и народные песни. Советую послушать, если еще не.
Любимые песни: Jock O'Hazeldean, All I Have To Do Is Dream, I'm In Love
Террариум. 3=8 (2015)Мы делаем скачок длиной в десять лет и приземляемся уже в современной эпохе и втором альбоме «Террариума». Насколько я знаю, средства от него пошли на лечение Джорджа Гуницкого. И, надо сказать, какая-то «обязательность» альбома - помощь старому другу - в нем чувствуется. Это не был очередной сборник старых песен, как благотворительные «Дань» и «Услышь меня, хорошая», но в нем не чувствовалось того драйва и безумия, которые были на «Пятиугольном грехе». Мое главное разочарование - это «Это было» от Шевчука. Елы-палы, сам Юра-музыкант кооперируется с БГ и поет песню на стихи Джорджа! А получилось что-то скучное и невнятное.
Но вот кто не подвел, так это Макс Леонидов и Вячеслав Бутусов, которые записывались еще для «Пятиугольного греха». Первый записал песню на мои любимые стихи Джорджа - «Леди, гуру и Билл». И хоть вышло совсем не так, как я представлял эту песню, но итоговый результат получился даже круче, чем мои ожиданиям. А второй выдал драйвовейший боевик «Бэби-убийца», мотив которого я частенько напеваю. Но в остальном даже песни в исполнении БГ мне как-то совсем не зашли.
P.S. В 2018 году вышел также сборник «Песни Джорджа», на который вошли старые записи «Аквариума», а также новая (очень крутая!) версия «Сонета» и свежая композиция «Из Тамбова с любовью». Ну просто вот такое тоже есть.
Любимые песни: «Леди, гуру и Билл», «Бэби-убийца», «Сибирская»
Симфония БГ (2017)Запись песен «Аквариума» с симфоническим оркестром напрашивалась уже давно. И тут мне особо нечего добавить. Выбор песен потрясающий (не в пример коллаборации с Deadушками). Во время прослушивания альбома создается стойкое впечатление, что песни были специально написаны, чтобы их записать с симфоническим оркестром. Спасибо «Виртуозам Киева» за то, что они сделали с давно знакомым материалом.
Любимые песни: Фавн, Stella Maris, День Радости
Aquarium in Dub (2020) и
Dub in Aquarium (2020)По каким-то непонятным причинам альбом «Aquarium in Dub» пропал с «Яндекс Музыки», остался только сборник бонус-треков Dub in Aquarium.
Если честно, новость о перезаписи песен «Аквариума» на Ямайке с Ли Пэрри я воспринял довольно скептически. Ну что может нового дать хорошо знакомым регги-песням регги-исполнитель?
И, boy oh boy, как же я заблуждался! Знакомые песни действительно зазвучали по-новому, БГ не поленился перезаписать новую аудиодорожку, а не только дал сэмплы старых песен… В общем, из различных компиляций в новом стиле Aquarium in Dub для меня пока что с огромным отрывом номер 1.
Любимые песни: Иван и Данило, Рыба, Вавилон
Песни бардов (2022)И вновь, спустя более 20 лет, БГ обращается к бардовской песне. На этот раз не ограничиваясь Окуджавой (хотя его там довольно много).
Альбому еще надо настояться, но пока у меня впечатление, что один «Мокрый вальс», который я просто всем сердцем обожаю, звучит лучше, чем все остальные 23 песни.
Но в любом случае, я очень ценю то, что Борис Борисович знакомит нас с бардовской песней, причем с нераскрученной ее стороной. Потому что Высоцкого и какие-нибудь «Как здорово, что все мы здесь у печки стоим» знают все, а вот Клячкин и Кукин остаются чем-то нишевым (да и многие вещи Окуджавы).
В общем, спасибо Борису Борисовичу за то, что он делает.
Любимые песни: Элегия, Неистов и упрям, Мокрый вальс
Пишите в комментариях: какие из этих проектов БГ больше всего любите вы? Что, возможно, я пропустил? В общем, делитесь своими ощущениями и впечатлениями. И спасибо, что были со мной весь этот марафон.