Доисторический "Аквариум". Всё об альбомах 1970-х

Jun 13, 2023 23:06

Короче говоря, мне понравилось рассказывать об альбомах «Аквариума». Я уже сделал обзор его полной официальной дискографии ( часть 1 и часть 2) и рассказал о самых интересных концертниках. Сейчас решил продолжить рассказом о некоторых других ипостасях творчества БГ, которые не попали в число официальных (или «естественных») альбомов группы. Начну с «доисторического» «Аквариума» - всех работ группы, которые выходили с момента ее основания в 1972 году и до записи «Синего альбома» в 1981-м.



Искушение святого Аквариума (1973)
Если послушать первые альбомы большинства групп, то в них уже сразу можно понять и почувствовать тот стиль, которому они будут верны на протяжении своей карьеры. То, что сделал «Аквариум» в своем дебютном альбоме, не поддается нормальному анализу. Лучшую характеристику ему дал сам БГ в письме Артемию Троицкому: «Извращение двух идиотов».
Сейчас альбом представляет ценность разве что для коллекционеров всего творчества Гребенщикова (вроде меня), слушать его неподготовленным категорически противопоказано. Хотя и там есть пара интересных песенок, к которым, правда, сложно подобраться через дебри чудовищных инструменталов и околоинструменталов. В их числе - «Упади на песок» или «Песня о кайфе», например. А еще там же прозвучал в будущем легендарный «Мочалкин блюз».
Стоит отметить, что на дисковом издании последняя песня «Пение птиц и птичек на могиле сдохшего ума» выглядит совершенно не так, как должна. В оригинале это 12-секундный свистящий трек (по признанию самого БГ, они капали расплавленной пластмассой, и она пролетала мимо микрофона с таким звуком). На диске же это семиминутная инструментальная композиция, не имеющая отношения к изначальной версии «Пения».
Любимые песни: Река Оккервиль (это личное), Песня о кайфе, Упади на песок

Менуэт земледельцу (1974)
Обязан рассказать об этом альбоме, поскольку именно он вызывает лютую боль у меня как у коллекционера всего БГ. О нем Борис Борисович рассказывал в разных биографических справках, но увы, альбом был утерян. И я бы сказал, что потеря не особо велика: там всего четыре песни, две из которых потом были записаны для «Гипербореи» («Ангел дождя» и «Мария-Луиза №7»). Но там же был «Верблюд-Архитектор», которого я до сих пор мечтаю услышать!

Музыка общественных туалетов (1974)
Набор инструментальных авангардных композиций, в принципе, его название соответствует содержанию. К прослушиванию совершенно не нужен.

Притчи графа Диффузора (1974)
А вот, наконец, и первый полноценный (хоть и неофициальный) альбом «Аквариума». В нем уже слышны фирменные стилевые нотки, знакомая буддистская тематика, необычное жонглирование словами, в общем, всё, за что мы любим группу. Но лично мне этот альбом нравится меньше, чем другие альбомы 1970-х лет (кроме «Музыки общественных туалетов», которую и альбомом-то назвать сложно).
Скорее мне в этом альбоме нравятся даже не отдельные песни, а некоторые участки. Например, слова «Но уходят люди в боги» или рефрен «ля-ля-ляй-ляй-ляляля» в «Мозговых рыбаках». Ну а самая любимая композиция - это потрясающая «Время любви пришло». Даже жаль, что на записи для «Гипербореи» БГ спел только один ее куплет, а не два. Не знаю, почему он так решил, но на «Притчах» она звучит как-то более цельно.
Любимые песни: Время любви пришло, Мозговые рыбаки, Хвала Шри-Кришне

С той стороны зеркального стекла (1976)
Очень люблю этот альбом, пусть по большому счету это сольник БГ. Даже жаль, что его не включают в официальную дискографию группы, ведь на нем звучит несколько потрясающе красивых песен, которые больше не встретишь нигде. Если заглавная песня альбома потом была записана для «Акустики» и до сих пор порой поется на концертах, то вот «Мост», «Замок» и «Незнакомка» затерялись в семидесятых и почти не выныривают оттуда. А жаль. Хотя пару лет назад в «Подношении» Борисыч неожиданно сыграл «Замок», и это прям очень круто.
Любимые песни: Замок, Мост, С той стороны зеркального стекла

Все братья - сестры (1978)
К этому альбому у меня отношение противоречивое. С одной стороны он почти не раскрывает ничего нового для любителей БГ. Почти все песни с него звучали и на других альбомах (кроме коротеньких «Король подсознания» и «Дочь»), стиль и качество записи - то же «Зеркальное стекло». Но с другой - это ж, мать вашу, Гребенщиков и Науменко записали совместный альбом! Вы вообще много альбомов-коллабораций таких знаете?!
Я редко его переслушиваю, но очень ценю с исторической точки зрения. Хотя, конечно, хотелось бы побольше совместного пения - дуэтом они поют только вроде бы в песнях «Блюз простого человека» и «Дочь» (может, еще где, не вспомню сейчас).
А вообще с этим альбомом у меня связана забавная история, которую я рассказывал в обзоре официальной дискографии «Аквариума». Когда мама купила мне кассету с этим альбомом, в нее пираты, распространявшие музыку в наших краях, по ошибке вложили «Кострому mon amour». Так что у меня долгое время был альбом «Кострома mon amour» в обложке «Все братья - сестры». Вот такой забавный факт.
А еще забавный факт, что песня «Дочь», получается, стала посвящением одной известной актрисе.
Любимые песни (только БГ, без учета Майка): Укравший дождь, Почему не падает небо, Пески Петербурга

Неизданный альбом (1979)
Я обязан рассказать и об этом явлении, потому что о нем мало кто знает, но свою ценность он тоже имеет. Эти записи БГ выкладывал эксклюзивом для платных подписчиков его страницы на сайте kroogi.com (почтим память).
Указано, что это все было записано в августе 1979 года, но лично я в этом сомневаюсь. Вряд ли записи одного периода сохранились так структурированно и долгое время нигде не были выложены. Скорее всего, это песни разных лет, но примерно одного периода.
Здесь есть и довольно привычные для "Аквариума" ранних 80-х песни "Акустики" и "Электричества", и внезапные подзабытые штуки вроде чудесной "Уйдешь своим путем" или "Иерофанта" (который в итоге был записан аж в 1993 году, для "Любимых песен Рамзеса IV", с немного другим текстом). А еще здесь же есть одно из первых исполнений "Города золотого" и отбитый шедевр "Электрик птица". Интересно, годы спустя песня "Электрическая птица" для проекта "Пятиугольный грех" вдохновлялась этим треком?

Музыка, Аквариум

Previous post Next post
Up