Сейчас модно стало делать материалы о ретрогейминге, старых консолях и культовых играх прошлого. И я тут подумал: а чем я хуже?
Ну, наверное, тем, что вспомнить мне особо и нечего. NES (она же «Денди») у меня никогда не было, я в нее играл только у друзей и знакомых. А SEGA появилась уже в 2002 году, когда уважающие себя дети уже давным-давно переключились на другие видеоигры.
Но это не значит, что мне нечего вспомнить. Этот пост пишется скорее для меня самого, как еще одна закладка в дневник памяти.
Итак, на дворе лето 2002 года. Я приезжаю в гости к отцу, и он гордо дарит мне черную консоль (тогда все говорили «приставка») с названием MEGA DRIVE 2. Самое смешное, что на ней даже нигде не было написано, что это SEGA, но я догадался чисто по слову «MEGA» (словосочетание «сега-мега» мне было знакомо). Однако я никогда не говорил, что у меня «Сега» - коробка же врать не будет! Поэтому у меня была приставка «Мега драйв-2». Цифра «2» была моей отдельно гордостью. Значит, это улучшенная и дополненная версия, не в пример «MEGA DRIVE 1»! (Интересно, такие были вообще? Или это чисто китайская хитрость - прилепить от балды цифру 2)
Вот, нашел фото этой приставки. Заметьте, нигде нет надписи SEGA.
В коробке, помимо черной приставки, блока питания и двух джойстиков (с шестью кнопками!), лежали три картриджа. Мне не терпелось вставить их в дисковод и поиграть от души!
Но так уж вышло, что я тогда отдыхал у отца и бабушки, а их телевизор попросту не был предназначен для подключения консоли. Поэтому я целый месяц ходил и облизывался на эти игры, мечтая, как я приеду домой и поиграю в них. Я строил всевозможные фантазии по поводу того, что в этих играх меня ждет, изучил вдоль и поперек информацию на коробках для картриджей (несмотря на то, что две из них были на английском), до дыр засмотрел скриншоты.
Картриджи эти были:
1) «Escape from Mars: Starring Taz» со знакомым героем мультиков Looney Tunes Тасманским дьяволом
2) «Teenage Mutant Ninja Turtles: The Hyperstone Heist» - Черепашки-ниндзя в представлении мне не нуждались
3) Ну и самый загадочный и мрачный картридж - «Zero Tolerance»
И вот этот счастливый день настал. Я приехал домой, распаковал консоль, подключил провода к телевизору, вставил картридж, выбрал сигнал выхода…
Вот в этом месте обычно ретрогеймеры рассказывают, как долго и много они мучались с настройкой игр и попыткой завести-таки их на древних телевизорах. Но, к счастью, у меня все прошло гладко. Наверное, потому что я как слоупок и нищеброд получил «Сегу» очень поздно, когда уже появились нормальные совместимые телевизоры. Ну да ладно, давайте же перейдем к самому вкусному: небольшим обзорам игр!
1. «Teenage Mutant Ninja Turtles: The Hyperstone Heist»
Разумеется, первый картридж, который я включил, содержал на обложке четыре знакомых зеленых мордахи с цветными повязками. Первые супергерои в моей жизни.
Как я уже говорил, «Денди» у меня не было, но благодаря друзьям, я успел поиграть на восьмибитке во все четыре игры про Черепах. Первая была кривая и неудобная, я в нее почти не играл, вторую не смог пройти до конца, четвертая - файтинги - была заиграна вдоль и поперек, но не радовала большим разнообразием. А вот третья… третья была самая любимая, хоть и весьма сложная. К счастью, мне и моему другу попался картридж без легендарного бага девяностых, когда Шреддера было невозможно убить, так что пару раз мы проходили ее до конца…
Так, что-то я пошел в дебри «Денди», это тема для отдельных историй, давайте не сейчас. Ну так вот, «Черепашки-Ниндзя» на «Сеге» в общем и целом повторяли сюжет игры на «Денди», включая Супершреддера в финале. Но были не в пример проще.
Как и полагается играм про Черепах, у каждого из четырех героев был свой суперудар, отнимающий немного здоровья. Однако игру можно было с легкостью пройти без него, просто юзая один и тот же прием: разбежаться, ударить плечом врага и, не отпуская кнопку удара, начать лупить его по земле из стороны в сторону (еще и задевая других врагов). Когда я поднаторел в этой игре, то проходил уровни на раз-два и мог закончить прохождение за 40-50 минут без единой смерти.
Но поначалу, конечно, игра казалась сложной (ну оно и понятно, для неопытного игрока-то).
С особым трудом мне давались боссы (раньше мы их называли «главари»). Но довольно скоро я просек их фишки: они действовали по одному скрипту и выполняли последовательно одни и те же действия: достаточно было просто выбрать правильную тактику, и проходить их можно без проблем.
Сложнее всего было пройти третьего босса - Татсу. Он постоянно, беспрестанно швырял в героя ножи, и увернуться от них было довольно сложно (а делать нормальный подкат я так и не научился). К тому же постоянно призывал новых и новых роботов-охранников.
Ну а когда я все-таки смог нащупать тактику его убийства, меня ждал жутковатый сюрприз: на четвертом уровне мне пришлось встретиться со всеми предыдущими врагами подряд, да еще и с одним новым. Конечно, было очень нервно и напряжно, но я помню, что прошел с первого раза.
Небольшие сложности были с предпоследним боссом Крэнгом, но он был не в пример слабее своего коллеги из игры на Дэнди, так что тоже проходился без особых напрягов. Как и уровень с лифтом, который больше предназначен для игры на двоих (один справа, другой слева).
Ну а финальный босс Шреддер вообще был жалким обсоском, которого можно было вынести на раз-два.
Ах да, играл я, конечно, за Донателло. У него самое длинное оружие (нет, у меня не комплексы!) плюс это была моя любимая черепашка по мультсериалу. Он же интеллектуал!
2. «Escape from Mars: Starring Taz»
Если Zero Tolerance был мрачным шутером с кровью и краснеющим экраном, детские Черепашки-ниндзя все же содержали взрывы и драки, то вот «Побег Таза с Марса» (я называл просто «Тасманский дьявол») был совсем уж детской игрой с мультяшной графикой и эффектами. И, по иронии судьбы, самой сложной и мозговыносящей. Да что там говорить, именно эту игру я в детстве так и не прошел до конца. Потом, годы спустя, я скачал эмулятор и все же смог ее завершить. Но и то с подсказками и видеопрохождением. Я понял, что если бы я прошел в детстве предпоследнего босса и дошел до последнего уровня, то именно там мое приключение бы закончилось. Потому что это очень сложный и головоломный платформер с постоянной сменой гравитации и вечными смертями главного героя.
Начиналось все очень просто: уровень на Марсе проходился без особых трудностей и заморочек. Причем даже в таком линейном уровне было несколько путей его прохождения. Причем даже сложный путь проходился без особых проблем, как и первый босс.
Первая локация второго уровня, мира кротов, тоже не особо сложная. А вот со второй у меня в детстве уже начались проблемы. Дело в том, что она проходится на скорость, с постоянно наезжающим из левой части экрана механизмом. Я много раз помирал на этом уровне, пока не понял: просто в панике нестись вперед, забивая на всякие выезжающие шипы и прочие препятствия: здоровья должно хватить. Главная проблема была на последнем подъеме к табличке «выход»: там нужно было очень быстро нажать последовательность клавиш, и мне не всегда это удавалось.
А на втором боссе происходил легендарный феномен прохождения ретроигр. Ты просто не знал, что нужно делать и как уворачиваться. Это сейчас у любой игры можно прочитать советы на тематических форумах или даже посмотреть полное видеопрохождение с секретами. А тогда интернета не было, в игру эту из знакомых никто не играл, приходилось находить способы прохождения самостоятельно. Сколько у меня было запоротых попыток и геймоверов, прежде чем я понял, куда нужно бить и как уворачиваться…
Казалось бы, боссы - самое сложное, что должно быть в игре. После их прохождения должны начинаться обычные уровни, без каких-либо серьезных трудностей. Но в «Тасманском дьяволе» была вещь посложнее боссов. А конкретно: «куда блин идти?!»
И во всей красе эта сложность проявилась в третьем уровне, Планете Икс. Это уже не обычная детская игра «иди слева направо и дойдешь до выхода». На этой безумной планете нужно было то подниматься, то опускаться, то идти назад, то вообще использовать зонтик, чтобы взлететь… Ну а когда начинался подуровень с водопадами, это был настоящий ад. Все выглядело одинаково или очень похоже, и можно было намотать кругов десять, прежде чем сообразишь, куда надо было прыгать. До сих пор мне эти водопады в ночных кошмарах приходят. Никогда не забуду, как при очередной попытке пройти их мама наругалась на меня, что я долго играю, и выключила «Сегу».
Ах да, вы же помните, что это сейчас в играх куча мест для сохранения, и можно остановиться почти в любом моменте? Забудьте про это в старых консольных играх! Жестокий «Тасманский дьявол» заставлял проходить игру без всяких сохранений, с самого начала и до конца! Сейчас на ютубе лежит его видеопрохождение длиной в 1 час 16 минут (а мировой рекорд спидрана - вообще 25 минут). Но блин, сколько надо было убить часов, чтобы добиться этого показателя…
…В общем, будь проклят разработчик «Планеты Икс» и ее гребаных водопадов!
Благо потом был уровень на порядок проще и веселее: Дикий Запад. Сперва поездка на дилижансе, затем несложный уровень с улочками, ну и босс-бык. Конечно, стоит отдать разработчикам должное: ни один враг не проходится одинаково, на каждого есть свои хитрости. С быком поначалу было непонятно (а где ты загуглишь?!), но после нескольких неудач решение находилось, и сложностей особо не возникало.
Ну и наконец предпоследний уровень. Тот, который я так и не смог осилить. Замок с привидениями. Куча мест с «фиг поймешь, куда идти» и финальный босс, пройти которого просто невозможно, если не знать тактику. Вот кто бы сказал, что нужно прыгнуть на него, когда он остановился и переводит дух, да еще прыгнуть так, чтобы он упал в стоящее на фоне кресло, да еще и сесть в другое кресло, да еще и нажать рычаг, чтобы поменяться с ним телами?! В общем, именно здесь мой поход за Таза закончился.
ААААААААААААААААА!!!!
Возможно, со 1488-й попытки я бы понял, как пройти этого босса, но беда в том, что до него еще дойти было нереально сложно. Уровень с замком был сам по себе замороченным, с кучей мест и созданий, стремящихся убить героя. А я даже читов на уровни не знал (и даже не знал, что они существуют).
Потом, конечно, я прошел с эмуляторами и подсказками, но это уже не то, и последний отвратительно замороченный уровень уже не входит в детские воспоминания.
3. «Zero Tolerance»
Это Doom моего детства. Если в культовый компьютерный шутер, который сейчас запускают на абсолютно любом устройстве, я так ни разу не поиграл, то вот его аналог на «Сеге» отнял у меня немало нервных клеток.
Я долго не решался сесть за эту игру. Она казалась мне мрачной, напрягающей, да еще и была шутером от первого лица (а я шутеры никогда не любил). Но как-то так вышло, что именно Zero Tolerance я сейчас вспоминаю с наибольшей теплотой, поскольку именно она подарила мне самую яркую эмоцию от прохождения.
Я вообще не очень люблю шутеры вообще и шутеры от первого лица в частности. Как минимум потому, что я не очень хорош в реакции и меткости. Плюс я тот еще перфекционист и всегда стараюсь проходить игры с минимальными потерями здоровья. А шутеры подразумевают, что кое-где хелсбар приходится потрепать.
И Zero Tolerance не давал времени на раскачку уже с самого начала: уже на первом уровне мы попадали в непонятную локацию, в которой в нас начинали палить непонятные солдаты. Игра была вся на английском, а потому сюжет в детстве приходилось понимать больше интуитивно. Благо на коробке с игрой, изученной вдоль и поперек, были написаны характеристики всех пяти персонажей, и я знал, что начинать игру нужно за женщину-японку, потому что она лучше всех стреляет и компенсирует мою криворукость.
Представляете, в игре была женщина-азиатка, да еще и самая меткая, и русские геймеры не приходили в ярость от толерантности и феминизма! Вот времена были.
Благо в виду ограничений консоли, выверять до каждого пикселя выстрелы необязательно, достаточно было выстрелить в нужном направлении.
И слава богам, в игре была возможность сохранения! Ну точнее, после полной зачистки уровня у него появлялся код доступа, который достаточно было набрать при новом запуске игры. Вот почему этого не было у Тасманского дьявола?!
Первая локация Zero Tolerance после нескольких попыток проходилась довольно легко. Помню, как я удивился, увидев на ее последнем уровне число врагов «1» и отсутствие каких-то коридоров с переходами. Это был уровень с боссом. Поначалу, конечно, это очень стремало - увидеть новый тип врага, от которого неясно, что ждать. Но проходился он без особых сложностей с первой попытки.
Кардинальная смена обстановки на второй локации в детстве меня безумно порадовала. Вторая локация вообще моя любимая, как самая красочная, детализированная и интересная по наполнению. В ней, к примеру, появлялись интересные роботы с лазерным оружием, гранаты, мины, пожары с огнетушителями и огнеупорной одеждой (одна единица за всю игру)…
Хотя, конечно, использование мин и гранат, как и базуки, в игре абсолютно бесполезно. Использовать их так, чтобы не задело тебя, почти невозможно. Особенно выбешивала дальнобойность базуки: можно было захреначить ей в стену в дальнем углу комнаты и все равно получить урон. Ну а ставить мины вообще было бесполезным занятием, поскольку врагов ими задеть не представлялось возможным.
Ну а последняя локация просто выносила своей замороченностью. Для зачистки врагов необходимо было заглядывать в каждый уголок, а они все построены хитровывернутым лабиринтом, и в какой-то момент просто забываешь, где ты уже прошел, а где еще нет. Ну и постоянно кончавшаяся амуниция добавляла адреналина. Если на первых уровнях оружие было хоть ложкой ешь, то в конце приходилось выверять каждый выстрел, чтобы не потратить патрон впустую.
Ну а прохождение последнего босса стало для меня самой яркой сега-эмоцией в жизни.
Как я уже говорил, интернета в те годы не было, и я не мог знать не только секретов по прохождению, но даже общего числа уровней в той или иной игре. Когда я подобрался к третьему боссу, я просто увидел локацию с большой комнатой посредине и несколькими десятками врагов. Я понял, что это будет босс с кучей миньонов. Оружие почти кончилось, жизней почти не осталось. Я не знаю, сколько еще впереди уровней, и хочу просто пройти этого босса до конца. Пусть последним бойцом, пусть придется его добивать в рукопашную. Просто хочу УВИДЕТЬ, что будет дальше, в какую локацию я попаду, какие будут враги.
Как сейчас помню: я бьюсь из последних сил с гигантской мухой, рядом мама гладит белье. Муха падает, и я вижу титры. В которых мне говорят, что я сделал это и победил всех врагов. Я думал, у меня сердце выпрыгнет от радости. Я прошел! Такую сложную замороченную игру!
Zero Tolerance стала лучшей их трех игрой по балансу «сложность/проходимость». «Тасманский дьявол» не проходился вообще, «Черепашки-ниндзя» были слишком легкими. Эта игра же позволяла пройти ее до конца и получить лютый кайф от финального раунда.
4. Internetional Superstar Soccer Deluxe
Внимательные читатели заметили: в заголовке у меня написано «четыре игры», а картриджей было только три. Как же так?
Дело в том, что четвертый картридж мне принес друг Паша (Паша, привет). Это был единственный сторонний картридж у меня. И это был ФУТБОЛ. Для фанатеющего по футболу ребенка резко перестали существовать другие игры.
Сейчас, годы спустя, я очень долго пытался найти эту игру. Еле нашел: оказывается, футбольных поделок на "Сеге" был вагон и маленькая тележка. В общем, путем проб и ошибок нашел. Это был Internetional Superstar Soccer Deluxe. Видите, как серьезно! Он не только international, так еще и superstar, так еще и deluxe!
Правда, из команд в игре были только сборные. Причем с вымышленными игроками, поскольку лицензии на реальных футболистов у игры не было.
Ну а поскольку делали игру китайцы, фамилии были порой оооочень всратыми. Я не помню только одного тамошнего игрока: лучшим бомбардиром сборной России был нападающий с фамилией Dmitriov. Дмитриов. То есть что-то среднее между русской «Дмитриев» и болгарской «Димитров».(см. состав сборной России на скриншоте)
В игре существовало несколько режимов: тренировка, серия пенальти, товарищеский матч, турнир и челлендж. Турнир можно было составить самому, выбрав участников сетки. А вот что за больной маньяк составлял челлендж, это вопрос интересный. Дело в том, что в этом режиме нужно было провести матчи со ВСЕМИ сборными. И занять первое место. А поскольку рандом в игре был минимальный, для первого места необходимо было выиграть все матчи. Потому что сборная Германии побеждала неизменно во всех остальных играх, сборная Бразилии - во всех играх, кроме Германии, и так далее. Ну а я, как патриот, естественно, играл за Россию! И даже записывал результаты матчей в тетрадку, с авторами голов.
Слава богу, после каждой игры появлялся код, который можно было ввести, чтобы не начинать прохождение сначала (Где ты был в «Тасманском дьяволе», сволочь?!).
Заключение.
Разумеется, это не все игры на "Сеге", которые мне довелось застать. Как-то раз я поиграл у друга в какую-то игру по реслингу (Undertaker был любимым персом), разумеется, знал культовый "Мортал Комбат", всех персонажей оттуда и все их суперудары. Любимым был, разумеется, Саб-зиро. Потому что он давал заторможенному мне моменты для передышки (за счет заморозки). Ну и вообще, я же помор!
Но все эти воспоминания об играх больше гостевые, а потому обрывочные.
В «Сегу» я играл меньше года - примерно с сентября 2002 по май 2003. А летом 2003 года у меня появился первый в моей жизни компьютер. С первыми компьютерными играми. Помимо стандартных косынок и саперов, на него знакомый установил «Medal of Honor: Allied Assault», «Дальнобойщики-2» и «Beachhead 2000». А довольно скоро на ней появилась и FIFA 2003, с уже реальными футболистами. «Сега» была заброшена почти навсегда с редкими доставаниями ее из пыльной коробки… Впрочем, это уже совсем другая история.
P.S. Пишите в комментариях: а какие игры на «Сеге» помните вы? Что любили больше всего? Уверен, у вас сейчас наберется гораздо больше воспоминаний, чем у меня, так что не стесняйтесь!
А заодно можете написать: хотите ли вы похожего обзора моих первых компьютерных игр?