«Зов джунглей». Признание в любви к передаче девяностых

Sep 21, 2020 10:50


На днях со мной произошел случай из серии «вот время летит». Общался я с одним человеком. Вроде бы уже взрослый, умный, рассудительный. Ну как иначе - уже 19 лет ему, все же не мальчик уже. И вдруг я упоминаю в беседе «Зов джунглей», а он не понимает, о чем речь. И тут я задумываюсь: «Ну он же взрослый уже, как он может не знать, что такое «Зов джунглей»?!» Потом в моей голове включается калькулятор, и путем сложных вычислений я понимаю, что передача эта закрылась через год после его рождения. То есть это каноничный пример «выросло поколение».


И именно этот диалог привел меня к данному посту. Если вы из моего поколения, то вряд ли найдете в материале для себя что-то новое. Это не будет глубинное исследование или аналитика. Я расскажу пару забавных фактов, которые и так есть в сети, а заодно поделюсь своими эмоциями, потому что эта передача занимает особое место в моем сердце.


Для начала - маленький ликбез для тех, кто вообще понятия не имеет, о чем я пишу.


Передача «Зов джунглей» по сути своей - всего лишь «Веселые старты» для детей младшего школьного возраста. Они выполняют разные сложные и не очень сложные задачи на силу, ловкость и интеллект. Основная фишка - тематика этого шоу. Действие его происходит «в джунглях», а команды делятся на «хищников» (в красном) и «травоядных» (в желтом). При этом каждый участник еще и становится одним из животных (без особого перевоплощения, просто с принтами на футболках). За различные испытания команды получают очки: хищникам дают большие поролоновые кости, травоядным - большие поролоновые бананы. Кто больше костей/бананов набрал, тот и выиграл.

Казалось бы, незатейливая схема. Но чем же эта передача так привлекала детей и за счет чего продержалась в эфире целых девять лет?

В первую очередь, конечно, азартом боления. В детстве не очень интересно, с каким счетом «Локомотив» победил ЦСКА, когда «Спартак» снимется с чемпионата и за сколько «Зенит» купил очередного судью. Однако тяга к азарту и соревнованиям появляется едва ли не с первых дней жизни. Недаром для того, чтобы вообще родиться, нам нужно победить в непростом забеге с миллионом участников. Мне в детстве не были интересны футбольные, хоккейные или какие-либо другие разборки. Меня больше занимали поединки хищников и травоядных.


Кстати, лично я всю жизнь болел строго за травоядных и даже плакал, если они проигрывали. Наверное, на выбор сторон повлияла моя природная жалостливость. Ведь травоядным зверушкам и так непросто приходится. Их постоянно хищники пытаются съесть, так им еще и в «Зов джунглей» проигрывать?! Может, влияли и призы. Ну типа хищникам дают кости, которые несъедобны для человека, а травоядные получают бананы! Редкость в наших северных краях в девяностые.

На популярность «Зова джунглей» повлиял и антураж. Когда живешь в России, особенно на ее заснеженном севере, разве можно упустить возможность таким необычным образом попасть в африканские джунгли? Все эти слоны, тигры, львы, обезьяны - мы словно попадали в волшебную красочную сказку.


Кстати, гениальная идея: перевести подзаголовок "Джуманджи" Welcome to the Jungle как "Зову джунглей"

Кстати, о красочной сказке. Я всегда говорил, что на популярность телешоу большое влияние может оказывать его заставка. И у «Зова джунглей» она была что надо. И с ней связаны два очень забавных факта.

Первый факт - видеоряд. Я в детстве старался не пропустить у «Зова джунглей» даже начальную заставку, хоть она и не менялась за все годы существования. Ведь эта заставка была сочными мини-мультиком. В детстве я не задумывался насчет крутизны заставки: ну есть она и есть, значит, она такая должна быть. Но годы спустя я восхитился: как же авторы заморочились, что слепили для детской лайтовой передачи целый мини-мультфильм!

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что видеоряд заставки ВЕСЬ, ЦЕЛИКОМ И ПОЛНОСТЬЮ взят из рекламы французского сиропа! Разумеется, ни о каких авторских отчислениях и копирайтах даже речи не шло. Вот какие удивительные были времена. Можно было просто взять и передрать чужой труд, и тебе за это ничего не было. Целое десятилетие.

image Click to view



Второй забавный факт - песня. Во-первых, очень круто то, что спел ее сам Сергей Супонев. Это позволяло погрузиться в мир «Зова джунглей» уже с первых секунд. То есть как это работает: вот Супонев под красочный видеоряд поет, мол, айда к нам в джунгли. И ты в эти джунгли приходишь, и вот он - Супонев, уже ведет передачу.
Ну, а во-вторых, с текстом песни связаны споры множества детей той эпохи: как правильно поется первая строчка?


Апогеем этого стал спор на одном некогда популярном сайте сетевого юмора «Баш.орг» (с олдфага по лайку, как говорится). Одно время его заполонили слащавые и откровенно проститутские посты в духе «а помните, а помните, как круто было в девяностые?!», цель которых была только одна: собрать лайки на тех, кто это всё помнит и обязательно поставит плюсик. И вот, кто-то написал:

«А помните «Зов джунглей?»
Утром в субботу спать неохота,
Сон для усталых взрослых людей.
Мы приглашаем тех, кто отчаян,
В дикие джунгли скорей!»

И этот пост тут же получил возмущенный ответ, что на «БашОрг» приходят тупые школьники, которые не знают классики. Ведь «правильно», по мнению второго автора, вот так:

«Вечером в среду после обеда
Сон для усталых взрослых людей!»

Думаю, вы уже догадались, в чем тут дело. Да, передача поначалу шла утром в субботу, а затем ее перенесли на вечер среды. Создатели эффектно выкрутились из ситуации, чуть поменяв первую строчку. Хотя меня всегда удивляло: кто ж вечером в среду после обеда спать будет?
(а сейчас я бы поспал, если смена с утра)


Кстати, пишите в комментариях: какую версию помните вы: про субботу, среду или обе сразу?

Говоря о магии «Зова джунглей», по идее я обязан упомянуть его многолетнего ведущего Сергея Супонева, но о нем и его роли для телевидения тех лет сказано и снято уже столько, что все мои слова любви и обожания будут просто каплей в море. Думаю, Дудь документальным фильмом окончательно закрыл эту тему. Отмечу лишь, что у Супонева была феноменальная способность разговаривать на одном языке с детьми - и недаром его, взрослого дядю, все детишки поголовно называли на «ты». Но и об этом уже сказано немало. Повторяться не хочу, а новое что-то вряд ли скажу.

Есть байка, что идею передачи Супонев увидел во сне. Увы, так это или нет, мы уже не узнаем. 8 декабря 2001 года Супонев в возрасте 38 лет насмерть разбился, катаясь на снегоходе.

Супонев в моем детстве не руководил детским телеконтентом. Он И БЫЛ детским телеконтентом. Он был причастен к подавляющему большинству передач для школьников и дошкольников на Первом канале того времени (раньше он назывался ОРТ, а еще раньше - «Останкино»).


Почти сразу после гибели Супонева с ОРТ исчез весь детский и подростковый контент. В 2002 году из эфира пропали «До 16 и старше», «Звездный час» и «Зов джунглей». Год спустя - еще одна передача Супонева «Царь горы». Кстати, «Царь горы» вел Алексей Веселкин, который также мелькал по ТВ в рекламе духов с феромонами. Забавно было: на одном канале человек общается с детьми и дает им веселые конкурсы, переключаешь - а он уже стоит в обнимку с двумя девушками в нижнем белье. Впоследствии пропал и другой детский контент, к которому Супонев уже не имел отношения - к примеру, мультики по будням в 15:20.

Сейчас «вечером в среду после обеда» на Первом канале выходит скандальное шоу «Мужское - женское», где на обозрение всей стране люди вываливают свое и чужое грязное белье. «Утром в субботу» идет передача вроде бы как для детей - «101 вопрос взрослому». Но только судя по тем фрагментам, что я посмотрел при написании этого материала, дети заскучают на ней уже минуте на пятой. В 15 часов после выпуска новостей идет не какой-нибудь захватывающий мультсериал, а передача «Давай поженимся».

Ну а там, где в эфирной сетке раньше был «Звездный час», сейчас идет «Время покажет», где Шейнин, пытаясь продрать заплывающие глазенки, неустанно разоблачает врагов родины. Даже питается прямо на рабочем месте


Справедливо ли сказать «рейтинг сам себя не сделает» и «спрос рождает предложение»? Думаю, да. Но вряд ли в девяностые детские передачи собирали более высокие рейтинги, чем политические ток-шоу. Однако детские передачи все равно были. При несоизмеримо меньшем количестве телеканалов и при далеко не круглосуточном вещании.

А Супонев сейчас где-то в другом месте. Месте, где крокодилы, львы и гориллы, слон и пантера в зарослях ждут, и хочешь - не хочешь, днем или ночью чудо придет.

ЧГК и Ко

Previous post Next post
Up