Топ-11 альбомов «Аквариума»

Aug 13, 2019 12:00

Я уже выпускал две подборки своих любимых песен «Аквариума» ( один и два). Наверное, будет и третья, возможно, к дню рождения БорисБорисыча. Но сейчас на меня напала муза, и я решил пойти по-крупному. Выкатить топ-11 альбомов «Аквариума». Потому что могу!


Этот топ - чисто мое субъективное мнение, так что если ваше отличается, обязательно пишите свое видение, это всегда интересно.

Для тех, кто следит за творчеством БГ не так активно, как я, стоит пояснить. Вообще у «Аквариума» обширнейшее творческое наследие - помимо основной дискографии у группы есть множество разных архивников, экспериментальных альбомов и просто уйма незаписанных песен, некоторые из которых исполнялись 1-2 раза. Для этого топа я буду использовать только номерные или так называемые «естественные» альбомы «Аквариума». Но в бонусных упоминаниях будет парочка «неестественных». В общем, приятного прочтения!



11. «Лилит» (1997)

Альбом входит в дискографию «Аквариума», но его Борис Гребенщиков записывал после роспуска второго состава вместе с группой The Band.
Что можно сказать, это, пожалуй, самый мистический альбом в дискографии БГ, с непонятными загадочными образами, метафорами и очень необычным звучанием. А еще мистики добавляет то, что он выходил в России и Великобритании с разным порядком песен, и на обоих версиях одной композиции недоставало (в британском варианте не выпущен «Капитан Белый Снег», в нашем - «Последний день августа»).
Здесь вам и мажорный рок «Некоторые женятся», и легкий блюз «Мой друг доктор», и что-то в стиле ретро («Хилый закос под любовь»), и просто крышесносная песня «Тень», от которой у меня мурашки по коже.
Забавная история. В девяностые в России выходила полулегальная серия сборников «Легенды русского рока», которую еще и умудрялись пиратить. И одновременно с официальной «Легенды русского рока: Аквариум» существовала пиратская «Легенды русского рока: Борис Гребенщиков». И вот в последнюю напихали песен из разных альбомов, где он был без своей основной группы. Чуть ли не половина песен была как раз с «Лилит». Так состоялось мое частичное знакомство с альбомом.
Любимые песни: «Если бы не ты», «Тень», «Некоторые женятся».

10. «Треугольник» (1981)

«Аквариум», выходящий за рамки музыки вообще и себя в частности. Каким-то образом «Треугольник» умудряется быть одновременно и похожим, и непохожим на творчество группы. Здесь убийственная абсурдность сочетается со знакомой стилистикой образов, романтическая средневековая музыка «Гиневер» с разнузданной песней аж из начала 70-х «Мочалкин блюз», хорал с каноном, марш с музыкой T.Rex, остановите меня кто-нибудь.
Самое удивительное, что ни одна песня альбома не входит у меня в число самых любимых, но при этом мне нравится этот альбом именно как цельное произведение.
В конце концов, это единственный альбом, где есть аж две композиции, в которых солирует не БГ - «Два тракториста» (Сева Гаккель) и «Крюкообразность» (Ольга Першина).
Забавная история. В детстве я терпеть не мог «Старика Козлодоева». А потом подрос, понял, о чем она, и с удовольствием ее припоминаю по отношению к одному известному персонажу, к которому она невероятно применима в наши дни.
Любимые песни: «Два тракториста», «Миша из города скрипящих статуй», «У императора Нерона».

9. Равноденствие (1987)

Сборник из десяти песен-гимнов, квинтэссенция и лебединая песня первого состава «Аквариума». Хиты на все времена, которые до сих пор вызывают неистовые овации у публики.
Это тот альбом, в который я не вкатываюсь постепенно, а ныряю с головой с самой первой песни. Оно и понятно - «Иван-чай», а следом «Великий дворник» звучат величественно, монументально, несмотря на свои бытовые и прозаические названия. Но потом звучит что-то совсем загадочное - «Наблюдатель». Ну а после него, когда кажется, что внимание усыплено, начинается хит за хитом.
Я помню, как мне дико запали «Партизаны полной Луны» в видеоверсии рок-фестиваля «Крылья» 2002 года. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвела песня «Поколение дворников и сторожей», которой БГ сейчас стал закрывать концерты. Но все это не идет в сравнение с 2000 годом, когда на кассете «Легенды русского рока: Аквариум» седьмым треком я услышал «Ветер, туман и снег…». Спеть о любви, ни разу не произнося слово любовь - это искусство.
Забавная история. В свое время мне один знакомый дал послушать кассету с альбомами «Равноденствие» и «Ихтиология». А через какое-то время нашу квартиру ограбили. В том числе вынесли магнитофон, в котором на тот момент стояла эта кассета. Спустя какое-то время преступников нашли. Магнитофон вернули. И кассету!
Любимые песни: «Партизаны полной Луны», «Аделаида», «Поколение дворников и сторожей».

8. Снежный лев (1996)

Этот альбом занимает особое место в моей жизни. Потому что это был первый альбом «Аквариума», который я услышал. Первая моя кассета была - «Легенды русского рока: Аквариум», а вторая - как раз «Снежный лев», еще переписанная с другой кассеты (Макс, привет).
И в принципе, в этом и заключается почти единственная причина, почему этот альбом есть в списке и на столь высоком месте. Впрочем, и песни там хорошие. Бессмертная социалочка «Древнерусская тоска», например, или боевик «Истребитель» с чумовым гитарным соло Алексея Зубарева.
Ну а две песни с этого альбома я пою сейчас своему сынишке. «Дубровский» как колыбельную (со словами «не плачь, Митя, я здесь») и «Максим Лесник» как развлекалово («папа, спой мне песенку про быка и волка»).
Забавная история. Пару лет назад мне приснился сон-сказка. В нем капризная царевна хотела себе найти идеального мужа, но все претенденты чем-то были плохи. И она хотела себе всех их взять, чтоб дополняли друг друга. Ну, понятно, там как-то все разрешилось, и она осталась одна. И в конце этой «сказки» пошли «финальные титры», в которых пел Борис Гребенщиков. Пел он на мотив «Черного брахмана» какую-то поучительную песню, в которой были слова «Коль одна живешь ты на свете, так и муж должОн быть один». Прошло сколько лет, а я все еще помню.
Любимые песни: «Максим Лесник», «Дубровский», «Истребитель».

7. «Ихтиология» (1984)

Из раннего «Аквариума» мне больше всего нравятся такие вот ненавязчивые акустические альбомы. Один из них будет позднее, еще один - «Синий альбом» - был срезан при отборе в последний момент. Здесь трудно говорить о какой-то концепции - просто подборка песен, записанных на квартирах в акустический период. Но несмотря на свою неконцептуальность «Ихтиология» невероятно атмосферна. Ты как будто сам оказываешься среди толпы молодых ребят, набившихся до отказа в маленькую хрущевку, чтоб послушать Боба и компанию.
А еще этот альбом - рекордсмен по количеству песен, которые я пою сыну: «Ключи от моих дверей», «Рыба», «Десять прекрасных дам» («и чинно вкушали чай и ром»), «Новая жизнь на новом посту», а также в несмышленый период - «Сторож Сергеев».
Здесь же мощнейшая по тексту «Рождественская» песня и невероятно надрывные «Лети, мой ангел, лети» и «Движение в сторону весны».
А еще в данном случае я не могу не вспомнить о бонус-треках, которые были добавлены на ДВД-переиздание. Потому что их тут много (целых семь) и потому, что среди них есть две песни, входящие в двадцатку моих любимых. «Немое кино» (особенно хорошо в версии с клавишами Рубекина) и «Уйдешь своим путем», лучшая песня о позитивном расставании.
Забавная история. Как я уже писал выше, альбом «Ихтиология» мне достался на кассете вместе с «Равноденствием». И если «Равноденствие» записалось полностью, от «Иван-чая» до «Поколения дворников и сторожей», то вот «Ихтиология» обрывалась на самых первых аккордах «Лети, мой ангел, лети». Я несколько лет ждал, чтобы послушать две последние песни альбома (я еще не знал о переиздании с 7 бонус-треками). И мои ожидания окупились сполна. Песни фееричные.
Любимые песни: «Рыба», «Движение в сторону весны», «Уйдешь своим путем», «Немое кино».

6. «Акустика» (1982)

Ну а вот и «Акустика»! От нее у меня примерно то же самое настроение, что и от «Ихтиологии», хоть песни записаны и в студии. Теплая ламповая ненавязчивая музыка с въедающимися в память образами. Потрясающее сочетание минорных и мажорных песен. Тут песни-шутки типа «Иванова» или «Песни для нового быта» сочетаются с «Моей звезде» и «С той стороны зеркального стекла». Последняя была написана еще в семидесятые и до сих пор остается одной из лучших в творчестве БГ. Песни «Акустики» прекрасно звучат все вместе, но, в отличие от «Треугольника», прекрасно смотрятся и по отдельности. Недаром существует аж три (а то и больше) версии порядка композиций на альбоме.
Забавная история. У «Аквариума» существует две песни, которые по какой-то загадочной причине часто соседствуют на разных альбомах и концертах, но при этом называются, на мой взгляд, неправильно. У меня стойкое впечатление, что у них перепутаны названия, и эта ошибка тянется еще с совместного альбома БГ и Майка Науменко «Все братья - сестры».
Одна песня - это «Почему не падает небо», а другая - «Сталь». В песне «Почему не падает небо» первый куплет заканчивается словами «В пальцах его снег превращался в сталь». А песня «Сталь» по настроению самый что ни на есть ответ на вопрос, почему не падает небо. Но тем не менее, в официальной дискографии «Аквариума» названия у них именно такие, а не наоборот.
Ну так вот, на моей кассете (это, кстати, был второй мой переписанный альбом после «Снежного льва») эти песни назывались как раз «правильно» (на мой взгляд)! То есть «Почему не падает небо» - это «я не знаю, зачем ты вошла в этот дом», а «Сталь» - «он слышал ее имя, он ждал повторенья». И это логичнее!
А еще порядок песен в моей версии очень редкий, почти нигде такой не встречается (первая там - «Укравший дождь»).
Любимые песни: «Песня для нового быта», «С той стороны зеркального стекла», «Контрданс».

5. «Время N» (2018)
Не работает код для вставки, вот вам прямая ссылка
Приготовьтесь, сейчас будет больше текста, чем в других пунктах
Самый свежий альбом «Аквариума» на данный момент. Борис Борисович из той редкой категории музыкантов, которые не скатываются и не исписываются со временем. Напротив, он не боится идти на эксперименты и продолжает активно творить. «Время N» вышел, по его словам, завершающим в трилогии, которую открыли «Архангельск» и  «Соль». Сразу мини-спойлер: «Соль» будет следующим пунктом. На самом деле деление между шестым и пятым местом довольно условное, альбомы по-хорошему должны их разделить, как дополняющие друг друга и объединенные общей идеей. Но пятый забрался повыше из-за одной песни.
Альбом «Время N» вышел очень концептуальным. Пожалуй, это единственный случай в творчестве группы, когда абсолютно все песни занимают свои четкие места, и переместить их - значит нарушить концепцию. Посмотрите на историю путешествия от тьмы к свету:
Человеку тяжело, что он глушит свою боль в алкоголе («Время N»). Он рассказывает, что он обманулся в ожиданиях, разуверился в том, на кого так сильно надеялся («Темный как ночь»). Он доходит до низшей точки депрессии, когда кажется, что он не выберется из мрака («Сякухачи»). Но понимает, что «Они уходят так же бездарно, как приходят», в его глазах появляется надежда («На ржавом ветру»). Он познает умение прощать и отпускать боль («Песни нелюбимых»). Он отсекает все зло, что накопилось в нем («Ножи Бодхисатвы»), и впереди его ждет медитация («Прикуривает от пустоты» и «Соль») и, наконец, позитивные изменения в жизни («Крестовый поход птиц»).
Забавная история. Когда вышло «Время N», я хотел впервые в жизни написать рецензию на музыкальный альбом. И разложить примерно то, что я написал в тексте выше, но подробнее. И что вы думаете? В каком-то издании (кажется, «Газета.ру») выходит рецензия на «Время N», которая почти один в один повторяет все мои мысли! Я так расстроился, что не стал ничего писать и с тех пор отказался от идеи рецензирования музыкальных альбомов.
Любимые песни: «На ржавом ветру», «Песни нелюбимых», «Крестовый поход птиц».

4. «Соль» (2014)

Альбом «Соль» ознаменовал начало темных времен нашей истории и вышел под стать - темным, мрачным и злободневным. Даже обложка у него была черная. «Соль» вновь, как и в случае с «Архангельском», показала: БГ - это необязательно витающая в облаках эзотерика вавилонов и чакр. БГ - это еще и «под рубашкой от Бриони наколки на груди, а мертвых журналистов без тебя хоть пруд пруди». Помимо злободневных и агрессивных песен на альбоме есть одна из самых красивых и романтичных песен позднего «Аквариума» - «Голубиное слово», очень личное «Селфи» и загадочная «Стелла Марис». Ну а главное - именно на этом альбоме звучит моя любимая песня «Аквариума» на данный момент - «Любовь во время войны». Именно она и подняла «Соль» чуть повыше.
Забавная история. Пожалуй, не будет на этот раз забавной истории, все же альбом довольно тяжелый получился. Но просто расскажу, что я в свое время добровольно выложил за него 300 рублей на «Кругах» просто потому, что захотел это сделать. Хотя имел возможность скачать бесплатно. Я решил, что хочу поддержать своего любимого музыканта. И с тех пор всегда так делаю. В том числе и с вышеуказанным «Временем N».
Любимые песни: «Губернатор», «Любовь во время войны», «Голубиное слово».

3. «Сестра Хаос» (2002)

Еще один альбом, любовь к которому у меня во многом обусловлена теплыми воспоминаниями. Группу «Аквариум» я начал слушать в середине 2000 года. Тогда я еще не знал о ней почти ничего и просто собирал и активно слушал альбомы. Моя коллекция пополнялась кассетами прошлых лет, как переписанными (Макс, опять привет!), так и купленными. И вот, через полтора года после моего увлечения «Аквариумом», выходит первый действительно новый альбом группы…
И как же он хорош! В альбоме вообще нет ни одного забывающегося проходняка, все песни очень яркие, эффектные, запоминающиеся. Каждая нашла отклик в сердцах поклонников. Даже наименее примечательная из девятки «Нога судьбы» - один мой друг того периода называл ее вообще самой любимой на альбоме.
В девяти песнях БГ будто собрал всё лучшее, что было у группы. И социалочку, и философию, и юмор, и регги, и романтику.
А песня «Брод» на долгое время стала моей любимой у «Аквариума», а заодно и лейтмотивом моей жизни.
Забавная история. В марте 2002 года я пришел домой в дико расстроенных чувствах. Наша команда по «Что? Где? Когда?» проиграла на каком-то крупном турнире. Это было в тот романтично-наивный период, когда я искренне расстраивался из-за каких-то там поражений на каких-то там интеллектуальных играх. Ну так вот, в тот вечер мама мне купила кассету «Аквариума». Но я был так расстроен, что прослушивание ее отложил на следующий день. До того я был несчастен и хотел лежать и страдать. А потом я долго себя корил, что потерял целый день перед прослушиванием этого бриллианта.
Любимые песни: «500», «Брод», «Северный цвет».

2. «Русский альбом» (1992)

Все-таки печаль и тоска - национальная черта русского человека. Россия для грустных, как говорится.  Альбом вышел в тяжелый переходный период жизни нашей страны и пропитан насквозь той болью. Особенно это чувствуется в «Государыне», «Конях беспредела» и невероятно тягучих восьмиминутных «Волках да воронах».
Тем не менее, как и в случае со «Временем N», альбом заканчивается на позитиве - трогательной «Елизаветой» и вроде бы как грустным, но при этом бодром «Бурлаке». Последний долгое время был моим любимым у БГ, пока я не услышал «Любовь во время войны».
Ну и вообще, как я могу не обожать альбом, где есть песня про моего тезку? :)
Забавная история. Опять весьма тяжелый альбом для забавных историй. Но одна есть у меня. Я до сих пор путаю «Заповедную песню» и «Сирин, Алконост, Гамаюн». Как их вообще различать?!
Любимые песни: «Никита Рязанский», «Ласточка», «Бурлак»+«День радости» как бонус-трек.

Перед первым местом - пара бонусов. Это не номерные альбомы, но они, на мой взгляд, заслуживают внимания.
а) «Библиотека Вавилона» (1993).

Песни были записаны в период между 1987 и 1991 годом. Здесь и забойные «Козлы», и прекрасная «Сестра», и кавер на антивоенную песню Вертинского, и одна из лучших песен о Боге - «Серебро Господа моего»
Забавная история. Я учился в девятом классе. Мы приехали на чемпионат России по «Что? Где? Когда?». Перед ним мы играли несколько неофициальных игр, в том числе «Эрудит-квартет», это что-то вроде «Своей игры», но разные раунды играют разные игроки команды. Мне досталась в одном из раундов «Голубая тема». Вопрос: «Борис Гребенщиков спел об этом работнике метлы». А Я НЕ ЗНАЮ! И на меня, уже тогда двинутого аквариумиста, с укором смотрит вся северодвинская делегация. Потом до конца поездки меня стебали «Голубым дворником».
Но самое смешное было, когда я приехал домой и послушал еще раз «Библиотеку Вавилона», которую я уже до этого слушал, но из-за плохого качества звука в ней некоторые песни переписались не очень хорошо. А переписывались они сами с переписанной кассеты, на которой не были подписаны треки. И что бы вы думали? Я наконец-то четко услышал, что поется в припеве первой песни после слов «И все бы ничего, когда б не…». Это был тот самый «Голубой дворник». Оказывается, я его слышал! И не ответил тогда! Благо меня выручило то, что мы все равно выиграли, а я тогда наотвечал пачку других сложных вопросов.
Любимые песни: «Козлы», «То, что я должен сказать», «Серебро Господа моего».

б) «Кунсткамера» (1998).

Я вполне воспринимал этот сборник-компиляцию как самостоятельный альбом, пока не выяснилось, что это не совсем чтобы альбом, а песни туда были напиханы из совершенно разных источников, некоторые из которых даже не удалось Гребенщикову идентифицировать. Впрочем, такая эклектичность пошла альбому на пользу. Никогда не знаешь, чего от него ожидать: то ли забойного рока «Песков Петербурга», то ли разнузданности «Менуэта земледельцу», то ли таинственную «White Sail Burning», то ли классическую «Я хотел петь», то ли кавер на группу «Цветы», а то ли вообще пятиминутного инструментала под названием «Император пересекает плато, двигаясь поочередно в обоих направлениях. Вся свита почтительно следует за ним».
Забавная история. Песню «Звездочка моя ясная» я изначально услышал именно в исполнении БГ и Чижа. Я даже тогда не знал, что подпевает Гребенщикову Чиж. И более того, я даже не знал, что это песня группы «Цветы»! Очень ей проникся, дал послушать маме, и она уже раскрыла мне глаза. Потом я слышал ее в исполнении «Цветов» и понимал, что не могу ее воспринимать так гимноподобно. Слишком уж я привык к тихому романтичному полушепоту.
Любимые песни: «Ей не нравится», «Она моя драма», «Звездочка моя ясная».

в) «Тайная история пчеловодства» (2012).



На этом сборнике 2012 года БГ собрал одни из самых романтичных песен, которые по той или иной причине не были записаны в студии. «Давай будем вместе», «Любовь - это все, что мы есть», «Огонь на себя», «Тень твоего крыла» и, конечно, «Камни в холодной воде». Ну и еще там несколько классных вещей вроде уже упомянутой в «Ихтиологии» «Уйдешь своим путем» или «Солнца в холодной воде».
Забавная история. Вообще как таковой отдельной забавной истории у меня про этот альбом или какие-то его песни нет. Но зато поиск почти каждой раритетной композиции был настоящей битвой с интернетом и гугл-поиском. Разные источники, мучения, ужасное качество звука, а когда-то еще диал-ап с постоянным риском дисконнекта… Романтика. А в 2012 году я все это взял и скачал с «Кругов» за пару минут.
Любимые песни: «Уйдешь своим путем», «Вызвать огонь на себя», «Камни в холодной воде».

г) «Электрошок» (1982).

image Click to view


Я просто обязан назвать один из концертных альбомов. Выбирая между «Оракулом божественной бутылки», «Письмами капитана Воронина» и «Электрошоком», я остановился на последнем. Хотя бы потому, что на нем можно услышать, каким разнузданным и панковым мог быть «Аквариум». А заодно услышать одну из самых психоделичных композиций - «Мы никогда не станем старше». В каком же я был восторге, когда услышал ее на концерте в Казани в 2016 году. А еще все просто обязаны услышать последние два трека с альбома. По воспоминаниям БГ, во время предпоследнего в зале включили свет и вырубили аппаратуру, а последний они вообще сыграли каким-то чудом, когда их чуть ли не уводили со сцены (дословно не помню, может что и напутал). Считайте это забавной историей самой по себе.
Любимые песни: «Сентябрь», «Мы никогда не станем старше», ну и те две песни из концовки.

д) «Двери Травы» (2017).

В последние годы у «Аквариума» вышло несколько синглов, и из них особого внимания заслуживает «Двери травы». Наконец-то качественно записанные в студии «Двери травы», «Не трать время» и «Для тех, кто влюблен». Каждая по-своему прелестна. И каждая по-своему любима.

1. «Лошадь белая» (2008)

Ну а вот и пришла пора абсолютного лидера. Кажется, последний полностью новый альбом «Аквариума», не содержащий остросоциального мрака. Потом выходили «Пушкинская, 10» и «Аквариум Плюс», где было несколько старых песен, а также трилогия «Архангельск», «Соль», «Время N».
«Лошадь белая» записывалась так называемым «Аквариум International», то есть в записи участвовали музыканты со всего мира, игравшие на совершенно различных инструментах. И пусть один мой знакомый говорил, что для хорошей мелодии неважно количество инструментов, здесь палитра музыки играет свою важную роль. Но какая бы форма была без содержания? Ну а содержание здесь просто великолепное. Опять, как и в случае с «Сестрой Хаос», ни одного выстрела «в молоко», каждая песня западает в душу, запоминается и долго отдается в сердце. Очаровательная метафора человеческой души («Лошадь белая»), милая пасторальная зарисовка («Анютины глазки»), еще одна чудесная песня о Боге («Сокол»), невероятно позитивный весенний танец («Аригато»), забойный рокешник («Дуй»), ну и ирландская музыка - это всегда хорошо («Что нам делать с пьяным матросом?»).
Ну и отдельно, конечно, стоит назвать трек номер 9. Ведь если бы не он, мой ЖЖ получил бы совершенно другое название.
Забавная история. Кто-то может подумать: ну поняяятно, Паисий Пчельник взял себе такой псевдоним, потому и альбом с этой песней на первое место поставил. Но самое удивительное то, что распределяя места, я даже не вспомнил об этой песне! Да, альбом «Лошадь белая» стал для меня номером один вне контекста «Слова Паисия Пчельника»! Более того, эта песня вообще не входит у меня в число любимых не то, что у «Аквариума», но и вообще на альбоме. Но судьба разыграла свою карту!
Любимые песни: «Дуй», «Аригато», «Что нам делать с пьяным матросом?».

P.S. Ну а вы пишите в комментариях: какие альбомы «Аквариума» любимые у вас? Ну или если не альбомы, то хотя бы песни?

Музыка, Аквариум

Previous post Next post
Up