Уф! Я даже подводки к этому посту не хочу делать. Вы не представляете, как это было сложно. Пришлось по диагонали пересмотреть все игры высшей лиги КВН нулевых. А это, на минуточку, 80 телепередач! Так что если вы не увидите какого-то своего любимого номера в подборке, пожалуйста, не бейте, я и так пострадавший! А лучше - напишите свой вариант любимых номеров! Ну а пока, как принято говорить в КВН, поехали!
Так, стоп!!! Что вы тут устроили? Вы понимаете, кто нас сейчас читает? Нас читают читатели, которые не в курсе наших принципов отбора. Так давайте же их поясним.
1) В топ вошли номера, показанные в высшей лиге КВН в нулевые годы, то есть с 2000 по 2009-й.
2) Я взял исключительно игры высшей лиги, поэтому мой любимый номер
«потому что гладиолус» вы не увидите. Просто потому что если бы я стал шерстить еще и все летние кубки, и Юрмалу, и сочинские фестивали, и премьер-лигу, я бы просто свихнулся.
3) По какому принципу я распределял места? Да по внутренним ощущениям. Конечно, во главу угла шли цельность номера, плотность и качество юмора. А декорации, актерская игра - это все, конечно, тоже хорошо, но имеет не такое большое значение (но и полностью игнорировать их тоже неверно).
4) Еще раз: этот топ - мое мнение, составленное на момент декабря 2018 года, возможно, раньше или позже список был бы другой - вкусы меняются. Если у вас есть альтернативные варианты, милости прошу в комменты.
5) Я не буду загружать в ЖЖ видео, чтобы пост не был тяжеловесным - оставлю только ссылки.
11. Ломоносов (Сборная Пятигорска, 2004) Сборная Пятигорска провела в вышке два сезона и оба раза доходила до финала. И оба раза побеждала. Это не опечатка, знаменитая история, что в 2003 году были неправильно округлены баллы, и по факту Пятигорск разделил чемпионство с Сочи.
Фирменной фишкой этой команды была ее подчеркнутая неловкость и нескладность. Ее главные лица - Семен Слепаков и Лена Борщова намеренно подавали текст как-то скованно, с неправильными интонациями. Вторая фирменная фишка - незаезженные темы для номеров. «Ломоносов» в полуфинале-2004 стал квинтэссенцией этих двух особенностей. Атмосфера провинциального театра с провинциальными декорациями на фоне прекрасных шуток вроде «сломалась твоя корова» и чудесного рефрена про измену («Фёдор - это ЯЯЯЯ!!!») - именно в той игре стало понятно, что весь сезон-2004 - это сезон Пятигорска.
(А ведь эти ребята в каждом выступлении могли шутить про Лермонтова и Провал, но почему-то этого не делали и запомнились как одна из лучших команд клуба).
10. Убийство в английском стиле (Сборная Санкт-Петербурга, 2005) Сборная Питера так и не стала чемпионом КВН и, на мой взгляд, остается лучшей командой-нечемпионом. Вернувшись в сезоне-2005, Питер в первой же игре показал, что такое классический КВН. Номер в музыкальном домашнем задании был наполнен блестящими вневременными шутками («вам не сбежать с этого острова»), клише классических детективов («пойду, прогуляюсь возле пропасти в скользких ботинках). И именно этот номер показал: объединение некогда двух конкурсов (музыкальный и домашнее задание) не всегда нужно. В номере звучит пара песен, но они настолько неорганично смотрятся, что понятно: их вставили лишь для оправдания слова «музыкальное». Ну а без них получилась прекрасная домашка, которую можно показать как в начале девяностых, так и сейчас - зайдет она в любом случае на ура.
9. Три возраста («ЧП», 2005) Думаю, мало кто любит в КВН лирику. Ну вот знаете, все эти бесконечные «а если серьезно», «мы так любим эту игру и своих близких» и так далее. Но есть один пример идеального баланса между лирикой и юмором. Это концовка номера «ЧП» про первое свидание.
Я вам даже так скажу: этот номер нельзя назвать разрывным. Почти все шутки строились по двум сценариям: либо совсем неожиданное будущее («волоколамский пластилин»), либо что-то, что никогда не меняется («а кто президент Беларуси?»). Да, это было весьма остроумно, весело, но этот номер никогда бы не попал в мой топ. Особенно с учетом того, что у тех же «ЧП» были номера
про шпану,
алые паруса,
Ромео и Джульетту (с огромной болью срезал все эти номера, особенно шпану было жалко убирать).
Все эти номера, конечно, очень хорошие. Но ни в одном из них не было вязаного шарфа. Это самый милый и трогательный момент, который когда-либо был показан на сцене КВН.
8. Отец и сын наряжают елку (Сборная Пятигорска, 2004) Если полуфинал-2004 четко дал понять, что Пятигорск должен стать чемпионом, то финал стал лишь подтверждением правоты этого тезиса. Очень часто бывает, что феерящие в сезоне команды в финале сдуваются (Питер-99, «Утомленные солнцем»-2001, «Прима»-2007) или строят выступление на том, как им нужно стать чемпионами. Пятигорск пошел по другому пути. Он просто показал бенефис двух прекрасных актеров с прекрасными шутками, многие из которых пошли в народ («папа не бросил пить, папа не бросил курить и тебя папа не бросит», «ма-ла-дец! Дец как мало»). Добавим к ним и другие годные номера (вроде
«Богемской рапсодии»), и в память команда войдет как один из самых сильных и заслуженных чемпионов КВН.
7. Перестроечный боевик («Четыре татарина», 2005) Я в предисловии уже написал, что декорации и костюмы в КВН - это хорошо, но никогда они не превзойдут сильный текст. Однако именно этот номер войдет в историю игры лично для меня как идеальное сочетание формы и содержания.
Я
никогда не любил второй состав «Татар», в первую очередь, из-за фронтвумен Екатерины Скулкиной. И этот номер показал, на что способна команда, если эта мадам не выходит на передний план. Прекрасное воссоздание атмосферы перестроечного кино даже в мелочах - тот же джемпер Boys у парня в самом начале. Шутки заходят на ура (и даже читающиеся типа «три куска»), рефрены работают («а мне пофиг, я под кайфом», «мы тебе не писали…»)... И музыка! Как же классно тут подобрана музыка - «Мое поколение», «Перемен», «Дуся-агрегат», «Я вернусь», пародия на «Мираж»… Тотальное погружение, как говорится. Ну и внезапный слом в конце, когда вроде серьезный тон повествования резко меняется на детскую игру - «ищи Сутулого». Даже обидно, что на зал совсем не сработала шикарная ремарка «не узнал, не узнал!». Это был звездный час второго состава «Четырех татар».
6. Бесприданница («ЛУНа», 2005) Ну, про команду «ЛУНа» я могу разговаривать, и разговаривать, и разговаривать, и разговаривать. Для меня они останутся самой чемпионской из нечемпионских команд, после Питера, разумеется. Практически ни одного статиста, все со своей харизмой и обаянием, при этом всегда подчеркнуто стильные и эффектные, хоть сейчас с КВН на президентский ужин.
Команда всегда в домашках и СТЭМах заморачивалась насчет костюмов, но все это было бы бесполезно без сильного текста. Так чем же он так силен? А тем, что команда, пародируя известное произведение, шутила строго в его рамках. Если номер про «Бесприданницу», значит будут шутки на основе этого фильма, а отступления от оригинала всегда будут сюжетно оправданны.
А «ЛУНа» ценна тем, что подарила одну из представительниц редчайшей категории КВНщиц.
Дело в том, что девушек в КВН можно разделить условно на три категории:
1) милая мордашка ради внешности
2) здоровая бабища-деспот
3) страшненькая дура (например, Светка и Жанка в «Парме»)
Но есть и редчайший четвертый вид: девушки, которые могут сыграть как милую мордашку, так и дуру, не теряя при этом обаяния. Таких за всю историю моих просмотров КВН я могу назвать две: Полина Сибагатуллина из Питера и Татьяна Морозова из «ЛУНы». И номер «Бесприданница» - это, пожалуй, ее лучшая роль. Что еще можно добавить? Разве что «извольте сиськи чаю»!
Кстати, даже с этим фееричным номером команда не смогла выйти в финал. Это то, что вы должны знать об уровне КВН середины нулевых.
5. Продюсер Пушкина (МАМИ, 2002) К образу Гарика Харламова в КВН можно относиться по-разному. Я слышал полярные мнения - от «обожемойгениальнодесятьиздесяти» до «огосподикаквыэтосмотритеэтожепозор». Но глупо отрицать, что полуфинальный СТЭМ 2002 года стал бенефисом как для него, так и для команды МАМИ (впоследствии - «Незолотой молодежи»).
И вроде бы весь юмор построен по одной схеме: Пушкин в девятнадцатом веке пересекается с реалиями века двадцать первого: продюсер, спонсор, попса, «пипл хавает». Но как же классно эта схема работает! Потому что все эти реалии отлично вплетены в действительность XIX века. Взять хотя бы шутку «Кавказ сейчас актуальная тема»!
Этот номер - один из рекордсменов по цитируемости мной в жизни. «Пока пипл хавает «Анчар», будешь читать «Анчар», «Чо! Солнце русской поэзии! Чо!», «Москва дыра, в Питер надо перебираться» - эти фразочки я до сих пор использую к месту и не к месту.
Ну и одна из лучших шуток в КВН вообще: «Саша, Лермонтов, пишет! А не рожицы на полях рисует!». Шутка вроде бы понятная, но при этом не сразу. И подана отлично - наставник отчитывает подопечного.
4. Библиотека («Утомленные солнцем», 2001) Я никогда особо не любил Михаила Галустяна, и не я один. Но одно у него не отнять: за счет своей невероятной харизмы он мог сделать даже не самый смешной номер смешным. Я бы мог приводить примеры, но лучше всего это показал Стас Ярушин. Посмотрите
это видео на моменте 51:16. А что бывает, если к харизме Галустяна добавляется смешной текст? Бывает номер «вышибала в библиотеке».
Нет смысла описывать все достоинства этого номера. Думаю, его видели вообще все, кто хоть как-то интересуется КВНом. Скажу лишь, что фраза «тишина должна быть в библиотеке» в моем КВН-цитатнике уступает лишь двум фразам. Одна из них - «потому что гладиолус» (но гладиолусов тут не будет, почему - см. предисловие). А другая - позднее.
2-3. Формула любви («ЛУНа», 2006) У меня никогда в топах не бывало разделенных мест, пусть сегодня будет в первый раз. Вторую и третью строчку делят два номера, которые хороши каждый по-своему. Один - за связность сюжета, второй - за количество классных шуток.
Начнем с сюжетного. Ну тут я могу лишь повторить то, что написал про «Бесприданницу». За одним исключением - на этот раз «ЛУНа» вышла-таки в финал.
Возможно, этот заход получился лучше благодаря большей привязке к оригинальному фильму. Практически все шутки были так или иначе завязаны на цитатах из комедии Марка Захарова. Даже из банального имени-отчества «Марья Ивановна» умудрились сделать забавную шутку. Эх, «ЛУНа-ЛУНа», цветы-цветы, жаль, ты не стала чемпионом. Ты заслужила это.
2-3. Плохое радио (Сборная Санкт-Петербурга, 2002) Только вдумайтесь: номеру уже 16 лет, а он все еще заходит. Причем это не детские теплые воспоминания, когда трава была зеленее. Более того, в детстве я половину шуток вообще не понял.
Сборная Санкт-Петербурга все три сезона в высшей лиге не боялась идти на эксперименты. Вот и в полуфинале-2002 была показана, как они сказали, «домашка в домашке». Все начинается с заигрываний Полины с Масляковым (и очень классным гэгом с чашкой кофе), и внезапно переходит к «Плохому радио».
В отличие от «Формулы любви», «Плохое радио» не является цельным номером, но при этом… является цельным номером! Цельным по атмосфере и подаче шуток. Много черного юмора, смелые шутки про религию («Сергиев «Пассат», «обращаться в нашу веру», «секта велосипедистов седьмого дня») - в современном КВН это просто невозможно представить, увы. И еще один эксперимент - подпевка, дополняющая шутки своими джинглами (тут я их сперва начал перечислять, потом понял, что такими темпами скачусь в пересказ всего номера).
Номер даже построен циклично. Начинается с унылой музыки с обманкой и заканчивается унылой музыкой. И, что очень важно, практически ни одной устаревшей на данный момент шутки! Ну, кроме разве что, Шандыбина и Слободана Милошевича. И то вторая смешна даже если не знать, кто такой Слободан Милошевич.
Эх, Питер-Питер, цветы-цветы, жаль, ты не стал чемпионом. Ты заслужил это.
Называя любимые номера высшей лиги нулевых, я по тем или иным причинам обошел 2000, 2003, 2007, 2008 и 2009 год. Давайте в качестве бонусов - по номеру оттуда.
2000 - Сальто Делчева («Уральские пельмени»). Второй мой любимый номер «Пельменей после «Гладиолуса». Все держится, конечно, на еще не надоевшей харизме Дмитрия Соколова, и даже бородатая шутка про Крупского совершенно не портит номер, а скорее придает ему шарм олдскульности. Каждый раз, когда я говорю, что у меня есть два варианта, мне хочется добавить: «Крупский и Делчев». (Кстати, вот настоящее
сальто Делчева, вдруг вам интересно)
2003 - «Чапаев» (сборная Пятигорска). Из костюмированных номеров Пятигорска на незаезженные темы нужно было выбрать что-то одно, я остановился на Ломоносове. Но Чапаев ничем не уступает. Хотите его посмотреть? Не время его смотреть, война нынче. Ты лучше на спину мою посмотри!
В
топе нелюбимых команд КВН я уже писал, что несправедливый финал-2006 резко поубавил мою любовь к игре. И, наверное, поэтому в нынешний топ не вошло ни одного номера с 2007 по 2009 год. Но это не значит, что там нечего вспомнить! Например, вот это:
2007 - «Прима» идет во власть («Прима»). Курская команда всегда была одной из моих любимых. Не всем и не всегда заходили их номера с картинками, я же угорал почти с каждого. До сих пор не понимаю, за что Эрнст в свое время раскритиковал
вот этот номер про волков, он же был смешной! Но у Константина Львовича своеобразное восприятие юмора, нашумевший финал-2018 доказал.
При этом Якушев и компания из раза в раз доказывали, что умеют шутить не только с картинками. И домашнее задание полуфинала 2007 года - лучший пример их взрослого и умного юмора. Последние отголоски сатиры в КВН, не за горами времена тотального вылизывания, а «Прима» показывает номер про политтехнологи. Кстати, в этом номере была также показана дичайшее уморительная песня «клей-разлучник».
2008 - Российская попса («Максимум»). Я никогда не фанател от «Максимума». Раздражения не вызывал, но и дикой любви не было. Но после этого клипа в финале я очень надеялся, что они победят. Да, по слухам, клип стоил достаточно дорого, но блин, сними ты клип хоть за миллиард, он никогда не зайдет, если не будет смешным.
2009 - «Человек и закон» («Прима»). Как вы могли заметить, я в топе не упоминал ни одного номера из приветствия - либо музыкалка, либо СТЭМ, либо домашка. «Человек и закон» - это небольшой номер из приветствия, но я просто не могу о нем не рассказать. Дело в том, что моя боль от поражения сборной России от Словении была даже сильнее, чем от чемпионства РУДН тремя годами ранее. А когда вышел этот сраный фильм Пиманова, стало еще больнее. И именно «Прима» своим коротеньким номером из приветствия позволила мне отпустить эту боль и просто посмеяться над ситуацией. Спасибо им за это.
1. «Прима», весь четвертьфинал 2006 года Ну вот, опять читерю в топе и на первом месте объединяю сразу несколько пунктов. Имею право! Особенно в этом случае!
Когда я делал
топ любимых команд КВН, «Прима» заняла в нем только седьмое место. Дело в том, что у них было довольно много проходняка и откровенно провальных номеров, например, приветствие в финале 2006 года, или финал 2008-го. Да и в финале 2009-го чемпионство не было столь однозначным, и дали его больше за выслугу лет. Заметили, какие я примеры привожу? Финал, финал, финал. Да, команда стремительным домкратом пролетала по сезонам и банально выдыхалась к концу. Лучшие номера и шутки уходили на четвертьфиналах и полуфиналах. То ли в силу неопытности команды, то ли редактура настаивала, кто знает. Да, никто бы не дал им чемпионство в дебютном сезоне-2006, когда титул
наклянчил РУДН. Но кто знает, прибереги они хоть что-то с четвертьфинала на финал, может, и дрогнули бы жюри с Василичем?
Ну а теперь просто давайте вспомним, что «Прима» показала в четвертьфинале:
1)
карта звездного неба в приветствии. Подмечена масса вещей, которые меня напрягали с детства: «Отнимаем у Скульптора ногу, что получаем? Естественно, Насос!» Ну и карта старая, знакомая. Первая карта звездного неба в моей жизни.
2)
Новости. «Все дело в Петьке». Анжелина Джоли и «Экспресс-газета». Пророческая шутка про шпроты!
3)
Мюзикл «Грузчики». Выдержан стиль оригинала, много юмора, как в тексте, так и в песнях. Про проклятый рояль просто убило.
4) Ну и самое вкусное напоследок. Номер, который я пересматривал раз десять и помню его наизусть. Расскажу и нарисую все, от первого до последнего кадра, от аиста до Чаушеску и прописей. Разумеется, я говорю о СТЭМе
«Алфавит». Именно в нем была произнесена моя вторая любимая фраза КВН после «гладиолуса»: «Мне кажется, дети стали забывать румынского диктатора».
P.S. Вот такой топ у меня вышел. Да, неидеальный. Да, не упомянул еще много классных номеров. Да, я сволочь, убить меня мало. Да, не знаю, как же я мог забыть этот номер. Короче, комментируйте, я вас люблю