Топ-11 раздражающих моментов во "Властелине Колец". Без орлов!

Apr 13, 2017 09:18

UPD. Специально продублирую постскриптум в самом начале, потому что мне действительно интересно прочитать именно это, а не "никита ты ничего не понял гори в аду мразь да настигнет тебя моргульский клинок". И давайте, без увиливаний, расхвалить любимый фильм каждый может!
Я прекрасно знаю, что сейчас будут по всем пунктам франшизу защищать. И я даже прекрасно, кто будет это делать:) Но вместо этого предлагаю более трудный путь: рассказать, что лично вам (и конкретно тебе, ты знаешь, о ком я!) не нравится во «Властелине колец»?

У каждого человека всегда есть вещи, которые ему не близки, но при этом вызывают уважение. Будь то музыкальное произведение, книга, фильм или, например, вид спорта. Своеобразное «Пастернака не читал, но уважаю». И в моей жизни особняком стоит выдающаяся трилогия Питера Джексона по произведению Джона Роналда Руэла Толкиена «Властелин колец».


Это действительно масштабное полотно, к созданию которого подошли с максимальной ответственностью и любовью, прописали все мельчайшие детали и перенесли-таки на экран столь масштабное чтиво. «Властелин Колец» не просто вдохнул новую жизнь в жанр фэнтази, он перевернул представления людей об этом жанре. И «Оскар» за третий фильм (а по факту - за все три) был абсолютно заслуженным. Было множество попыток сравниться с «Властелином Колец», но никому не удалось даже близко подобраться к нему. Даже самому Джексону с его «Хоббитом».
Но вы же прекрасно понимаете, что если заголовок поста такой, то это явно не будет пост похвалы. Дело в том, что мое отношение к «ВК»… ну, несколько прохладное. Понимаете, я ценю тот вклад, который фильмы сделали в мировую культуру, но… В общем, тут можно просто выразиться «не мой жанр». Тем не менее, я все же смотрел все три фильма (причем не только в переводе Гоблина) и выделил несколько слишком бросающихся в глаза недостатков. В топ я включил 11, хотя очень хотел 13, ну да ладно.


И сразу хочу оговориться. Об орлах. В посте о слабых моментах «Гарри Поттера» я намеренно оставил за скобками маховик времени как самую главную сюжетную дыру франшизы. Так и сейчас я оставлю за скобками вопрос: «А почему бы сразу не полететь на орлах?». Было множество попыток дать ответ на него, но ни одно оправдание не звучит убедительно. Орлы - это пункт номер ноль всех слабых моментов «Властелина колец». Поэтому оставим в покое птичек и перейдем к другим слабостям сей грандиозной франшизы.


Стоп! Еще одна оговорка: я буду оценивать ТОЛЬКО фильмы и ТОЛЬКО театральные версии. То есть если что-то было вырезанных сценах, в книжке, в «Хоббите», в «Сильмаррионе», в компьютерных играх, в черновиках Толкиена, но не было в театральной версии, этого не было совсем. Фильм - это отдельное произведение и оценивать его нужно именно как отдельное произведение, и смотреть его можно без списка прочитанной литературы. Итак, поехали!

11. Дизайн ока Саурона


Это чисто моя придирка, которая кому-то покажется высосанной из пальца, но мне не давала покоя все три фильма. Я не вижу в оке Саурона… ока Саурона! Ну вот я умом понимаю, что тут вот типа хрусталик, радужка, вертикальный зрачок как у змеи… Но все три фильма, все девять с половиной часов (я ж не маньяк чтобы расширенные версии смотреть) я не видел вот этого самого ока. Я не буду говорить, что мне на самом деле напоминало оно, я ж приличный человек. Но скажу, что это ну очень раздражало. Вообще есть пара пунктов, которые я убрал из расширенного списка, но они при этом мне кажутся еще более слабыми. Но уж очень мне хотелось поделиться своими переживаниями по этому поводу.

10. Кольцо бесполезно


Когда я узнал, что в фильме будет фигурировать то самое кольцо из «Хоббита», я сперва обрадовался. Это же реально занятно - тема невидимости лично меня всегда невероятно привлекала. Неужели никто в юношестве не мечтал надеть шапку-невидимку и проскользнуть в женскую раздевалку? Но тут кольцо… Его используют за все фильмы, кажется, три или четыре раза, причем один раз случайно. А практической пользы от него ну вообще нет - только привлекает армию Саурона. Да еще и надев его Фродо постоянно погружался в какой-то наркотрип, что еще сильнее раздражало. Я понимаю, что фильм в общем-то о другом, но все-таки… Ну блин. Ну хоть раз уйти от армии тьмы в колечке, а? Или пробраться и стащить что-нибудь! Нет, вся цель кольца - это показывать постоянные закатывания глаз Фродо, что уже к середине второго фильма дико бесило.

9. Ду ю спик эльфиш?


Толкиену нужно отдать должное: создать ради книги отдельный эльфийский язык - это, конечно, очень круто. Но это лично у меня вызывает ряд вопросов: почему у них есть свой отдельный язык, а у других рас нет? Почему нет хоббитского языка, гномьего языка, орочьего языка, языка магов, языка назгулов? Да даже все люди говорят на одном и том же языке - и Гондор, и Рохан, и больше я названий не запомнил. И если они все говорят на одном языке, который мы понимаем, то это значит, что весь мир Средиземья говорит на английском? Но почему? Как это связано с нашим реальным миром? Если бы эльфы тоже говорили только на английском, у меня бы вопроса не возникло: все герои говорят на одном языке, подумаешь?
К эльфам у меня еще одна претензия, но это скорее не к Толкиену, а вообще к такой концепции: бессмертные герои. То есть они вот живут вечно. А в какой момент природа решает, что они должны застыть именно в таком возрасте? Элронд - в своем, Арвен - в своем и так далее. И вообще, каково это - жить в бессмертии? Видеть миллионы смертей, миллионы событий? Как эльфам удается жить и не свихнуться? Но это уже скорее придирка, а вот к эльфийскому языку вопросы остаются.

8. Голлум обидчивый, обыкновенный. Фродо молчаливый, тупой


Речь идет о сцене, следующей после захвата Голлума солдатами Фарамира. Итак, Фродо пытается спасти Голлума от смерти, ведь лучники получили приказ стрелять по сигналу на поражение. И он вводит его в заблуждение и дает солдатам взять его в плен. Голлум считает, что «хозяин нас предал», и это снова пробуждает в нем злую сущность (кстати, игра Серкиса, на мой взгляд, это украшение всей франшизы. Он великолепен). В итоге все это приводит к тому, что Голлум подставляет Сэма, заводит Фродо к паучихе, а в конце откусывает ему палец и едва не проваливает всю операцию. Но вот вопрос: после того, как Фродо, Сэм и Голлум, освободились от Фарамира, ну почему бы не поговорить со Смеаголом? Не объяснить всю ситуацию? Фродо же знает, каким злобным и коварным может быть Голлум. А даже если не знает. Неужели за всю дорогу у него не возникло желания объяснить, что его не так поняли? Да если бы на меня несправедливо обиделись, я бы первым делом попытался объяснить, что я хороший мальчик!

7. Бесконечные фейковые смерти


Нести полный зла артефакт через толпы враждебно настроенных чудовищ в столь опасном мире - занятие из небезопасных, к гадалке не ходи. И понятное дело, в фильме жизнь героев очень часто висела на волоске. Но по-моему, с «фальшивыми смертями» тут явный перебор. Одного Фродо убивали понарошку раза четыре как минимум. И ведь самое смешное: ты этим смертям не веришь уже с самого первого раза. Ну вот прибыли назгулы в таверну и стали кровати мечами протыкать. А там пух и перья. Ну скажите, кто верил, что щас всех хоббитов покромсают в капусту, и фильм закончится не начавшись? Или кто верил, что если Арагорн куда-то там свалился с большой высоты, а тело не нашли, то он уж сейчас точно мертв? И все эти фейковые смерти напряжения не создавали, а в какой-то момент начинали раздражать. Например, когда Фродо спасла мифриловая кольчуга, какого черта он изображал, что его реально убили? Ну положим, болевой шок, ладно. Момент с жалом паучихи? Почему мифриловая кольчуга не спасла его от жала паучихи? Орки прямым текстом говорили, что он сейчас станет мягким, и его будет проще сожрать. Тогда как он потом пришел в себя без видимых повреждений? Скажете: его все же спас мифрил? Тогда почему он лежал с открытыми глазами с явными признаками смерти? Какой-то полный бред. Да черт возьми, проще посчитать, кто не умирал понарошку! Прям ну конечно, лошадь занесла копыта над головой Мерри или Пиппина (я не запомнил, кто есть кто), значит он точно умер! Ага, верю. А еще там Арвен умирала. Почему-то. Я так и не понял, почему, но спишем это на мою тупость.

6. Нелепый Гендальфопад


Это невероятно тяжелая и драматичная сцена. Должна быть. Но на самом деле очень глупая и нелепая! Сколько я ее ни смотрел, меня пробирало на смех. В этой сцене плохо абсолютно всё! И начать я хотел с момента, который почему-то никто не замечает. Итак, Балрог вроде бы как упал вниз, но смог-таки своей плетью зацепить ногу Гендальфа. Во-первых, момент выглядит странно потому, что вроде бы как с одного ракурса демон уже упал далеко вниз и никак не мог так удобно щелкнуть кнутом. Ну ладно, спишем на обман зрения. Но вот дальше… Гендальф, хоть и великий маг, но, судя по всему, немолодой уже человек и не самый сильный в физическом плане. Но при этом у него на ноге висит тяжеленная махина (а Балрог однозначно тяжелый, ведь под ним мост проломился), но он находит в себе силы удержаться за край обрыва и перед падением еще что-то там про голубцы сказать. Удивляет и поведение остальных персонажей. Сперва Боромир не пускает Фродо, который пытается помочь Гендальфу. Чувак, вот твой товарищ, может, его еще можно спасти! Говорите, Балрог всех за собой утянет тогда? Но ты же не видишь, что там в пропасти! Может, демон уже отцепился от ноги, и Гендальфа легко будет затащить! Такое впечатление, что Боромир читал сценарий и знал, что падение пойдет колдуну только на пользу. А затем как идиот ведет себя Фродо! Ну упал Гендальф, ну печально это. Но зачем продолжать рваться к опасному обрыву? Типа «пустите меня, я хочу с ним, я тоже хочу быть белым хоббитом!»? Ну и крик «НЕЕЕТ». Мало того, что это клише еще в 2003 году было заезженным, так еще и вопит он очень мерзко. В обоих дубляжах так истерично, противно, да еще и с перекошенной физиономией… Как будто ты не друга потерял, а "ноготь сломала, а через час тебе на свиданку идти с парнем мечты".

5. Братство кольца и период полураспада


Я имею в виду сейчас концовку первого фильма. Фродо поступил в нем как настоящий эгоист, да еще и безмозглый эгоист. Хотя нам пытаются его поступок выдать, наоборот, за альтруизм. Итак, после того, как Боромир попытался отобрать кольцо, а потом героически погиб как уважающий себя Шон Бин, главный герой понимает: он не может доверять близким людям и понесет кольцо в Мордор один. И понес бы один, если бы Сэм не увязался. Черт побери, чувак, ты подумал головой? От того, будет кольцо разрушено или нет, зависит судьба всего Средиземья! Вы успели пройти с ним всего ничего, а вас уже успели атаковать примерно дофига раз, тебя едва не насадили как шашлык - слава мифрилу, погибли Гендальф и Боромир, а Мерри и Пиппина взяли в плен. «Идите нафиг, я пойду один», - решает Фродо. Типа не буду подвергать других опасности. А не подвергаешь ли ты, сволочь кудрявая, опасности других, оставаясь с кольцом наедине? В любой момент ты можешь проиграть ему битву за душу. А даже если не проиграешь, тебя в любой момент могут схватить слуги Саурона и доставить кольцо хозяину. И что, сильно это поможет Гимли, Арагорну и Леголасу? Сильно убережет? Не можешь им доверять? Ну зато, видимо, Голлуму доверять можешь, с которым потом полтора фильма тащился. И что-то я сомневаюсь, что при наличии вышеуказанного братства, тебя бы занесло в логово к паучихе. А если бы занесло, сомневаюсь, что ей бы не дали отпор. В общем, босоногий пацан по своей прихоти поставил под угрозу все Средиземье.

4. Грима Гнилоуст и самый гуманный суд в мире


(Ну давай, напиши про орлов, ведь от тебя этого ждут!)
Одна из самых больших глупостей в исполнении положительных персонажей. Итак, сеанс оздоровительной магии выбивает всю дурь из короля Теодена, и он понимает, что его советник Грима, наверное, не очень хороший, раз такое прозвище получил. И вот он собирается устроить самосуд, но Гэндальф говорит, мол, чувак, так дела не делаются, хорошие ребята так не поступают. Давай отпустим этого вражеского лазутчика подобру-поздорову. Он ведь такой никчемный, так ему!
Как. Же. Это. Тупо. Ну ладно, не убивайте вы Гриму, раз вы выше этого. Но что вам мешает посадить его в тюрьму? Вы подумайте: этот чувак долгое время терся рядом с королем, выведывал все секреты и тайны могущественного королевства. И тут его отпускают восвояси в уверенности, что он, конечно же, не пойдет к Саруману и не расскажет ему ничего. Ведь именно из-за Гримы погибло множество людей при обороне Хельмовой Пади. Особенно после взрыва входных ворот. Именно Грима рассказал об этой уязвимости возле водостока! Ну так что было лучше: убить его на месте и «уподобиться злодеям» или отпустить и позволить убить множество хороших людей, твоих подданных?

3. Мантия-камень


Самая непонятная и необъяснимая сцена всей франшизы. Как будто из кустов вытащили не просто рояль, а целый оргАн. Итак, Сэм из-за своей неуклюжести катится по склону горы прямо рядом с выходящей из ворот Мордора армией. Да еще и как-то застревает в груде камней (?!) по пояс. Фродо бежит на помощь другу, а солдат врага подходит все ближе… и ближе… и ближе… Почему он все еще не видит героев, непонятно… И вот, Фродо добегает до Сэма, пытается его вытащить, видит, что не получается, накрывает обоих серым плащом… и они исчезают! Серьезно, как так получилось? Почему солдат Мордора такой слепой, что не смог отличить серый камень от серой шевелящейся тряпки? Почему тряпка приняла форму камня? Это какие-то особенности плаща? Или он делает невидимыми? Но нет же, четко видно, как они потом этот плащ откидывают, и видно, что они явно не невидимки. На этом фоне даже не обращаешь внимания на какую-то фееричную слепоту врага. Уже сколько лет прошло, а феномен сей накидки не оставляет меня до сих пор. Может, где-то в фильме есть объяснение всему этому, но видимо, ему настолько мало внимания уделили, что оно совершенно не отложилось в памяти. И такой трюк спасения в распоследний момент, повторюсь, выглядит оргАном в кустах.

2. Саурон играет в футбол без вратаря


Какую цель преследует этот оранжевый прожектор все три фильма? Завладеть кольцом. Думаю, «не дать уничтожить кольцо» тоже входит в этот список. И я не верю, что такой могущественный владыка, как Саурон, не знал о том, зачем и куда это кольцо несут два карлика. На пути им встречаются толпы назгулов, орков и прочей нежити. Но почему-то, когда герои находятся в непосредственной близости от Роковой горы, вся охрана куда-то магическим образом исчезает. В итоге, на страже стоит один только худощавый волонтер Голлум, которого Саурон даже не нанимал. Казалось бы, расставь ты непосредственно у входа к лаве десяток солдат! Я видел, какая у тебя армия в финальной битве сражалась - тебе не убудет. Почему ты не охраняешь самую главную ключевую точку, куда это кольцо доставлялось? Может, солдаты Саурона не могут находиться близ этой Роковой горы? Ну так скажите об этом! Фильмы идут по три часа каждый! Неужели у вас не найдется времени на один простой диалог:
- Гэндальф, но ведь у Роковой горы будут дежурить десятки, а то и сотни часовых.
- Нет, не будут. Магия Роковой горы не позволяет приблизиться войскам Саурона.
Все, весь диалог 10 секунд! Да, это бы порождало ряд вопросов, но на все можно было бы дать один ответ: это магия, отвяжитесь! А так получается, что Саурон набрал себе дрим-тим с великолепной обороной, крутейшей полузащитой и острым нападением... но забыл поставить вратаря!

Бонусом сегодня я бы хотел затронуть главную проблему, которая мешает мне влюбиться во «Властелин колец» и вообще в жанр фэнтази. Лютый, чрезмерный, зашкаливающий пафос.


Понимаете, в фильме почти нет живых персонажей с живой речью. Все говорят пафосными высокопарными монологами с невероятно серьезными лицами. И на всем этом общем фоне редкие вставочки юмора от Мерри и Пиппина или от Гимли выглядят не как разбавка серьезного тона, а как что-то неуместное. Вроде бы как ты на поминках сидишь, все с постными лицами, и вдруг один: «А давайте анекдот расскажу!». Если герой умирает, то должен это делать либо в красивом слоу-мо, либо на руках у близкого человека с пафосной речью. Я понимаю, издержки жанра, но не могу отделаться от мысли, как ржали на съемках актеры от таких блинных витиеватых оборотов речи.
И еще хотел бы упомянуть одну, напротив, небесячую вещь. Я сейчас имею в виду «множественные концовки». Об этом очень многие пишут, что, дескать, у фильма слишком много финальных сцен. Кажется, шесть или семь. Но лично мне это никогда не казалось перебором, а напротив, очень важным ходом. Франшиза держала нас в напряжении целых 9 часов и сейчас дает возможность выдохнуть, прийти в себя и осознать серость и тщетность нашего бытия. Плюс закрываются все линии с персонажами, чтобы не возникло вопросов: «А как там дальше?». Единственное, я бы выбросил сцену в таверне, где Сэм набирается смелости и идет к своей пассии, а потом они целуются на свадьбе. Это можно было оставить за кадром и ограничиться только финалом, где он идет к жене с маленькими хоббитятами.

1. Победа «Мстители-стайл», или Никогда еще Гендальф не был так близок к провалу


Как я уже написал в начале, набивших оскомину орлов я упоминать не буду. Это все уже давным-давно заметили, вы бы еще про взрывы в космосе в «Звездных войнах» упомянули. Но почему-то почти никто не обращает внимания на другую невероятно глупую сцену концовки. Итак, маленькое войско сил добра вступает в неравную схватку с целым морем орков, троллей и прочей гадости Средиземья. Они будут биться до последней капли крови, до последнего павшего. Фродо после непродолжительных плясок с Голлумом все-таки выбрасывает кольцо в лаву - и это победа! Враг повержен, башня Саурона рушится! Но вот дальше…
А дальше рушится земля под ногами всех злых персонажей, и добрые остаются все живы-здоровы. Но… но… это же не имеет смысла! Мы прекрасно видели, что армии образовали кучу-малу, и хорошие в принципе не могли стоять так обособленно от плохих! Или что, там для них были специальные островки? Нет, я видел, не было! Равно как и специальных мини-провальчиков для злодеев!
На этом фоне даже как-то не хочется говорить, что прием «уничтожь один центр, все остальные падут» заезжен еще «Звездными войнами» (см. эпизоды IV и I). А потом еще и в «Мстителях» повторен (стыд им и позор, кстати). Да еще куча где подобных вещей было. В игре «Принц Персии: Два трона», например. Ну ладно, даже если «убил большого - умерли маленькие» тут работает, то почему бы не сделать гибель орков как-то логичнее? Например, они бы могли всей честной компанией рассыпаться в прах. И это было бы логичнее - их вроде как создали из грязи (по крайней мере, в фильмах так показано). Ну так пусть обратно в грязь и обратятся!

P.S. Я прекрасно знаю, что сейчас будут по всем пунктам франшизу защищать. И я даже прекрасно, кто будет это делать:) Но вместо этого предлагаю более трудный путь: рассказать, что лично вам (и конкретно тебе, ты знаешь, о ком я!) не нравится во «Властелине колец»? Милости прошу к нашему комменташу! (каламбуры за 300)

Кино

Previous post Next post
Up