Продолжаем наш марафон франшизы про «Людей Икс». После прохладно встреченной третьей части и чудовищного ориджина Росомахи в Fox поняли: спасти франшизу сможет только тот, кто ее начал. А именно - Брайан Сингер. Впрочем, пока он ограничился только ролью продюсера, а режиссером станет Мэттью Вон. Изначально в планах студии было снять ориджин Магнето, но, видимо, боссы решили, что снова делать фильм с одним центральным персонажем рискованно, и пошли по пути оригинальной трилогии. Все это вылилось, с моей точки зрения, в один из самых противоречивых фильмов франшизы - «Люди Икс: Первый класс».
Ссылка на первую часть Ссылка на вторую часть Ссылка на третью часть Ссылка на четвертую частьКогда я узнал, что в прокат выйдет новый фильм франшизы «Люди Икс», у меня сердце затрепетало. Я подумал: наконец-то! Наконец-то я вновь увижу знакомых с детства героев! Иэн Маккеллен, Патрик Стюарт, Анна Пэкуин, Холли Берри… Увы, радость моя была недолгой. Я узнал, что фильм этот - о знакомстве Чарльза Ксавье и Эрика Леншера в далекие 60-е годы. Разочарованию моему не было предела. Я, уже представивший себя сидящим в кинотеатре, подумал: ну как! Как кто-то может заменить Стюарта и Маккеллена? Они же настолько классные! Никто не может их превзойти. И я даже вообразить себе не мог, насколько сильно я ошибаюсь.
Фильм начинается очень классно и символично - с отсылки к самому первому фильму о Людях Икс. Сцена маленького Эрика, проявляющего свои способности в Освенциме, была воссоздана едва ли не покадрово. Этим создатели как бы давали понять, что дают старт новой серии фильмов, но при этом сюжетно связанной со старой. Я был невероятно впечатлен этой сценой, но мое восхищение почти сразу сошло на нет следующим эпизодом.
В нем маленького Эрика приводят к нацисту Себастьяну Шоу, который, как впоследствии оказалось, тоже мутант. И вот тот требует мальчика снова показать свои способности, сдвинув с места монету. Эрик пробует, но у него не получается. Пока все идет нормально, но… Вот дальше… Короче, приводят его маму, и Шоу грозится пристрелить ее на счет «три», если монета не сдвинется. Шоу стреляет в маму Эрика, тот в ярости, и все металлические предметы в большом радиусе начинают ходить ходуном, у солдат каски сжимаются и ломают черепа (или не ломают, не суть)… Драматично, трагично, печально, если бы не одно «но». Шоу, застреливший его мать, стоит в эпицентре этого ада и просто смеется и говорит «Ja! Ja! Ja!». А потом обнимает его за плечи и говорит, что типа вместе они способны на большее или как-то так. И вот это НЕВЕРОЯТНО ТУПО. Я понимаю, что Эрик еще не контролирует свои силы и не может их направить в нужное русло. Но какова была вероятность, что в Шоу случайно не прилетит ни один из металлических предметов вокруг? А даже если ему так сильно повезло, почему он был так уверен в своем везении?! Почему он стоял и ничего не делал? Не пытался закрыться, спрятаться или остановить мальчика? Да и сам Эрик тоже повел себя не так, как повели бы себя дети в его возрасте. Ну ладно, ты не можешь силой магнетизма захерачить в Эрика металлическим ящиком. Но руки-то у тебя есть? Почему он в приступе ярости не бросился на Шоу с кулаками? Да еще потом просто стоял и даже дал себя по плечу похлопать? Вот эта сцена невероятно выбесила меня. Примерно так:
Вы уж извините, что я так много уделил внимания этому эпизоду, просто он сильно меня напряг при первом просмотре, и напрягает до сих пор. Но мы пойдем дальше. А дальше нам показывают вполне нормальную сцену, но при этом самую главную проблему всей новой трилогии. Даже не просто проблему, а проблемищу. И я расскажу о ней прямо здесь и сейчас. А проблема эта - отношения Чарльза и Мистик. Я не знаю, как там обстоят дела у них в комиксах, и вообще считаю, что фильм должен быть отдельным произведением и необязательно делать сильный упор на первоисточник. Но, видите ли, нам во всей новой трилогии показали неправильную Мистик. В оригинальных фильмах она была именно такой, какой и должна быть: хладнокровной и безумно сексуальной убийцей без лица и с множеством лиц одновременно. Сцена в «Людях Икс-2», где она пытается соблазнить Росомаху, вообще просто эталон изображения Мистик. Ребекка Ромейн справилась с этой ролью великолепно, и мне безумно жаль, что ее карьера после «Иксменов» не задалась и скатилась в средненькие сериалы. В новых фильмах на роль Мистик взяли подававшую тогда большие надежды Дженнифер Лоуренс. И боже ж ты мой, какой же это был неудачный выбор. Вместо Мистик нам показали какую-то метающуюся между мужиками рефлексирующую истеричку. Понятное дело, она еще молодая и неуверенная в себе. Но в фильмах не было никаких зачатков того, чтобы она стала той самой Мистик. Многие вот ругают приквелы «Звездных войн» за слабое раскрытие образа Энакина Скайуокера, так здесь ситуация еще печальнее. У Энакина хотя бы было несколько крутых сцен в концовке третьей части. Здесь же… Впрочем, ненависть к недомистик-Лоуренс я растяну еще на два фильма, будьте готовы.
Впрочем, при первых просмотрах меня сцена знакомства Чарльза и Мистик совсем не покоробила и даже немного заставила улыбнуться. Но дальше… А дальше перед нами появился самый главный плюсище новой трилогии. Маэстро Майкл Фассбендер. Боже ты мой, до чего он хорош в роли Магнето! Я уже при первых сценах с его участием понял: Маккеллен может быть спокоен, смена достойная подросла! Все три фильма он отыгрывает эту роль так круто, что начинаешь забывать, что это не оскароносная драма, а попкорновый блокбастер. Фассбендер играет лицом, глазами, жестами, и показывает нам именно того Магнето, каким и должен быть: сперва героя с зачатками злодея, а потом злодея с зачатками героя. Я как оказался заворожен этим персонажем в начале первого фильма, так он меня и не отпустил до концовки «Апокалипсиса».
Ну а затем мы видим главное отличие «Первого класса» от предыдущих фильмов: он стал гораздо «лайтовее». Видимо, успех Киновселенной Марвел сказался на конкурентах. Впрочем, не сказать, что фильм стал от шутеечек прямо уж плохим. Режиссер выдержал правильный баланс между серьезностью и юмором, и смешные моменты не мешают просмотру фильма. А, например, сцена с бухим Ксавье напротив, помогает. Вон очень правильно поступил, что не стал показывать нам сразу же умудренного опытом философа. Ведь Чарльзу всего-то 20 с небольшим! Ну какая тут серьезность? Это обычный веселый выпускник, с чувством юмора, умеющий расслабиться и повеселиться. И, надо сказать, Макэвой в этой роли тоже безумно хорош. Не так хорош, как Фассбендер, но Патрик Стюарт тоже может не переживать за смену. Молодой профессор тоже получился хорошим и интересным персонажем.
Но больше всего мне в фильме запомнились, конечно, эпизоды с новой командой мутантов. Сперва их набор - индивидуальный подход к каждому, беседы, немного юмора - в общем, все, как мы любим. И в этой нарезке произошел
один из самых классных эпизодов всей франшизы «Люди Икс». Итак, я уже смирился с тем, что в фильме не будет старых персонажей, а только новые герои, новые актеры… И вдруг… Вдруг перед нами появляется сигара, камера делает отъезд, и мы видим за барной стойкой ЕГО. Хью, мать его, Джекман! В роли Логана, мать его, Росомахи! Сидит, курит и пьет! За те несколько секунд от его появления до единственной реплики у меня в голове пронесся целый ворох мыслей: «Ааа, это же он! Но как? Как они вплетут его в сюжет? Что будет дальше? Там же молодые ребята все, и это скорее Логан должен быть Магнето и профессору наставником? Что он будет делать в фильме? Какая его роль? И тут он разрешает все вопросы одной-единственной фразой: «Go fuck yourself». И все! Кстати, у нас эту фразу перевели очень плохо: «Да пошли вы». Сказали бы хотя бы «Идите нахрен». Достаточно грубо, но палку не перегибает.
Click to view
(Кстати, обратите внимание на Макэвоя - он улыбается и смотрит куда-то не туда. Явно сцена снималась на отвяжись за пять минут. Но все равно забавно)
Еще одна очень годная сцена с молодой командой - это, собственно, их обучение. Вообще, супергерой, привыкающий к своим способностям, это всегда одна из самых интересных частей кинокомикса. В предыдущих фильмах мы были лишены этой возможности - даже в ориджине Росомахи нам показали только малюсенький фрагмент с «молочными когтями» Логана, а затем начали заставку с Росомахой-бойцом. Здесь же было довольно динамично, весело и интересно. И я даже начал болеть за персонажей! Например, за Хавока, которому никак не удавалось направить свою энергию в нужную точку. Или за Банши, который, небось, поломал себе все, что можно, пока не научился летать. Я уже молчу о сцене с Магнето, пистолетом и телеантенной.
И вот тут-то возникает еще одна проблема фильма. Понимаете, вот вроде бы нам рассказывают одну историю, с одним сюжетом… Но впечатление цельной картины не создается. Как будто она снята из кусочков, хоть и достаточно хорошо склеенных. Нас постоянно перебрасывают с одного места действия на другое, с одной сюжетной линии на другую. Более того, подкачал дубляж. Я не знаю, что нужно было сделать дубляторам, но конечный продукт вышел не очень удачным по одной простой причине: американцы в дубляже говорят на русском, и русские, разумеется, тоже говорят на русском. И при первом просмотре я в какой-то момент начинал путаться, где США, а где СССР. То есть понятно, Шоу хочет столкнуть лбами две ядерные державы, чтобы устроить войну, которая из-за радиации породит кучу новых мутантов. Тот еще план, надо сказать. А то, что погибнет куча людей и мутантов, его не заботит, что ли? А потом еще к Апокалипсису какие-то претензии из-за тупого плана. Но я иногда путался, где происходит действие, и с кем сейчас говорят герои - с русскими или американцами.
Ну и самый спорный момент новой трилогии. Не то, чтобы прямо плохой или хороший, но именно спорный. Понимаете, новые фильмы были никак не привязаны к тем или иным реальным событиям. В них даже действие происходит в «недалеком будущем». То есть нам четко давали понять: это вымышленная вселенная, с вымышленными персонажами, но кто знает, что будет в недалеком будущем? Здесь же в вымышленную вселенную попытались вплести исторические события, а именно - Карибский кризис. Ощущения от просмотра у меня остались… ну не знаю, противоречивые. Я так и не понял, как к этому относиться. С одной стороны довольно странно после отдаленных от нашей жизни фильмов видеть Карибский кризис, выступления Кеннеди и Хрущева… Но с другой, это довольно интересная режиссерская находка (кстати, пишите в комментариях, как вы относитесь к такому ходу). Но что хорошо, так то, что русских в кои-то веки показали не как злодеев или полных идиотов, а как таких же обычных людей, с хорошими и плохими персонажами. Сцена, когда капитан корабля прощается со своей командой, вообще очень меня порадовала. И главное: в фильме нет откровенной клюквы. То есть в советском генштабе на столе водка с матрешками не стоит, а медведи на унициклах не катаются. Хотя есть пара косяков вроде карты USSR вот с такой вот надписью:
В конце нас ждет еще одна довольно странная сцена - убийство Себастьяна Шоу. Конечно, эпизод с тем, что Магнето сдвигает ту самую монетку, так же на счет «три», очень классный. Люблю, когда фильм получается «зацикленным», то есть конец отсылает к началу, причем не притянуто за уши, а довольно качественно. Но… почему Ксавье ведет себя настолько странно? Он продолжает держать Шоу замершим на месте и дает этой самой монетке пролететь через его голову. Ну ладно, он не хотел освобождать его, чтобы тот не убил Магнето. Но почему он, например, не сместил его голову в сторону? Или не приказал как-нибудь увернуться? Я уже молчу про то, что он же тоже сраный телекинетик и мог бы уж монетку сдвинуть в сторону.
Ну и сцена прощания с героями… Опять же вызвала противоречивые эмоции. С одной стороны очень тяжелая - Мистик бросает Ксавье и Зверя, профессор лишается ног, друзья становятся врагами… Но что-то в сцене не то. Например, почему бы Азазелю не доставить Ксавье в больницу? Все-таки человек как бы пулю в позвоночник получил и кровью истекает. Азазель злодей, говорите? Ну ладно, Чарльз, у тебя спинной мозг отказал, а не головной. Подключи телепатию, заставь его тебя доставить куда надо! Да и Мистик с Магнето как-то дебильно поступают. Ну допустим, они перешли на темную сторону. Но немножко подумать и оказать помощь человеку можно? Особенно ты, Эрик. Ты ж, сука такая, за всех мутантов печешься. Ну так действуй! Не, мы исчезнем, а ты валяйся где-то на побережье острова.
Я уже написал заключительный абзац, как вдруг понял, что не могу обойти стороной еще одну важную вещь этого фильма. А именно: серьезные нестыковки с оригинальной трилогией. Если в «Началоросомахе» разночтения с первыми фильмами были некритичными, то здесь уже ошибок был целый ворох. Взять хотя бы ту же Мойру. В третьем фильме у нас уже есть персонаж Мойра Мактаггерт, она врач, причем довольно молодой при пожилом профессоре. А в «Первом классе» Мойра Мактаггерт - ровесница Чарльза, да еще и спецагент. Я сейчас не буду повторять один из своих постов, замечу лишь: почти все нестыковки в «Людях Икс» так или иначе можно объяснить. И именно этим я в свое время занялся (
и вроде как справился). В том числе и Мойру объяснил. Хотя порой я, конечно, удивляюсь, почему создатели так боятся ввести новых, некомиксных персонажей? Представьте, в «Первом классе» Мойру Мактаггерт звали бы, например, Джейн Смит. Это вообще никак бы на сюжет не повлияло - персонажа такого в комиксах не было, сверхспособностей у нее и так нет, так что вопросов бы не возникло. Ввели же в Киновселенной Марвел некомиксного Фила Колсона - и ничего, даже сериал свой получил (кстати, «Агенты ЩИТ» классный сериал, рекомендую).
Вот такие эмоции у меня оставил фильм «Люди Икс: Первый класс». Думаю, вы поняли, что я не могу его оценить однозначно. В нем есть как хорошие, так и плохие моменты. И на каждый плюс найдется минус. После странной и глупой сцены может последовать сильная и интересная. Но в общем и целом, создателям удалось не ударить в грязь лицом и спасти франшизу после сольного недоразумения о Росомахе. И благодаря этому мы увидели еще несколько приключений мутантов. Ужасное, плохое, хорошее и шикарное. И Дедпул. В каком порядке эти эпитеты пойдут - скоро узнаете!
P.S. Пишите в комментариях, как вам «Первый класс»? И какая трилогия лучше - первая или вторая? Или трилогия сольников о Росомахе? (нет)