Творческое наследие группы «Аквариум» крайне велико. Борис Борисович написал уже более 600 песен и останавливаться явно не собирается. Однако это не мешает им периодически записывать или исполнять на концертах чужие хиты. Относительно недавно я составлял
топ лучших кавер-версий песен «Аквариума». А потом задумался: а чего это я не выпущу топ лучших кавер-версий от самого «Аквариума»? Итак, это топ-11 перепевок от Бориса Гребенщикова и компании! Почему топ-11? Потому что я украл идею у Ностальгирующего критика! Поехали!
11. «Лейся, песня на просторе» (Владимир Мулерман)
В альбоме «Митьковские песни» Борис Гребенщиков исполнил сразу четыре старые советские песни, больше чем кто-либо. Все они мне очень нравятся, но всегда коробила в них одна деталь. Голос БГ мне казался неискренним. Ну я не слышал в нем человека, над которым в «Темной ночи» действительно пули свистят по степи, который в «Песне о встречном» радовался началу трудового дня, и того, кто встретился с безответной любовью на Заречной улице. Но вот «Лейся, песня» - другое дело. Слышалось, что он поет от души, что он действительно счастлив от того, что он будет «штурмовать далеко море». Он не моряк? Ну и что! Пусть в этом случае море будет аллегорией! Веселая задорная песня и волшебный аккордеонный проигрыш Сергея Щуракова.
10. «Растафара» («Зоопарк»)
Песни Майка Науменко - вообще очень благодатная почва для каверов. У «Зоопарка» очень страдала мелодия, и поэтому невероятно крутые тексты часто оказывались в довольно невзрачной обертке и звучали довольно бледно. Мастером по каверам Майка можно назвать Армена Григоряна - «Крематорий» любит перепевать хиты питерского музыканта. Но и БГ порой выдает каверы на своего старого друга, с которым они сотрудничали аж с середины 70-х. Он пел и «Пригородный блюз», и «Вперед, Бодхисатва!», но особенно ему, на мой взгляд, удалось прочтение песни «Растафара». Впрочем, ничего удивительного - ведь именно он был на подпевке в студийной версии альбома. Да и духовая секция в аквариумной переделке очень классно звучит. С самого вступления. Вот прям сразу - ТЫМ! ТЫДЫМ-ТЫМ-ТЫМ!
9. «Славное море, священный Байкал» (русская народная)
Вот бывает такое ощущение, что песня как будто специально написана для какого-то конкретного исполнителя, и написал ее не он сам только по какой-то нелепой случайности. Типичный пример - «Нежный вампир» Бутусова (кстати, совместно с БГ), в каждом аккорде которого я слышал группу «Пикник». Неудивительно, что годы спустя Шклярский записал свою версию этой песни. То же самое и со «Славным морем». Когда я услышал ее, я подумал: а вот бы ее БГ спел (справедливости ради, я про многие песни так думаю). Она как раз хороша для его баритона, а образы в песне вполне себе воспринимаются в переносном смысле. И как же я был рад, услышав ее в исполнении Бориса Борисовича в 2011 году!
8. «Звездочка моя ясная» («Цветы»)
По признанию самого БГ, он не слышал эту песню перед совместной записью с Чижом. И потому мелодию пришлось восстанавливать практически интуитивно. И вы знаете, это пошло каверу только на пользу! Песня зазвучала совсем по-иному. Не пафосно, не как гимн, а тихо и проникновенно. Исполнитель не кричит всему миру о том, как ему тяжело без Звездочки ясной, а негромко шепчет. Ну и плюс небольшое дополнение в третьем куплете. Вместо «ааааа прилететь» БГ поет «а тебе ко мне прилететь». По-моему, это тоже пошло песне на пользу.
7. «Цветы на огороде» («Звуки Му»)
Это тот случай, когда перепевка лучше оригинала. Потому что, при всем моем уважении к Петру Мамонову, слушать его просто невозможно. Нет, своя аудитория, конечно, у него тоже есть. Но блииин, ну невозможно. У меня уши вянут, честно говоря. А вот версия БГ на день рождения лидера «Звуков Му» и замечательного актера звучит в умеренной степени психоделично и довольно приятно. А от крипового детского хора у меня каждый раз мурашки по коже. Впрочем, детский хор - это вообще довольно криповая вещь - послушайте хотя бы перепевки от Scala & Kolacny Brothers (в интернетах полно). А когда и текст еще такой… таинственно-жутковатый… В общем, послушайте сами!
6. «Я объявляю свой дом» («Кино»)
Click to view
Песни Цоя удаются Борису Гребенщикову, как и в случае с Майком, почти всегда. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь именно «Аквариум» помогал «Кино» записывать первые альбомы, да и музыканты явно многому друг у друга научились. Вообще я бы в топ мог включить почти все перепевки Цоя в исполнении БГ - хреново записанная с какого-то концерта «Камчатка», часто исполняемая «Мама-Анархия», «Генерал» с «Кинопроб»… Но я хотел остановиться на невероятно проникновенном исполнении песни «Я объявляю свой дом». Одна из лучших антивоенных песен в исполнении одного из главных противников войны сами-знаете-где. На возгласе «возьми, это твое!» у меня каждый раз сердце сжимается.
5. «То, что я должен сказать» (Александр Вертинский)
Я прямо скажу: мне не нравятся альбомы БГ «Песни Вертинского» и «Песни Окуджавы». Особенно последний. Борис Борисович, при всем моем уважении, просто испортил прекрасные песни унылым заунывным звуком и слабым исполнением. С песнями Вертинского ситуация чуть получше, но они сами по себе заунывно-печальные (позитивная «Пани Ирен» очень хорошо получилась, на мой взгляд). Однако одним альбомом 1994 года дело не ограничивается - БГ частенько любил перепевать Вертинского. Например, на «БГ. Стихи, песни» он исполнил уморительную «Разве можно от женщины требовать многого…». Но особенно ценна мне «То, что я должен сказать». Еще одна антивоенная песня, про которую сам БГ говорил: «Было много споров, по поводу какой войны она. Бросьте, не бывает разных войн. Война - это когда люди умирают зря. А то, что песня написана в начале века, ничего не значит». В 1980-е он пел ее про Афган. К сожалению, пару лет назад группа снова стала ее исполнять…
4. «Сердце» (Леонид Утесов)
После такой депрессивной песни самое время что-то позитивное вспомнить. Конечно, нельзя сказать, что «Сердце» с альбома «Чубчик» - это чистая переделка песни Леонида Утесова. В ней и мелодия совершенно не похожая, и строчки из «Евгения Онегина», и переделанная частушка про тёщин дом, и вообще настроение песни не лиричное, а шуточное. Но все-таки мне очень хочется включить ее в топ. Когда я впервые ее слушал, не мог удержаться от улыбки, а порой даже смеха. Очень веселое и светлое прочтение классики советского джаза. А «ту-туру-ту-ту» от БГ звучат настолько игриво, что чувствуешь, как он сам ловит кайф от такого исполнения. Жаль на концертах ее поют редко.
3. «Подмога» («Х*й забей»)
И опять к теме войны. Наверное, самая странная песня о войне, которую я когда-либо слышал. Я так и не понял, она шуточная или серьезная? Вроде бы серьезная тема, но количество мата на единицу времени не позволяют воспринимать ее всерьез. А уж когда поет БГ, он эти полярные впечатления просто увеличивает во сто крат. Его печальный вокал и трагичная мелодия вроде бы заставляют плакать… Но в то же время, когда он так растягивает слово «нае**ли», поневоле становится смешно. А Гребенщиков, слывущий высокоморальным интеллигентом (у непосвященной публики), поет песню, в которой мата больше, чем во всем его творчестве, когнитивный диссонанс попросту неизбежен.
2. «Песня о звёздах» (Евгений Евстигнеев, Рина Зеленая)
Боже мой, как же я люблю эту песню! Я слышал ее еще в детстве, когда папа мне напевал ее на ночь глядя. Правда, он помнил только пару строчек, но и мне их хватало, чтобы влюбиться в песню. Я тогда еще не знал, что такое Млечный путь, и представлял, что кто-то на небе действительно разливает какое-то волшебное молоко. Я закрывал глаза, обнимал любимую плюшевую игрушку детства - пса Филю - и сочинял сказки о волшебном небесном молоке. А когда я услышал ее в исполнении любимого музыканта, даже немного прослезился. Очень трогательное, проникновенное и мелодичное исполнение Сашей Васильевым и Борисом Борисовичем улучшило песню, сделав ее настоящей колыбельной. Прошло много лет, и вот уже я пою ее своему сынишке.
В качестве бонуса сегодня - старинная баллада You belong to me. Я в своем топе умышленно не упомянул кавер-версии англоязычных песен. Как бы хорошо английским языком Борис Борисович ни владел, все же пение на английском выдает его с головой. Однако все же мне нравятся многие его версии песен на английском. Неплохо получилось Satisfaction на одном концерте, были хорошие No woman no cry, Play with fire, но вот You belong to me как будто под него писалась - самое то для исполнения «Аквариумом».
1. «Город» (Алексей Хвостенко)
Click to view
Несмотря на то, что эта песня мне надоела до чертиков, я просто не мог на первое место поставить что-то еще. Как сказал на одном из концертов Армен Григорян, «у каждого музыканта есть своя Yesterday». И по какой-то нелепой случайности «йестудеем» БГ стала песня, к которой он не писал ни музыку, ни слова. По его собственным словам, он услышал эту песню на одном из спектаклей и даже не знал, кто ее автор. И нехило так перепутал слова. Причем речь не только о первом слове - «под» или «над» небом голубым есть этот самый город.
Именно с «Города» я начал свое знакомство с творчества БГ. Если бы я не услышал эту песню, то, возможно, не услышал бы и сотни других. И именно эта песня в творчестве «Аквариума» самая таинственная и загадочная. Лишь несколько лет назад выяснилось, кто настоящий автор ее текста и музыки. Благодаря
великолепному исследованию энтузиастов выяснилось, что в авторах нужно указывать не «Франческо да Милано - Хвостенко/Волохонский», а «Вавилов - Волохонский». Чуть подробнее я
писал об этом почти 5 лет назад.
Исполнение «Города» Гребенщиковым сделало песню хитом на все времена и просто спасло от чудовищной версии Алексея Хвостенко, который поет, прямо скажем, просто отвратительно. Ну и сцена из фильма «Асса» с этой песней - одна из самых романтичных в советском кино.
P.S. Пишите в комментариях: какие кавер-версии в исполнении Бориса Гребенщикова и «Аквариума» любите вы?