Так получилось, что полнометражных мультфильмов я за свою жизнь видел крайне мало. В детстве по телевизору в основном показывали либо мультсериалы, либо коротенькие советские мультики длиной 10-15 минут. Потом наступил период, когда смотреть мультфильмы вроде бы как стало стыдно («Что? Я? Нет, вы чо, мне ж не пять лет, какие мультики»)… А когда и эта стадия прошла, началась стадия «некогда». Выкроить 20 минут на серию мультсериала еще как-то можно, а вот найти полтора-два часа жизни для полнометражного мультфильма как-то не очень получается. А в кино я на мультфильмы вообще ходил всего два раза, и оба оставили у меня впечатление «прикольно», но не более того.
(картинка для превью в соцсетях)
Тем не менее, и в детстве, и сейчас мне периодически попадались мультики, которые сильно западали в душу. В девяностые, как правило, нужно было за это благодарить кабельный канал К-8, который крутил у нас пиратские фильмы и мультфильмы в легендарном «гнусавом» переводе. Итак, это топ-11 полнометражных мультфильмов, которые произвели на меня сильнейшее впечатление. Почему топ-11? Потому что я украл идею у «Ностальгирующего критика!» Поехали!
11. «Ральф» (2012)
Добрый и незатейливый мультфильм, использующий до дыр заезженную схему «большой неповоротливый добряк плюс маленькое суетливое достающее создание» («Ледниковый период», «Шрек», «Тимон и Пумба» и т.д.). Назвать прямо шедевральным это творение нельзя, но меня в нем зацепила концепция персонажей, созданных на основе классических компьютерных игр. И воплощена она в итоге гораздо лучше, чем в тех же богомерзких «Пикселях», несмотря на отсутствие прав на некоторых классических героев. Это, пожалуй, первый мультфильм, в котором я столкнулся с большим количеством отсылок к массовой культуре - от Call of Duty до «Чужого». Ну и особенно хороша сцена беседы злодеев в начале (там где Зангиев рассказывает, почему он крушит всех головой об пол).
10. «Аладдин» (1992)
А вот этот мультик я посмотрел в одноголосой озвучке на том самом К-8. Нельзя сказать, что в нем рассказана какая-то невероятно сложная история - переложение арабской народной сказки (которая, кстати, может оказаться не арабской и не народной, гугл в помощь). Я до этого читал эту сказку в книжке, потому каким-то сюжетным поворотам несильно удивился. Даже когда Джаффар превратился в джинна, я воспринял это как «авторскую вольность» (понятия не имея, что такое авторская вольность). Единственное, что меня смутило, почему принцессу Бадр-аль-Будур стали звать Жасмин. Так что же такое необычное было для меня в этом мультике? А то, что он был ПЕРВЫМ полнометражным мультфильмом, который я посмотрел. И для меня стало большим сюрпризом то, что мультики могут длиться больше получаса. Я даже не знаю, как мне родители тогда разрешили его посмотреть - мне в те времена разрешалось смотреть телевизор не больше 30 минут.
9. «Жёлтая подводная лодка» (1968)
А этот мультфильм я посмотрел уже в 17-18 лет, когда я вовсю интересовался рок-музыкой (рок жив, смерть попсе, вот это вот всё). И он оказал на мое мироощущение огромное влияние. Его психоделичность, наплевательское отношение к киноклише, безумный стиль рисования и анимации сильно свернули мне башню. Возможно, она встала бы на место, если бы потом я не посмотрел видео Курехина про Ленина и грибы. И вместе с ним я окончательно распрощался с попытками быть нормальным человеком.
8. «История игрушек» 1-3 (1995, 1999, 2010)
Немного считерил, поставив на одно место сразу три мультфильма, но они воспринимаются мной как одна цельная история. Так получилось, что я посмотрел эти мультфильмы совсем недавно, и наверное, поэтому они в моем рейтинге находятся так низко. Думаю, в девяностые-начале двухтысячных «История игрушек» произвела бы на меня более сильное впечатление, а встреча с героями в третьей части спустя 11 лет заставила бы прослезиться. Все-таки не зря Pixar славится тем, что мультфильмы у него получаются очень душевными. Персонажи вызывают симпатию, и им начинаешь верить, несмотря на всю фантастичность повествования. А третья часть вообще вышла не очень-то и детской - некоторые даже усмотрели в ней отсылки к холокосту. Трилогия была посмотрена мной на одном дыхании и заставила на несколько часов вернуться в детство, в ту пору, когда я действительно верил, что игрушки на самом деле живые, и разговаривал с ними.
7. «Лего: Фильм» (2014)
Этот фильм впечатлил меня в двух аспектах: анимация и концовка. Анимация впечатляет тем, что абсолютно все, кроме движения лиц и пары взрывов, было сделано с помощью LEGO. В каких-то моментах это смотрелось очень эффектно (например, анимация морских волн), а где-то очень весело: например, героиня, которая «распускает» волосы в слоу-мо, или «вода», льющаяся целыми булыжниками из душа. Что касается сюжета, то почти до самого конца я воспринимал мультик как очередную простенькую историю о том, что даже обычный человек способен на многое, если только верить, бла-бла-бла, мы слышали это тысячу раз. Но когда в конце появились настоящие мальчик с папой, мне захотелось стоя поаплодировать сценаристам. Я был очень впечатлен тем, что вся эта история - всего лишь воображение ребенка, которому просто хочется поиграть. Одна эта сцена перенесла меня в детство сильнее, чем вся трилогия «Истории игрушек». Ну и очень впечатлил посыл мультика: игрушки нужны для того, чтобы в них играть, а не для того, чтобы коллекционировать.
6. «Король Лев» (1994)
Ну скажите, вы правда не ожидали увидеть этот пункт? По-моему, это диснеевское творение просто обречено на попадание в любой мультипликационный топ. И есть за что. Блестящая анимация, блестящая озвучка, блестящие персонажи, блестящая даже по нынешним временам анимация…
Когда я смотрел «Короля Льва», я уже был знаком со смертью и убийствами. Ну а что вы хотите, девяностые на дворе, первая чеченская уже началась. Да и в мультиках нередко видел гибель положительных героев. И, возможно, даже понимал, к чему все идет в «Короле Льве»… Но поражал даже не сам факт смерти, а то, что произошло впоследствии. Та сцена, где Симба подходит к Муфасе и надеется, что он сейчас встанет. И вот он лежит, почти как живой (рейтинг же не позволит кровищу и перемолотые кости показывать). Кажется, что он сейчас встанет… Нет, Муфаса умер. Навсегда. И его не оживить ни путешествием во времени, ни заклинанием… Это очень сильная сцена, бьющая прямо в сердце.
5. «Лис и пёс» (1981)
Малоизвестное у нас в России произведение студии «Дисней» из далеких 1980-х. Поначалу история развивается вполне по канонам «единство противоположностей». Маленький лисенок заводит дружбу со щенком охотничьей собаки, чье предназначение заключается в охоте на лис. Но потом все переворачивается с ног на голову - пес винит лиса в гибели своего друга, и они становятся врагами. Конечно, в конце дружба побеждает, хоть друзья и расстаются. И, в общем-то, ты понимаешь, как будет развиваться эта история. В 20 с лишним лет. А вот в детстве я смотрел этот мультик с замиранием сердца. И действительно переживал за персонажей. А в моменте, когда охотник наставил на лиса ружье, протянись пауза чуть подольше, я бы точно разревелся от страха за героя и жалости. Вообще весь мультфильм очень эмоциональным, пронзительным и живым. Это вам не очередная стандартная история про милых говорящих зверушек…
4. «Отважный маленький тостер» (1987)
Да, по нынешним меркам название выглядит нелепо и скорее напоминает очередной эпизод каких-нибудь «Симпсонов». На деле же это довольно необычная история - эдакое «Федорино горе» наоборот. Электроприборы, живущие в загородном доме, так скучают по хозяину, что пытаются отправиться за ним в город. По пути им встречается множество препятствий, а заканчивается все настоящей экшн-сценой со спасением юноши, едва не погибшего под прессом. По прошествии лет я не могу сказать, что меня тянет его пересмотреть, хоть помню я крайне мало - суровый К-8, суровый голос Михалева, просирающий половину перевода… Но почему же у меня он в рейтинге так высоко? А потому что он в свое время нехило так меня напугал. В мультике реально есть множество по-настоящему жутких моментов, а концовка так и вовсе заставила меня вжаться в диван и смотреть затаив дыхание. Ну и акт самопожертвования тостера впечатлил меня в свое время даже сильнее, чем смерть Муфасы, как бы странно это ни звучало.
3. «Земля до начала времен» (1988)
К сожалению, у нас в России очень плохо знакомы с творчеством культового режиссера Дона Блута. А между тем этот человек создавал невероятно крутые мультфильмы, за которыми чувствовался не выверенный до миллиметра стиль корпорации, а дух автора. Все его творения пропитаны какой-то атмосферой мрачности, но при этом надежды на то, что все будет хорошо. Именно такое впечатление создается от просмотра «Земли до начала времен».
Помнится, в начале 2000-х по телевизору мультфильмы выходили не как сейчас - на паре тематических каналов нон-стоп, а в определенное время, но зато почти по всем каналам. В тот день я планировал посмотреть какую-то серию мультсериала по РТР, но она начиналась позднее, чем «Земля до начала времен» по ОРТ. И я решил: начну смотреть этот мультик, а потом переключу на второй канал. В общем, включил я ОРТ… и очнулся только через час с небольшим во время финальных титров. Все время мультфильм держит в напряжении, не дает расслабиться ни на секунду. В нем много по-настоящему страшных моментов, которые ты переживаешь вместе с героями - особенно сцены с тираннозавром. Да никакой «Кошмар на улице Вязов» не мог меня в те годы напугать сильнее, чем финальная схватка динозавриков с врагом. Ну а сцена смерти мамы главного героя… Как говорится, «давай, расскажи, как ты плакал над Хатико».
2. «Все псы попадают в рай» (1989)
И снова Дон Блут! Его же перу принадлежат такие трогательные и порой жутковатые творения, как «Пингвин и камешек», «Анастасия», «Американский хвост» и другие. Да только из них можно было бы этот топ запилить, но я решил все-таки выделить самые яркие его творения.
«Все псы попадают в рай» - это фирменный Дон Блут. Множество мрачных и действительно страшных сцен, моральный посыл и хэппи-энд. Помнится, после просмотра этого мультфильма, а особенно сцен с Дьяволом и адом, мне было реально страшно засыпать. Да черт побери, в этом мультике есть РЕАЛЬНАЯ СМЕРТЬ СОБАКИ. То есть весь замес начинается, когда убивают главного героя. Что говорите? Игра престолов? Пффф…
Но лично для меня фильм ценен даже не этим, а кульминацией, когда встает перед выбором: спасти ему тонущую девочку или вытащить свои часы жизни. И вы знаете, этот мультфильм стал первым, после которого я по-настоящему плакал. Не от страха, не от разочарования, что он закончился, а от нахлынувших чувств и эмоций. А ведь я тогда даже в школу не ходил.
1. «Головоломка» (2015)
Кажется, про этот фильм уже рассказали вообще все, что можно. И про необычную концепцию («а что если у чувств есть чувства»), и про эмоциональность, и про отсылки, и про историю создания… Что я могу еще добавить?
А то, что я не думал, что в 2015 году мультик сможет так сильно запасть мне в душу и так сильно тронуть. Создатели действительно заставили сопереживать Райли, и многие из ее чувств и эмоций были мне очень близки и знакомы. Например, когда ей не удавалось нормально сыграть в хоккей из-за переживаний, и она решила завязать с любимым занятием…
Невероятно порадовал и юмор в мультике. Стирание воспоминаний (все номера телефонов, имена кукол, президенты США - «оставим Линкольна и Вашингтона») дверь с потаенным кошмарами (брокколи, клоун), идеальный парень, абстрактное мышление - все это настолько интересно и забавно было визуализировано, что поневоле расплываешься в улыбке. А эмоции в головах других людей (эмоции папы смотрят хоккей, эмоции мальчика в панике носятся по мозгу с воплями «Девчонка! Девчонка!») вообще заставили от души хохотать.
Ну и главное - трогательные сцены. Почему-то многие в первую очередь указывают исчезновение Бинго-Бонго, но мне лично запала в душу концовка, когда Райли не сдержалась и заплакала. Мне в тот момент реально захотелось обнять и погладить героиню по голове. Ну и всплакнуть вместе с ней.
P.S. Пишите в комментариях: а какие мультфильмы у вас оставили наиболее сильные впечатления? Жду комментариев с нетерпением, ибо сам мультиков смотрел мало, потому, возможно, из ваших постов составлю себе список «на посмотреть».