Рим мартовский 10. Porto di Ripetta на Марсовом поле

May 05, 2011 17:53



В прошлый раз мы расстались с вами на выставке М.Шагала в Алтаре мира - Ara Pacis, там же я обещал поведать об истории этого места....
Пожалуй сейчас самое время, включаем машину времени?

Что же это за место такое, где находится Ara Pacis augustae? Покопавшись изрядно в сети и озадачившись неперевариваемым количеством исторического материала, вышел к исходной точке, она вела к несуществующему ныне объекту - малому речному порту - Ripetta, что был построен именно там, где мы смотрели Шагала, это как же так? А вот о чём говорят источники...
Тибр был удобной транпортной артерией города, отсюда наличие портов не вызывает удивления, вот поэтому, по указанию Папы Климента XI, архитектор Алессандро Спекки в 1703-1704 годах возводит очень красивый порт, посмотрим, как это происходило, благо сохранилось немало картин художников того времени на тему:



1. Так выглядело это место в конце 17 века, до начала строительства.



2. А вот уже и 1703 год, начало стройки - это Гаспар ван Виттель оставил потомкам свою картину. Да и в дальнейшем он несколько раз запечатлел это место, следующие две картины - его:



3. 1706. Порт уже построен, архитектор удачно использовал рельеф местности, заключив естественный выступ грунта в полукруг, обрамив его лестничными спусками к воде. В ходе работ был использован травертин, упавший с Колизея при землетрясении 1703 года...
Следует обратить внимание на то, что наш объект находился на Марсовом поле, культовом месте империи, правда, на тот момент 18 века оно уже было плотно засторено и архитектор гармонично связал свой объект с находящимися рядом церквями Сан-Рокко и Сан Джироламо дельи Скьявони, а также несколькими палаццо знатных горожан.



4. 1720 год, опять ван Виттель радует нас.



5. Хендрик Франс ван Линт, 1726. Хорошо заметен фонтан между двух колонн...



6. Гравюра Джузеппе Васи, 1748 год.



7. Вид на Тибр со стороны порта, 1749.



8. Джованни-Батиста Пиранези, 1750.



9. 1761 год, автора не знаю, но тоже похоже на Пиранези.



10. Фото середины 19 столетия, пока никаких изменений...



11. 1864.



12. 1869 год - на Тибре появились пароходы, всё-таки век пара!



13. Литография Филиппа Бенуа - 1870 год.



14. Акварель Этторе Франца - 1875 год.



15. Снова Э.Франц, акварель, 1875.



16. Снимок 1876 года.



17. Крупное здание рядом с причалом, 70-е годы XIX столетия - именно тогда наступил кризис
порта, ведь появился серьёзный конкурент - железная дорога, она-то и "убила" его...
В 1878 году очень быстро сооружается металлический мост, его воткнули прямо в полукружие:



18. Строят мост, 1878.



19. Мост построили неказисто, но зато быстро, 1878.



20. 1887 год, так это выглядело. Еще несколько похожих снимков тех лет:



21. 1885.



22. 1890. На этом снимке мы еще видим полукружие стенки порта, а вот на следующем уже нет:



23. Обратили внимание? Набережную выровняли и порт исчез навсегда...1893. А через 9 лет
железный мост разобрали и чуть поодаль построили солидный Понте Кавур:



24. Понте Кавур, снимок 1913 года.



25. 1920 год, так это место выглядело тогда сверху...



26. А это уже 1938 - именно здесь, на месте старинного порта появляется павильон Алтаря Мира,
но что это, ведь он совсем не тот, который мы видели...однако об этом в следующем постике,
ибо утомил я вас...
А, вот ещё что, теперь я наверняка знаю, откуда Тома де Томон позаимствовал идею создания
знаменитой Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петебурге:



27. Стрелка ВО, 1817 год. Сравните с картинкой номер 3... В те годы Стрелка с успехом выполняла функции порта.



28. Стрелка В.О., современный вид. Разумеется, Тома де Томон использовав идею римского порта, развил её и довёл до совершенства,
применительно к местным условиям - полноводности и ширины Невы, создав грандиозный архитектурный ансамбль...

Рим, Италия

Previous post Next post
Up